Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления сокращения безработицы в Республике Беларусь



2020-02-03 230 Обсуждений (0)
Основные направления сокращения безработицы в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследовав, основные направления государственного регулирования безработицы в Республике Беларусь и, проанализировав зарубежный опыт регулирования рынка труда, можно определить основные направления сокращения безработицы в Республике Беларусь.

Государственная политика занятости населения, главным образом, должна быть направлена: на формирование рациональной структуры занятости; повышение качества трудового потенциала; повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда; повышение действенности механизма стимулирования создания рабочих мест прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. В месте с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.

Таким образом, основными направлениями совершенствования государственного регулирования безработицы должны стать:

§ развитие правовой и экономической инфраструктуры рынка труда;

§ сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учётом потребностей структурной перестройки производства;

§ содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения;

§ создание развитой системы профобразования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса;

§ внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;

§ совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;

§ содействие занятости маргинальных групп населения;

§ совершенствование системы социальной поддержки безработных на основе системы страхования от безработицы;

§ поощрение территориальной мобильности рабочей силы, в том числе внешней трудовой миграции.

 

С целью оптимизации внешней трудовой миграции в Республике Беларусь необходимо:

§ продолжить совершенствование нормативно-правовой базы по регулированию внешней трудовой миграции, активизировать заключение международных договоров, регламентирующих рассматриваемые процессы, в первую очередь с государствами – главными импортерами белорусской рабочей силы, или включать разделы о трудовой миграции в договоры о торгово-экономических и других видах сотрудничества;

§ дополнить миграционную политику Республики Беларусь эффективной деятельностью в области прав как мигрантов, так и собственных граждан;

§ создать единое миграционное пространство в рамках Союзного государства, что позволит более результативно осуществлять контроль и регулирование миграционных процессов;

§ разработать механизм стимулирования возвращения трудовых мигрантов и их инвестирования в национальную экономику;

§ развить сеть образовательных структур и информационных центров, предоставляющих такие виды услуг, как обучение иностранному языку, ознакомление с трудовым, миграционным и налоговым законодательством страны выезда, проверка правильности оформления трудового контракта, консультации психолога;

§ привести в соответствие с международными образцами нормы и стандарты образовательного процесса, а также оформление документов о получении образования;

§ активно привлекать иностранных трудовых мигрантов в наиболее трудоёмкие отрасли экономики Беларуси, например, сезонные работы на сельскохозяйственных предприятиях;

§ облегчить налоговое бремя для иностранных трудовых мигрантов и других граждан, желающих инвестировать капитал в экономику Беларуси.[9, c.36]

Исследование показало, что одной из проблем молодежного рынка труда является несоответствие спроса и предложения рабочих мест в разрезе профессий и специальностей, что затрудняет возможности трудоустройства для молодых людей, получивших образование. Другая, не менее важная проблема, - низкая по сравнению с другими группами населения конкурентоспособность молодежи.

Разработка и реализация политики государства в сфере занятости молодежи должна быть направлена на поиск путей её оптимизации, и прежде всего, на совершенствование образования – главенствующей системы в обеспечении качественных параметров рабочей силы на рынке труда. С учётом этого подготовка мобильной рабочей силы предусматривает:

§ пересмотр учебных планов выпуска специалистов сообразно требованиям рынка труда;

§ укрепление партнерских отношений предприятия и учебных заведений для включения в образовательный процесс специалистов-практиков;

§ усиление профессиологической составляющей учебного процесса, которая нацелена на повышение уровня самоопределения будущего специалиста в рамках выбранной профессии, на его карьерный рост;

§ расширение практики параллельного получения второго образования;

§ повышение роли профориентационной работы за счет достаточной информированности молодежи о положении на рынке труда, которая должна быть обеспечена совместными действиями школ, руководства предприятий, молодежных организаций, центров занятости;

§ расширение и укрепление учебной базы для профессиональной и трудовой социализации молодежи.[3, c.24-25]

С учетом изложенного основными направлениями решения проблем молодежного рынка труда могут быть: формирование и развитие профессиональных интересов молодежи; эффективная профессиональная подготовка и переподготовка; организация рабочих мест для молодежи; поддержка малого бизнеса как формы самозанятости населения, - т.е. создание условий для максимальной профессиональной самореализации молодежи.

    Не менее важная задача – устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда путем перераспределения рабочей силы в пользу трудодефицитных регионов посредством повышения географической мобильности и расширения маштабов трудовой миграции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие как на каждого человека, так и на экономическое развитие страны в целом. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблеме безработицы придается особое значение не только в Республике Беларусь, но и во всем мире.

Проследив динамику численности безработных в Республике Беларусь, можно отметить, что ситуация на рынке труда изменилась к лучшему. Она стала более стабильной и управляемой, сократились масштабы безработицы. На сегодняшний день уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах – 1% к численности экономически активного населения.

Но в то же время многие проблемы прошлых лет сохранились.  

По-прежнему имеет место значительный структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской безработицы, а также занятости в некоторых малых городах и поселках, сельской местности.

Данные статистики свидетельствуют о том, что среди безработных в Беларуси преобладают женщины. Это говорит о том, что, во-первых, в Беларуси безработица имеет "женское лицо", причем в регионе она выше, чем в среднем по стране. Так, по данным на 1 августа нынешнего года удельный вес женщин в общей численности официально зарегистрированных безработных составил в целом по республике 63%.

Одной из острых структурных проблем рынка труда остается неравномерность уровня безработицы среди отдельных возрастных групп и прежде всего массовая безработица среди молодежи. Молодёжный сегмент современного рынка труда отличает достаточно высокий уровень безработицы. Продолжается рост регистрации безработных из числа выпускников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования. Много среди безработных тех, у кого низкий образовательный и профессиональный уровень. Так, более 20% безработных ищут работу впервые, причем 63% из них не имеют никакой профессиональной подготовки.

Структура безработных по возрасту показывает, что наибольший удельный вес безработных приходится на наиболее продуктивный возраст (20 — 29, 30 — 49 лет).

Анализ структуры безработных за исследуемый период показал, что самый высокий уровень безработицы приходится на уволенных с  работы по собственному желанию.

Что касается профессионально-квалификационного состава безработных, то в Беларуси сложнее всего найти работу бухгалтерам, экономистам и юристам, на которых предложение превышает спрос. Также можно сказать, что потребности рынка труда в городской и сельской местности порой различны из-за сложившегося структурного и территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

Одной из проблем белорусской экономики является то, что в небольших районных центрах и сельской местности уровень безработицы выше, чем в круп­ных городах, что связано с отсутствием рабочих мест, неразвитостью реально­го сектора экономики, слабым уровнем развития социальных услуг.

Одной из форм безработицы, которая характерна для отечественной экономики, является скрытая безработица. Почти 700 тысяч трудоспособных белорусов официально не задействованы в экономике страны.

Таким образом, на сегодняшний день подавляющее большинство среди безработных составляют женщины, молодежь, инвалиды, сельские жители. Среднестатистический безработный Беларуси — это по-прежнему женщина 33 лет со средним специальным образованием, имеющая детей.

Приняв во внимание всё выше сказанное, я пришла к выводу, что основными причинами безработицы в Республике Беларусь стали:

во-первых, низкая миграционная подвижность работников в связи с неразвитостью рынка жилья и наличием института прописки;

во-вторых, особая агрессивность рынка труда по отношению к молодёжи и женщинам, так как руководители предпочитают брать на работу мужчин, поскольку женщинам необходимо предоставлять и оплачивать декретные отпуска по уходу за ребенком, больничные;

 в-третьих, дисбаланс профессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения рабочей силы, несовпадение профессионально-трудовых притязаний потенциальных работников с содержанием и условиями предлагаемой им работы; а также высокий уровень уволенных с работы по собственному желанию и по соглашению сторон.

Высокопрофессиональные и знающие работники – это золотой фонд любого государства, важнейший фактор его экономического развития. Именно поэтому разработке и принятию программ по содействию занятости придают особое значение.

Как показывает мировая практика, решение проблем безработицы должно осуществляться путем формирования благоприятных условий для создания рабочих мест и оказания помощи безработным.

Так, например, что касается задачи стимулирования мобильности рабочей силы в Российской Федерации, то она во многом обусловлена ростом применения новых наукоемких технологий. Для содействия межрегиональной мобильности рабочей силы развиваются программы, облегчающие доступ работников к рынку жилья. Широко используются возможности ипотечного кредитования. Также развиваются региональные жилищные программы, причем к их реализации привлекается бизнес, заинтересованный в трудовых ресурсах определенной квалификации. Решаются такие проблемы, как регистрация рабочей силы по месту временного проживания, легализация трудовой деятельности, облегчение доступа к социальным услугам, обеспечение временным жильем. Оказываются услуги по содействию занятости в трудонедостаточных регионах. Разработан комплекс мероприятий по профессиональной подготовке молодежи по специальностям, необходимым в этих регионах и по профессиям, спрос на которые возрастает.                                                  

Важнейшим инструментом государственного регулирования безработицы в Республике Беларусь является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2007 год.

Ее основными задачами являются:

§ вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

§ содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке – инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан;

§ обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы;

§ повышение качества трудовых ресурсов;

§ снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;

§ обеспечение социальной защиты временно неработающих граждан.

Кроме того, достижению целей, поставленных в Программе занятости, способствовала реализация других Программ: поддержки малого предпринимательства, возрождения и развития села, развития малых городов, которые дали также положительные результаты в области занятости.

Исследовав основные направления государственного регулирования безработицы в Республике Беларусь и  проанализировав зарубежный опыт регулирования рынка труда, предлагаю предпринять следующие меры для решения этой проблемы:

 

1. политика государства по стимулированию роста занятости должна быть направлена на увеличение числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций

на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

 

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

 

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

 

4. разрешение трудовой эмиграции;

 

5. дальнейшее содействие развитию малого и среднего бизнеса;

 

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

 

1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

 

2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

 

3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

 

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», Минск.-2004.

2. Бордачева Н.В. Больше рабочих мест – меньше безработицы / Н.В. Бордачева // Экономическая газета. – 2006.- 13 июня.- С. 10.

3. Бордачева Н.В. Молодежный сегмент рынка труда / Н.В. Бордачева // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006. - №10 . – С. 16-25.

4. Боровик Л.С. Занятость населения: проблемы и пути их решения / Л.С.Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006. - №6 . – С. 20-32.

5. Ванкевич Е.В. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси / Е.В. Ванкевич, Е.Н. Коробова // Белорусский экономический журнал. – 2007 . - №1. – С.110-120.

6. Веснякова Ю. Места знать надо / Юлия Веснякова // Экономическая газета. – 2007.- 17 августа.- С. 8.

7. Громыко Н.А. Причины и последствия скрытой безработицы / Н.А. Громыко // Социальная политика Беларуси в начале XXI века: сборник научных трудов/ НИЭИ Министерства экономики Беларусь. – Минск.- 2005. – С. 89-98.

8. Кохонов Н.Д. Найти работу станет легче / Н.Д. Кохонов, Т.К. Кайко // Охрана труда и социальной защита. – 2007. - №4. – С. 4-5.

9. Крайнов В.В. Некоторые аспекты внешней трудовой миграции в Республике Беларусь / В.В. Крайнов // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006. - №10 . – С. 26-37.

10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс Т1 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.- Таллинн.- 1995.-624с.

11. Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учеб. пособие / Э.А. Лутохина [ и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: Изд-во «Минфина»,2005.- 472с.

12. Новожилова Е. Тайные безработные / Елена Новожилова // «Народная Воля» газ. – 2006.- 13 октября.- С.3.

13. Республика Беларусь в цифрах – 2006 год: краткий стат. сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск,2006.

14. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2006. – Минск, 2006.

15. Терешко В.В. Исследование и направления регулирования рынка труда в регионе / В.В. Терешко; представлено: В.В. Черевко // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Экономические науки. – 2006. – Вып. 13.- С. 100-103.

16. Терешко В.В. Основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь / В.В. Терешко; представлено: В.В. Черевко // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Экономические науки. – 2006. – Вып. 13.- С. 103-104.

17. Точицкая Е.А Безработица в регионе и ее проблемы / Е.А. Точицкая // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. – 2007.- №4. – С.23-27.

18. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И.Базылев, С. П. Гурко [и др.]; под ред. Н.И. Базылева и С.П. Гурко.- Минск: Изд-во «Книжный дом»,2005.- 637с.

19. Веб-сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. http: // www. mintrud. gov. by.

20. Веб-сайт Министерства труда и социального развития Российской Федерации. http: // www. mintrud. ru.

  

 

 

           

 

           

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровень официально зарегистрированной безработицы (%).

 

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Республика Беларусь 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,2 1,0
Брестская область 1,7 2,0 3,1 3,8 2,1 1,8 1,5 1,4
Витебская область 2,6 3,1 4,1 4,0 2,3 2,0 1,5 1,4
Гродненская область 2,2 2,4 2,9 3,1 1,9 1,6 1,4 1,3
Гомельская область 2,6 2,7 3,3 3,5 2,2 1,7 1,3 1,2
Могилевская область 2,6 2,8 3,6 3.6 2,2 1,8 1,5 1,3
Минская область 1,9 2,0 2,7 2,9 1,9 1,5 1,1 0,9
г. Минск 1,5 1,5 1,8 1,6 1,0 0,8 0,5 0,4

                      

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



2020-02-03 230 Обсуждений (0)
Основные направления сокращения безработицы в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления сокращения безработицы в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)