Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-экономическая характеристика предприятия



2020-02-03 246 Обсуждений (0)
Организационно-экономическая характеристика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предприятие специализируется на выпуске водки, ликероводочных изделий и сиропов и по отраслевой принадлежности входит в состав предприятий пищевой промышленности. В настоящее время продукция производится по полному циклу традиционной технологии производства ликероводочных изделий на оборудовании по розливу и оформлении бутылки фирмы "КRONE".

Основным видом деятельности согласно уставу предприятия, является производство, поставка и хранение спиртных напитков. Производство алкогольной продукции регулируется государством в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [2, ст. 1], основными требованиями которого являются:

- получение соответствующей лицензии (приложение 2);

- обязательное наличие акцизных марок [2, п. 6];

- необходимость учета [6, п. 3.1] и декларирования [7, п. 1.1] объема производства и оборота алкогольной продукции;

- величина оплаченного уставного капитала предприятии, производящей спиртосодержащую продукцию должна составлять не менее 50 млн. руб.

Следующим требованием при производстве алкогольной продукции - наличие сертификата соответствия к оборудованию, которое должно быть оснащено в обязательном порядке:

- автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции [3, п. 2.1];

- техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

Помимо требований к технологическому оборудованию, маркировке и лицензированию, государством предъявляются требования к документам, сопровождающим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная (приложение 3) [8];

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) [9, п. 12];

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации (приложение 4) [10];

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 % объема готовой продукции).

Основным сырьем для производства ликероводочных изделий является ректификованный спирт, который поставляется спиртовым заводом г. Великие Луки. Процесс приготовления и розлива продукции полностью автоматизирован (приложение 5).

В сравнении с крупными российским предприятиями, производящими ликероводочную продукцию, например, Московский завод «Кристалл», «Глазовский» относится к небольшим предприятиям (табл. 2.1.)


Таблица 2.1

Показатели, характеризующие размеры ООО «Глазовский»

Показатели

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Производственная площадь, м2

1200 1210 1350 1350 1350

Производственная мощность, тыс. дал.

6,0 6,0 6,5 6,8 7,0
Использование производственных площадей, % 85,7 85,7 92,8 97,1 97,1

Объем закупаемого сырья, тыс. дал.

3,0 3,0 3,5 4,0 4,4

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

2120 1520 386 7231 3224
Среднегодовая численность работников, чел. 60 65 72 75 75
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 53946 54080 55302 49770 48532
Наличие техники, оборудования, физ. ед.   2 4 4 4
 -технологическая линия по производству водки   1 1 1 1
 -технологическая линия по розливу и упаковке   1 2 2 2
Бутылкомоечная машина TERMA   - 1 1 1
Энергетические мощности, кВт. 600 1500 2000 2000 2000

 

Несмотря на сложную финансовую обстановку, в которой находилось предприятие в начале своей хозяйственной деятельности, за период 2005-2009 г.г. ООО «Глазовский», наращивал техническое оснащение производства. Так, по данным табл. 2.1 производственная площадь увеличилась на 140 м2 (1350 - 1210), темп прироста составил 11,5 % ((1350 - 1210) / 1210) относительно 2006 г. В основном этот рост произошел за счет увеличения уставного капитала. По законодательству минимальный размер уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью составляет 10 тыс. руб. Однако, в соответствие с изменениями в законодательстве, начиная с 1 января 2006 г., производством алкогольной продукции вправе заниматься организации с оплаченным уставным капиталом не менее 50 млн. руб. Поэтому в декабре 2005 г. уставный капитал был увеличен с 10 тыс. руб. (на момент начала работы ликероводочного завода 23 сентября 2005) до 50205 тыс. руб. Данное увеличение осуществлено за счет дополнительного вклада одного из участников ООО «Глазовский» недвижимым имуществом, принадлежащим участнику на праве собственности: административным зданием, производственным корпусом и складом. Оценочная стоимость имущества определена на основании отчета № 12/05 об оценке рыночной стоимости трех объектов недвижимости от 29 ноября 2005 г., составитель ООО «Лига оценки». К моменту утверждения нового Устава уставный капитал оплачен полностью и состоит из двух долей.

Увеличение производственной мощности позволило модернизировать производство: в 2006 г. была смонтирована технологическая линия по производству водки и ликеров и технологическая линия по розливу и упаковке; в 2007 г. к уже имеющемуся оборудования добавлена еще одна линия по розливу для ликеров и бутылкомоечная машина. Таким образом, количество основного технологического оборудования в 2008 г. увеличилось в 2 раза (4/2) относительно 2006 г. С вводом новых технологических линий энергетическая мощность предприятия относительно 2006 г. увеличилась на 133 %, относительно 2005 г. – более, чем в 3 раза. Кроме того, модернизация и расширение производства способствовало увеличению количества рабочих мест. Среднесписочная численность работников ООО «Глазовский» относительно 2005 г.(на момент создания предприятия) увеличилась на 15 человек или на 125 %.

Но, несмотря на увеличение количества технологического оборудования, стоимость основных производственных фондов уменьшилась на 5532 тыс. руб. (49770 - 55302) или на 10 % (100% - 49770/55302*100%). Отчасти снижение данного показателя объясняется выводом из эксплуатации старого оборудования.

Вследствие модернизации производства использование производственных площадей увеличилось относительно 2006 г. на 11,4 % (97,1 - 85,7), относительно 2007 г. на 4,3% (97,1 - 92,8).

Также, увеличение производственной площади привело к росту производственной мощности на 0,8 тыс. дал. (6,8 - 6,0) или на 113 % (6,8/6,0*100%) и, как следствие, к увеличению объема закупаемого сырья на 0,5 тыс. дал. (4,0 - 3,5) или на 114 % ((4,0/3,5*100%) в 2008 г. относительно 2007 г.

Таким образом, анализируя размеры предприятия и темпы прироста отдельных показателей, можно с уверенностью сказать, что руководство ООО «Глазовский» твердо намерено вывести завод из состояния банкротства, в котором оно находилось в 2005 г.

По данным табл. 1.1 с ростом объема закупаемого сырья увеличился объем выпуска товарной продукции относительно 2006 г. на 476 % (7231/1520), относительно 2007 г. на 1873 % (7231/386). Однако, в 2009 г. произошло объем выпуска товарной продукции снизился более, чем в 2 раза. Причины этого снижения можно выяснить, проведя анализ структуры товарной продукции, представленный в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2

Структура товарной продукции ООО «Глазовский»

Вид

продукции

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

тыс. руб % к итогу тыс. руб % к итогу тыс. руб % к итогу тыс. руб % к итогу тыс. руб % к итогу

Водка

1717 81 1489 98 386 100 6575 91 3224 100

Ликер

203 10 31 2 - - 439 6 - -

Наливка

198 9 - - - - 209 3 - -

Сироп

2 0 - - - - 8 0 - -

Итого

2120 100 1520 100 386 100 7231 100 3224 100

 

Как видно из табл. 2.2 основным видом продукции, который производит предприятие, является водка. В 2008 г. в общем объеме товарной продукции доля водки составляла 91 %. Это на 9 % меньше, чем в 2007 г. Такое изменение структуры товарной продукции объясняется увеличением ассортимента ликероводочной продукции, как это было в 2005 г. до банкротства. В 2006-2007 г.г. стратегия предприятия состояла в получении максимальной прибыли с наименьшими затратами для вывода предприятия из кризиса, поэтому в составе структурной продукции преобладала водка, как более востребованный продукт на рынке. В 2008 г. финансовые проблемы постепенно начали решаться, поэтому руководство ООО «Глазовский» начало реализовывать новую маркетинговую политику – использование других сегментов рынка алкогольной продукции – с целью привлечения новых потребителей, в связи с чем было принято решение о производстве новых видов продукции, таких как ликер и наливка. Такой вид продукции как сироп реализуется только как остаток оборотных средств, не использованных в производстве ликера. В 2009 г. в структуре товарной продукции доля водки составляет уже 100 %. Руководство организации отказалось от производства ликеров, наливок и сиропов. Одной из причин этому является высокая себестоимость их производства.

Рассмотрим далее процесс финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия за период 2005-2009 г.г.(табл. 2.3).

 

Таблица 2.3

Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Глазовский»

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

865

1134

-

2866

1654

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

1527

1769

-

2856

1864

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.

-662

-635

0

10

210

Рентабельность, %

-43,35

-35,90

 

0,35

11,27

Приходится валовой продукции в сопоставимых ценах на 1 среднегодового работника, руб.

14,42

17,45

0,00

38,21

22,05

Кредиторская задолженность

4023

4893

10281

13781

15038

Дебиторская задолженность

425

3506

811

2419

1700

Отношение кредиторской задолженности к дебиторской, раз.

9,47

1,40

12,68

5,70

8,85

 

Оценивая финансово-хозяйственную деятельность предприятия по данным табл. 2.3, можно отметить, что в 2007 г. она не велась, так как отсутствует выручка от реализации. На фоне высокого темпа роста товарной продукции данное обстоятельство вызывает удивление. Однако, анализируя данные финансовой отчетности, следует предположить, что часть продукции все-таки реализована, но за нее не расплатились покупатели. Данное обстоятельство объясняется увеличением суммы дебиторской задолженности, которая является долгосрочной. Поэтому в 2007 г. целью предприятия было снижение дебиторской задолженности. И это руководству удалось: дебиторская задолженность в 2007 г. снизилась относительно 2006 г. на 2695 руб. или на 23 % (811/3506*100 %). Но в 2008 г. она снова увеличилась почти в 3 раза из-за невозможности потребителей расплатиться за продукцию отчасти в связи с финансовым кризисом в стране. Увеличение дебиторской задолженности соответственно вызвало увеличение кредиторской задолженности, которая по данным табл. 1.3 за период 2005-2008 г.г. увеличивалась постоянно. Так, в 2008 г. темп прироста кредиторской задолженности составил 34 % ((13781- 10281)/10281*100 %) относительно 2007 г.

Другой причиной отсутствия выручки от продажи, как можно предположить, являлись убытки: в 2005 г. - 662 тыс. руб.; 2006 г. – 635 тыс. руб. Убытки возникали вследствие увеличения себестоимости продукции. Так, в 2006 г. себестоимость увеличилась на 116 % относительно 2005 г. Таким образом, за период 2005-2006 г.г. убытки сделали предприятия нерентабельным, поэтому руководство взяло своеобразный тайм-аут для технического перевооружения и модернизации производства, а также для получения долгов с потребителей.

Такая тактика позволила ООО «Глазовский» в 2008 г. получить валовую прибыль в 10 тыс. руб. и увеличить рентабельность более, чем на 36 % (0,35- (-35,9)) относительно 2006 г.

Однако, несмотря на нерентабельность предприятия, объем валовой продукции на 1 среднегодового работника за период 2005-2008 г. увеличивался в 2006 г. на 121 % относительно 2005 г.; в 2008 г. – более, чем в 2 раза относительно 2006 г.

В 2009 г. продолжается политика снижения дебиторской задолженности, которую удалось снизить почти в 1,5 раза. Изменение структуры товарной продукции, несмотря на снижение ее объема, позволило организации снизить общую себестоимость продукции на 35 % и увеличить валовую прибыль в 21 раз. Вследствие этого рентабельность производства увеличилась на 10 %.

Дать оценку техническому перевооружению и модернизации производства в ООО «Глазовский» можно с использованием обобщающих показателей экономической эффективности использования основных средств – фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4

Состав основных производственных фондов ООО «Глазовский»

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Основные производственные фонды, тыс. руб. 53946

54080

55302

49770

48532

Фондообеспеченность на 1000 м2, тыс. руб.

44,96

44,69

40,96

36,87

35,95

Энергообеспеченность, л.с. на 100 м2

89,91

36,05

27,65

24,89

24,27

Фондовооруженность на 1 работника, тыс.руб./чел.

899

832

768

664

647

Энерговооруженность на 1 работника, л.с.

13,6

31,4

37,8

36,3

36,3

Фондоотдача, руб.

0,02

0,02

-

0,06

0,03

Фондоемкость, руб.

62,37

47,69

-

17,37

29,34

Фондорентабельность, %

-1,23

-1,17

0,00

0,02

0,43

Норма прибыли, %

62

48

 

17

29

Срок окупаемости фондов, лет

-1,23

-1,17

0,00

0,02

0,43


По данным табл. 2.4 в 2008 г. на предприятии выбыло основных средств на сумму -5532 руб. (49770-55302). В результате фондообеспеченность уменьшилась почти на 10 % относительно 2007 г.

Однако, несмотря на уменьшение стоимости основных средств за период 2005-2008 г.г., наблюдается стабильный рост фондоотдачи, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов, хотя значение данного показателя достаточно низко. Так, в 2008 г. фондоотдача увеличилась на 0,037 руб. (0,058 - 0,021) относительно 2006 г., следовательно, на каждый рубль, вложенный в основные средства, приходится больше выручки от продаж на 4 коп. Рост показателя фондоотдачи также позволяет заключить, что в основном произошло выбытие морально изношенного и устаревшего оборудования.

Снижение фондоемкости в динамике за период 2005-2008 г. свидетельствует об экономии труда, овеществленного в основных средствах. В 2008 г. относительно 2006 г. фондоемкость снизилась почти на 62 % ((17,37 - 47,69)/47,69*100 %), на каждый рубль выручки приходилось меньше стоимости основных средств в среднем на 30 коп. (17,37 - 47,69).

О норме прибыли, которую приносят основные средства, можно судить о показателю фондорентабельности. Если в 2006 г. основные средства прибыли не приносили, то в 2008 г. фондорентабельность увеличилась на 102 % ((0,02 – (-1,17))/1,17*100 %), следовательно, эффективность использования основных средств в финансово-хозяйственной деятельности ООО «Глазовский» повысилась на 102 %, на каждый рубль основных средств приходится больше валовой прибыли в среднем на 4 коп (0,02 – (-1,17).

В 2009 г. стоимость основных средств продолжает снижаться вследствие выбытия старевшего оборудования. Но этот факт нельзя назвать негативным, так как фондорентабельность увеличилась относительно 2008 г. на 21 %, что свидетельствует об эффективном использовании основных средст, несмотря на их выбытие.



2020-02-03 246 Обсуждений (0)
Организационно-экономическая характеристика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-экономическая характеристика предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)