Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционный фольклор в эпоху его активного бытования был моделирующей системой традиционной народной культуры.



2020-02-03 344 Обсуждений (0)
Традиционный фольклор в эпоху его активного бытования был моделирующей системой традиционной народной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционная народная культура – это культуры крестьян-земледельцев, которая представляет собой синтез мифоязыческих и народно-православных представлений. Ее мировоззренческой основой была традиция.

 В социальном плане традиция осознавалась как завещанный предками и – следовательно – сакральный свод правил социального поведения человека.

При этом народно-православный компонент сообщал традиции в целом гуманистический характер. Эти правила носили императивный характер, т.е. были обязательными для всех.

Таким образом основное назначение фольклора – это выполнение социорегламентирующей функции. Ее выполнение достигалось путем идеализации фольклорной картины мира, а средством идеализации было эстетическое начало, т.е. элементы изображения как пример для подражания. Элементы фольклорной картины мира наделялись эстетическими качествами.

Эстетическая функция оказалась подчиненной по отношению к функции социорегулятивной, к утверждению в обществе канонов традиции. Поход с этих позиций к фольклорно-языковому строю показал, что его организация является результатом действия социорегламентирующей функции.

Наиболее показательны в этой сфере три области фольклорно-языкового строя.

1. Фольклорное текстообразование.

2. Фольклорная формульность.

3. Формы языковой репрезентации фольклорной концептосферы.

Несмотря на то, что эстетическое начало подчинено выполнению главной социорегламентирующей функции, тем не менее роль эстетического компонента традиции как средства идеализации фольклорной картины мира весьма значительна.

Не случайно лингвофольклористика как наука о языковых основах народной словесности начиналась с утверждения в качестве основной именно эстетической функции фольклора.

Из анализа вопроса о направлении обработки диалектного материала под эстетическим углом зрения в науке обозначились три подхода.

1. Согласно мнению А.П. Евгеньевой эстетическое качество фольклорного строя создается ориентацией народных мастеров в системе диалекта на общеязыковые и общедиалектные явления – наиболее устойчивые, совершенные, понятные для всех, типические и поэтому наиболее соответствующие природе словесного искусства.

2. И.А. Оссовецкий полагал, что эстетическое качество привносится в устно-поэтическую речь свойственными фольклору экспрессивными элементами, так называемыми изобразительно-выразительными средствами, общими на разных диалектных территориях.

3. Е.Б. Артеменко считает, что эстетический компонент явился во многом результатом обработки его языковых основ в плане устранения разговорных признаков, черт диалектной речи как речи разговорного типа и преобразования фольклорно-языкового строя в этом плане в структурно полное, вербально самодостаточное, синтаксически предуготовленное упорядоченное языковое образование.

Например.

И вот значит / эта собака Дымка / она меня очень любила / она страшно злая собака / все боялись / к ней подходить // Она была на цепи в сарае таком / сарай был открытый / только была крыша / двери были открыты / и нее щенки были // Было шесть щенков // И вот значит она никому не давала подходить к ним // Я подходила / всегда брала их / она ну когда / хвостиком виляла / никогда.

Не думала меня матушка до веку избыть,

Избыл меня батюшка в единый час.

Семь лет я у батюшки в доме не была,

На восьмой годочек я вздумала:

Скинуся я пташечкой, горькой кукушкой,

Полечу я, горькая, к батюшке в сад…

Преодоление характерных явлений диалектной речи достигается, с одной стороны, элиминацией их из фольклорного текста, с другой стороны, трансформацией этих явлений в специфически фольклорные эстетически маркированные структуры.

К числу явлений, обусловленных спонтанным характером разговорной речи, относится формирование ее континуума (содержания) непосредственно в процессе говорения. С этим связана такая специфическая ее черта, как ассоциативное следование высказываний друг за другом.

Ассоциативный способ организации разговорной речи предопределяет действие в ней тенденции к отражению отношений действительности в предикативной форме, т.е. в форме отдельных предложений (предикативных единиц), к построению ее в виде цепи последовательно развертывающихся и информативно самодостаточных кадров. При этом каждый из этих кадров передает одно отношение к действительности и передает его в предикативной форме.

Например.

Разговорная речь.

Комната была убрана. У стены стоял диван. На диване лежал кот. Кот был большой и пушистый. Он важно развалился и сладко жмурился.

Кодифицированный литературный язык.

В чисто убранной комнате на диване у стены лежал, важно развалившись и сладко жмурясь, большой пушистый кот.

Фольклор воспринял от разговорной речи принцип предикативного представления отношений внешнего мира.

 

 

Лекция № 4



2020-02-03 344 Обсуждений (0)
Традиционный фольклор в эпоху его активного бытования был моделирующей системой традиционной народной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционный фольклор в эпоху его активного бытования был моделирующей системой традиционной народной культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)