Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав государственных социальных внебюджетных фондов и источники их формирования.



2020-02-03 507 Обсуждений (0)
Состав государственных социальных внебюджетных фондов и источники их формирования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственные социальные внебюджетные фонды – это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:[1]

· На социальное обеспечение граждан по возрасту;

· Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

· Социальное обеспечение в случае безработицы;

· Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Согласно БК РФ в состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят:[2]

§ Пенсионный фонд РФ ( ПФР);

§ Фонд социального страхования РФ (ФСС);

§ Федеральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования РФ (ФОМС).

С 1993 по 2000 г. в Российской Федерации действовал Государ­ственный фонд занятости населения, средства которого предназна­чались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Ос­нову доходов Фонда занятости до 1 января 1996 г. составляли взно­сы работодателей в размере 2%, а в последующие годы — в размере 1,5% начисленной оплаты труда по всем основаниям. С 1 января 2001 г. Фонд занятости прекратил существование. В настоящее время рас­ходы на мероприятия по профессиональной ориентации, подготов­ке и переподготовке безработных граждан, организации обществен­ных работ, выплаты пособий по безработице, содержанию органов службы занятости и т.п. осуществляются из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Специфика внебюджетных фондов заключается в четком закреплении доходных источников и, как правило, в строго целевом использовании средств. Формирование социальных фондов может осуще­ствляться за счет специальных налогов и сборов, ассигнований из центрального и местных (региональных) бюджетов, специальных займов, добровольных поступлений. Кроме того, средства могут по­ступать за счет капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестирования).

Источниками развития рассматриваемых фондов являются:

· социальный налог

· налоги, общепринятые для соответствующего фонда

· целевые отчисления в соответствующий фонд

· средства бюджета

· отчисления от дохода организаций

· займы, полученные фондом у Банка России или же торговых банков,

· выручку от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом

· добровольные взносы граждан и организаций.

Социальные внебюджетные фонды — самостоятельные финансо­во-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность существен­но отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприя­тий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответству­ющими федеральными законами в соответствии с Бюджетным кодек­сом РФ. Средства государственных внебюджетных фондов находят­ся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Доходы государственных внебюджетных фондов РФ формируют­ся за счет:     

- ЕСН;

     - добровольных взносов физических и юридических лиц;

     - других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Основным источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов является ЕСН, введенный  в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ. Переход к его взиманию стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением. ЕСН мобилизует средства для реализации пра­ва граждан на государственное пенсионное и социальное обеспече­ние (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН в отличие от дру­гих налогов имеет строго целевую направленность.

Налогоплательщиками ЕСН являются лица, производящие вып­латы доходов гражданам (организации; индивидуальные предприни­матели; физические лица, не признаваемые индивидуальными пред­принимателями); адвокаты.

Ставки ЕСН дифференцируют по регрессивной шкале. ЕСН зачисляют в доходы:

- Федерального бюджета в Пенсионный фонд для выплаты базовой         

части трудовой пенсии – 20%

- Фонд социального страхования – 2,9 %

- Фонд обязательного медицинского страхования

 (Федеральный – 1,1% , Территориальный – 2%)

ЕСН варьируется также в зависимости от категории налогоплательщика, производящего выплаты в пользу физических лиц в процентах от доходов (до 280 тысяч рублей).(Таб. 1)

Следует отметить, что с  1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. Порядок их расчетов установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Таблица 1

Категория налогоплательщика Ставка ЕСН ( % )
Организации и предприниматели 26
с/х производители 20
Индивидуальные предприниматели 10
Адвокаты 8


Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году останутся в размерах действующих в 2009 году ставок ЕСН .[3] Отмечают, что "старые" ставки на 2010 год оставлены исключительно ввиду кризиса.

Законодатели решили увеличить ставки только с 2011 года. Данные разбивки новых ставок по фондам представлены в таб. 2

                                             Таблица 2

Наименование фонда

Ставка взносов в % при общей системе налогообложения

2009-2010 гг. 2011 г.
ПФР 20,0* 26,0**
ФСС 2,9 2,9
ФФОМС 1,1 2,1
ТФОМС 2,0 3,0
Итого 26,0 34,0

                                            

Примечание:
* В 2010 году разбивка 20 % взносов в ПФР изменится: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше будет уплачиваться вся сумма взносов 20 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составит 14 %, накопительная - 6 % (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции п. 29 ст. 27 Закона № 213-ФЗ).
** С 2011 взносы в ПФР 26 % (новый п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, подп. "б" п. 19 ст. 27 Закона № 213-ФЗ) будут выплачиваться так: для лиц 1966 года рождения и старше - 26 % на финансирование страховой части, для лиц 1967 года рождения и моложе - 20 % страховой и 6 % накопительной части.

Из таблицы видно, что Закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и ФОМС.

Тарифы в ФСС для общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные с материнством.

       Рас­ходование средств государственных внебюджетных фондов осуществ­ляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с утвержденными бюджетами внебюджетных фондов.

 

Пенсионный фонд РФ.

ПФР введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Вер­ховного Совета РФ. Это самый крупный из внебюджетных соци­альных фондов. Бюджет ПФР — второй по величине после феде­рального.

Основными задачами  ПФР как самостоятельного финансово-кредит­ного учреждения являются:

1. Своевременная выплата обязательного страхового обеспечения, трудовых пенсий.

2. Осуществление контроля над обоснованностью предоставляемых документов для начисления сумм обязательного страхового обеспечения.

3. Составление проекта бюджета ПФ РФ и обеспечение его исполнения.

4. Ведение индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

5. Обеспечение целевого использования средств ОПС.

Источники средств ПФР представлены на рис.3

Рисунок 3

 

 


Основной источник доходов ПФР — поступления средств ЕСН (более 45%). Налогом облагаются выплаты и иные вознаграждения, начис­ляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

За счет средств федерального бюджета, предаваемых ПФ производят финансирование выплат государственных пенсий и пособий.

Порядок размещения обязательных пенсионных накоплений устанавливается ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». Он определяет перечень активов, которые разрешены для размещения пенсионных накоплений. К их числу относят:

· Государственные федеральные ценные бумаги и субъектов РФ;

· Корпоративные облигации, акции российских предприятий, рублевые депозиты, иностранная валюта на счетах кредитных организаций.

Прочие средства включают доходы от размещения временно свободных денежных средств, штрафные санкции, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.

Расходы пенсий фонда делят на:

1. По обязательному пенсионному страхованию

2. По государственному пенсионному обеспечению

3. На дополнительное пенсионное обеспечение

4. На финансово материально-техническое обеспечение деятельности фонда.

5. прочие расходы.

В настоящее время ПФ РФ осуществляет выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию имеют право на получение трудовой пенсии, а по государственному пенсионному обеспечению на получение государственной пенсии.

Лица, имеющие право на получение государственной пенсии:

1. Федеральные государственные служащие

2. Военнослужащие

3. Граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф

4. Участники ВОВ

5. Нетрудоспособные граждане(социальная пенсия)

Из средств ПФР также осуществляются выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Фе­дерации. Выплаты производятся в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 446-1 «О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законода­тельства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место житель­ства за границу» и Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работав­ших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.

За счет средств федерального бюджета из ПФР осуществляются выплаты пенсий, пособий и компенсаций:

— по инвалидности военнослужащим, ставшим инвалидами
вследствие военной травмы, имеющим право на получение двух пен­сий;

— военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву;

— по инвалидности участникам Великой Отечественной войны;

— по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих;

— по случаю потери кормильца родителям погибших военнослу­жащих;

— по случаю потери кормильца вдовам военнослужащих, погиб­ших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией;

— социальные пенсии;

— гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС, и приравненным к ним гражданам, а также пострадав­шим в результате других радиационных и техногенных катастроф;

— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми, получающими пенсии за счет средств федерального бюджета;

— социальные пособия на погребение и оказание услуг по погре­бению согласно гарантированному перечню этих услуг;

— расходы на доставку пенсий и пособий.

Кроме того, из ПФР производятся выплаты пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим; замещавшим государ­ственные должности РФ и государственные должности федеральных государственных служащих; дополнительного ежемесячного матери­ального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающи­еся достижения и особые заслуги перед отечеством и дополнитель­ного пожизненного ежемесячного материального обеспечения Геро­ям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы. Отметим, что в течение всех лет существо­вания ПФР его доходы и расходы имеют устойчивую тенденцию роста.



2020-02-03 507 Обсуждений (0)
Состав государственных социальных внебюджетных фондов и источники их формирования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав государственных социальных внебюджетных фондов и источники их формирования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)