Фольклор и его языковые основы в зеркале культуры
Лекция № 1
Предметом научной дисциплины, которая получила название «Лингвофольклористика», является язык русского фольклора. Для того, чтобы судить о языковых основах фольклора необходимо лучше знать, что представляет собой сам фольклор. Традиционно сам фольклор рассматривался и продолжает рассматриваться как устное народное поэтическое творчество, т.е. как эстетическое явление. Однако трактовка его выглядит несколько узко. Научно объективное суждение о фольклоре и его языковом строе обеспечивается в настоящее время подходом к нему прежде всего с позиции культурологии и лингвокультурологии. Данный подход предполагает знакомство с онтологическими (сущностными) основами культуры. Опираясь на понимание культуры в трудах Ю.М. Лотмана, Б. Успенского, К.В. Чистова, определяем культуру как существующую в материальных и духовных формах ненаследственную информацию («память коллектива»), фиксирующую социально-исторический опыт народа и передающую его по синхроническому и диахроническому каналу. Основная функция культуры видится ученым в создании вокруг человека социальной среды: «Основная работа культуры (в интерпретации Лотмана и Успенского) состоит в структурированной организации окружающего человека мира». Культура создает вокруг человека социальную среду, которая делает возможной жизнь общественную. Эта функция реализуется через социальные коды культуры, так называемые моделирующие системы: каждая исторически данная культура порождает определенную модель культуры. Основные моделирующие системы культуры – это мифология, фольклор, религия, философия, наука, художественная литература, искусство в его различных, прежде всего словесных формах. Как моделирующие эти системы отражают, организуют, представляют действительность через призму социального опыта народа в форме обусловленного этим опытом этнического миропонимания или в форме картины мира соответствующей культуры. «Картина мира, - указывает крупный лингвофольклорист Постовалова, - осуществляет смысловое конструирование мира в соответствии с определенной логикой, мировидением, миропониманием». Картина мира представляет собой орудие культуры действенное, интегративное начало, императив общественного бытия. Она предопределяет соответствующие народному мировидению формы общественного мироустройства, регламентирует жизнедеятельность социума в целом и каждого его человека, обеспечивает адаптацию к условиям социальной среды. Картина мира служит универсальным ориентиром человеческой деятельности, задает нормы поведения в мире, обеспечивает человеческое общение и взаимопонимание. Иными словами, мы живем и ведем себя в соответствии с тем, каким мы видим окружающий нас мир в параметрах картины мира той культуры, к которой мы принадлежим. Таким образом, культура осуществляет свою основную функцию (по Лотману и Успенскому) – функцию создания вокруг человека социальной среды, функцию организации общественной жизни. Будучи продуктом деятельности, человеческое сознание, картина мира представляют собой явление духовного плана. Картина мира входит в класс идеального как духовная сущность. Картина мира осуществляет миросмысловое конструирование и оказывает определенное влияние на жизнь общества через систему духовных стереотипов, т.е. культурных смыслов, которые отражают и воплощают социальный опыт в формах характерного для данной культуры народного мировоззрения. Система концептов культуры образует ее концептосферы. Таким образом, картина мира опредмечивается средствами ее культуры, средствами концептосферы. Условия и характер жизнедеятельности этноса → социально-исторический опыт этноса → культура: мировидение, миропонимание этноса > моделирующие системы (культурные модели) > картина мира культуры > концептосферы культуры → язык. Картина мира формируется моделирующими системами определенного типа, подтипа, формы культуры. В работах Р. Барта, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского моделирующие системы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным моделирующим системам (ПМС) относятся естественные языки. Вторичные моделирующие системы (ВМС) – мифология, фольклор, религия, философия, наука, художественная литература. Вторичные культурные модели объективируются средствами языка. «ВМС представляют собой структуры, в основе которых лежит естественный язык» (Ю.М. Лотман). За указанным различием первичных и вторичных моделей обнаруживается более глубокое и принципиальное несходство. Моделирующие системы (первичные, вторичные) воспроизводят действительность в виде собственных картин мира, в культурных смыслах свои концептосфер. Концептуальное содержание вторичных систем, согласно Ю.М. Лотману, представляет собой по отношению к языку «вторичную дополнительную структуру идеологического, эстетического, художественного или другого типа». Это значит, что вторичные модели конструируют каждая свою собственную картину мира с присущей ей концептосферой и тем самым картины мира с их концептосферами, не имея собственных средств овеществления, все получают выражение в языке. Тем самым подразделением культурных моделей на первичные и вторичные фиксируется факт разделения труда между ними. Концептосферам вторичных моделей отводится роль плана содержания (означаемого). А к первичным культурным моделям отводится функция плана выражения (означающего). Из этого положения следует два вывода. 1. Будучи средством овеществления моделирующих систем различных типов и форм культуры, язык оказывается межкультурным образованием. 2. Моделирующие системы с их различными концептосферами как явление плана содержания оказывают влияние на язык как на план своего выражения, т.е. на свое означающее. Видится актуальным вопрос о путях и формах взаимоотношений концептосфер различных систем культуры и материала обслуживающего их язык. В связи с этим пути, способы, формы, результаты, влияние культуры на средства ее языкового овеществления становятся последние тысячелетия объектом пристального внимания языковедов. Это привело к становлению в пределах науки о языке новой области – лингвокультурологии. При этом выясняется, что в пределах различных систем указанное взаимодействие реализуется в различных формах. И в этом плане большой интерес представляют собой языковые основы фольклора как культурного явления, ибо влияние культуры на ее языковые основы нигде не проявлялось в таких специфических формах, как в области взаимоотношения фольклора с его языковой субстанцией. Современные исследователи рассматривают фольклор в неразрывной связи с традиционной народной культурой. В ней видят форму бытования данного типа культуры, ее составную часть, культурную модель. Традиционная народная культура – это культура патриархального земледельческого общества эпохи позднеродового строя и эпохи феодализма???). Традиционная культура передавала социально-исторический опыт земледельческого общества в форме синкретической картины мира, объединявшей в себе элементы мифоязыческого и народноправославного воззрений. Ее носителям, как и представителям предшествующей архаической мифологической культуры, была свойственна ориентация на традицию как мировоззренческую основу общественного бытия. Понятие традиции уходит своими корнями в древнюю эпоху циклического понимания времени и выросшего на этой почве циклического мировосприятия в целом. Природные временные циклы (смена дня и ночи, времен года, годичные циклы, циклы человеческой жизни (детство, юность, зрелость, старость), вегетативные циклы, циклы в земледелии) и сугубая значимость таких циклических процессов для общественной жизни стимулировали понимание времени и жизненного уклада как последовательного повторения, воспроизведения одного и того же цикла событий, в результате за образец, за норму принималось то, что составляло общую стабильную типическую основу повторявшихся циклов. В параллель структуре циклических природных и производственных процессов традиция представляла собой две составные части: 1) стабильное базовое ядро: постоянно воссоздаваемые обобщенные элементы, константы, устойчивые основы традиции; 2) постоянное вариативное (циклическое) воспроизведение этих констант в окружающем человека мире и его социальной жизни. Таким образом, структурный каркас традиции составило, образовало соотношение инвариант – его вариативное воспроизведение. Основной моделирующей системой традиционной народной культуры явился фольклор. Его роль в этом плане выразилась в том, что он выступал средством представления, утверждения в общественном сознании, пропаганды и распространения традиции как освященных и предписываемых ею принципов общественной жизни, социальных отношений. Тем самым фольклор служил орудием осуществления основной социорегулятивной функции традиции (С.Д. – сравн. язык и его функции). В фольклоре «материализуется в известных пределах сама традиция». «В системе отношений традиционного общества, строго регулировавшегося нормами, запретами, предписаниями, вербальный (словесный) фольклор оказывался способом формулирования и узаконивания проповеди этих норм» (Б.Н. Путилов, с. 58). Именно в этом состояла главная изначальная функция фольклора. Поэтому классический фольклор в его основных жанровых разновидностях (народная песня, былина, сказка и т.д.) принято называть традиционным. Таким образом, в патриархальном земледельческом обществе фольклор как орудие традиции, как орудие регламентации традиционного жизнеустройства оказывается на положении своеобразного правового законодательного органа, социального правового института. В рассматриваемую нами эпоху фольклор становится средоточием всей духовной жизни общества, служащим единой нерасчлененной формой ее духовной жизни, ее выражением. В этой роли фольклор является фундаментом, на котором позднее происходит становление самостоятельных дифференцированных форм духовной культуры: театр, музыка, балет, вербальное искусство, наука, право и т.д. Возникает вопрос: в каких формах фольклор как моделирующая система традиционной народной культуры осуществлял регламентацию жизни патриархального общества в соответствии с канонами (правилами) традиции? Или иначе: в каких формах фольклор осуществлял внедрение принципов и правил традиционного жизнеустройства в общественное сознание и достигал претворения их в жизнь? Изучение фольклора с обозначенных позиций позволяет говорить о двух основных формах выполнения им главной социорегламентирующей функции: 1) структурно-иконическая форма;
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (732)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |