Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации



2020-02-03 578 Обсуждений (0)
Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Фольклор воспринял от разговорной речи принцип предикативного представления отношений внешнего мира.

Причины.

1. Устная форма бытования.

2. Народные мастера сумели обнаружить в этой особенности эстетические возможности и использовать их в качестве манеры художественного изложения. Эта манера обусловливает изображение различных предметов, фактов, событий как равноправных явлений, самоценных величин. Это создает выпуклую, рельефную, объемную подачу каждой детали, каждого факта. В этом и состоит детализация.

Таким образом, воспринятый фольклором структурный принцип представления отношений действительности – это не продукт спонтанного речетворчества, а результат его функционального переосмысления под эстетическим углом зрения.

В стихотворном фольклоре эта тенденция отражения каждой детали в предикативной (предложенческой) форме осложняется тенденцией к смысловой цельнооформленности каждого стиха (каждый стих более или менее автономен, подлежащее и сказуемое в одной строке).

Е.Б. Артеменко называет это синтаксической организацией текстов стихотворного фольклора через структуру стиха.

Русский фольклор существует в стихе и в прозе (былички, анекдоты). Стихотворный фольклор всегда поется, стих существует в музыкальной оболочке. Поэтому фольклорный стих называют народно-песенным.

Таким образом, стихотворный фольклор является ареной взаимодействия трех сторон: музыкальной, поэтико-стиховой и языковой (синтаксической). Этим взаимодействием обусловлена тенденция к цельнооформленности стиха. Каждый стих заключается в рамках мелодии, существует в пределах определенного завершенного интонационного отрезка.

Целостность музыкальной фразы делает ее аналогом законченной интонации, характерной для высказывания. Именно эта особенность стимулировала организацию фольклорного стиха как целостной синтаксической единицы.

Для синтаксической единицы (предложения) важной категорией является предикативность. Поэтому каждый стих в фольклоре тяготеет к предикативной форме, является предложениеобразным почти всегда. Эта тенденция к смысловой цельнооформленности каждого стиха делает стих относительно автономной (самостоятельной) величиной.

Тем не менее стихи не всегда представляют собой цепочку последовательных предикативных единиц. Если предложение не помещается в рамках одного стиха, то происходит распространение предикативной единицы по ряду стихов (на 2,3 стиха). Этот стиховой ряд называется синтаксическим единством (СЕ).

СЕ – это аналог предложенческих конструкций в кодифицированном литературном языке, представляющий собой, как и в кодифицированном литературном языке, результат обработки разговорно-речевых структур. Но, в отличие от предложения, оно подверглось обработке в плане соотношения синтаксической и поэтико-стиховой сторон фольклора.

В наиболее простых случаях это бывает редко. СЕ представляет собой предложение, распространенное на несколько стихов, как в литературной поэзии. Чаще распространение на несколько стихов регламентируется специфическими принципами. При этом каждый стих достаточно целостный и самостоятельный, но между ними формируется тесная синтаксическая связь.

Это достигается путем связи стихов не только по горизонтали, как в литературной поэзии, но и по вертикали. Такое соотношение создается лексическим и/или функциональным тождеством компонентов стиха.

Заблудилась красна девка,

Заблудилась во лесу.

В этой рощице генерал гулял,

Генерал гулял с генеральшею.

Этот способ взаимодействии синтаксического строя фольклора с его стиховым строем Е.Б. Артеменко называет феноменом предикативной децентрализации (ПД).

Цель предикативной децентрализации – связь стихов с помощью повторов.

Существует шесть способов ПД.

1. Синтаксический параллелизм.

2. Позиционный повтор.

3. Концентрирующий повтор.

4. Цепной повтор.

5. Межстиховая атрибуция.

6. Местоименные приемы ПД как способ организации СЕ.

1. Синтаксический параллелизм (А.Н. Веселовский).

Это универсальный способ организации синтаксических конструкций в рамках стиха, широко представленный в различных языка и их формах.

Параллелизм служит для связи

- членов предложений;

- предикативных единиц в составе сложного предложения;

- самостоятельных предложений в составе сложного синтаксического целого.

Синтаксическая связь в параллелизме создается тождеством функций компонентов параллелизмов и одинаковым размещением этих компонентов по отношению друг к другу.

Лошади тронулись,

Колокольчик зазвенел,

Кибитка полетела.

Бабье лето ведра – осень мочливая.

Бабье лето мочливо – осень ведренная.

Своеобразие синтаксического параллелизма в фольклоре состоит в том, что на его основе строится структура стихов.

Этим обеспечивается

- автономия стиха,

- одинаковая синтаксическая организация соседних стихов обусловливает функциональное тождество и одинаковое размещение компонентов и на основе этого происходит нелинейная связь стихов.

Параллелизм наиболее широко распространен в песне.

Типы параллелизмов

1. Параллелизм стихов – сложных конструкций.

Тебя любил – счастлив я был,

Любить не стал – бессчастлив стал.

Как и мать по нем плачет, как река льется, как река льется,

А сестра по нем плачет, как волна бьется, как волна бьется,

А жена по нем плачет, как роса падет, как роса падет.

2. Параллелизм стихов – предикативных конструкций.

Смежные стихи представляют собой одинаково построенные предикативные единицы, а связь по вертикали достигается тождеством членов предикативных единиц.

А у всех девиц да родны матери,

Ай лю-ли, лю-ли, родны матери.

У меня бедной лиха мачеха,

Ай лю-ли, лю-ли, лиха мачеха.

У молодца кудри вьются,

У девушки слезы льются.

Как со вечеру притумнило,

С полуночи припорошило,

К белу свету заморозило.

3. Параллелизм стихов группы членов предикативных единиц.

Такой параллелизм образуется, как правило, однородными членами предложения.

Уж я тут дружка провожать пошла,

Да через три поля широкия,

Да через три реки глубокия,

А да через три луга заленыя.

Брала, брала девица,

Брала раскрасавица

Коромысло новое,

Ведерко дубовое.

Параллелизм этого типа создается не только однородными членами, но и членами, находящимися в отношении:

а) определяемое слово – приложение:

Да сера уточка со двора сошла,

Да со малыма, со деточками,

Да со горе-горькима сироточкамы (приложение).

Скакала, плясала по лугам,

С донским с молодым казаком,

С удалым добрым молодцом.

б) элементы специфических фольклорных конструкций, компоненты которых соотносятся по принципу общее - часть:

Увидала матушка

Из терема высокого,

Со крыльца широкого.

Оторвался твой ворон конь

От того столба точеного,

От колечка серебряного.

Существует троичный и неполный параллелизм.

2. Позиционный повтор как прием организации устно-поэтического текста имеет основу в структурных особенностях разговорной речи.

Разговорная речь имеет спонтанный характер, поэтому информация в разговорной речи подается порциями, а между этими порциями возникают паузы. Все это приводит к нарушению синтаксических связей между речевыми компонентами. Чтобы это компенсировать, разговорная речь прибегает к повторам.

Они дом купили, сад купили.

Дал ей корову, дал ей овцу.

Эти повторы чаще всего касаются элементов, наиболее значимых для содержания, и, как правило, повторяется элемент, связанный с однородными членами.

Они дом купили, сад купили.

Такие повторы послужили основой для приема позиционного повтора.

Позиционный повтор – это разновидность синтаксического параллелизма, для которого характерно лексическое тождество одного или нескольких членов соседних стихов.

Был я у тещи у приятливой,

Ох, был я у тестя у ласкового,

Был я у шурьев – ясных соколов,

Эх, был я у невесток – белых лебедей.

Для позиционного повтора обязательна общность позиций повторяющегося члена.

Три вида позиционного повтора

1. Повторяется простое предложение в составе сложного.

2. Повторяется предикативная единица.

3. Повторяется группа членов предложения.

1. При формировании синтаксического единства из стихов полипредикативной структуры позиционный повтор образуется путем повтора первой предикативной части стиха.

Слышала я, твой отец грозен,

Слышала я, твоя мать грозна.

Не женись, будут девочки любить,

Не женись, будут молодцы хвалить.

В данном случае наблюдается повтор и параллельное повторение стихов.

2. В рамках простого предложения.

Стих представляет собой простое предложение, обычно повторяется глагол-сказуемое.

Да уж я слушаю батюшку,

Да уж я слушаю матушку.

Родна матушка ни лиха, ни добра

Заставила капусту садить,

Приказала огород городить,

Приневолила… (синонимы)

3. Повторяется группа членов предложения.

Это встречается редко.

Прилегайте, мои кудри русые,

Ко моему ли лицу белому,

Ко моему лицу румяному (дополнение).

Чаще всего при образовании приема позиционного повтора используется повтор глагола-сказуемого. И эта особенность обеспечивает предикативную организацию каждого стиха.

3. Концентрирующий повтор как прием организации устно-поэтического текста базируется на разговорно-речевой особенности: повторе в последнем сегменте высказывания элемента предшествующего.

 

 



2020-02-03 578 Обсуждений (0)
Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)