Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЮНЕСКО ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ



2020-02-03 277 Обсуждений (0)
ЮНЕСКО ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЯ–ЮНЕСКО

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие 4

Введение 5

Раздел I. ЮНЕСКО во внешней политике России 8

Раздел II. Образование 11


1. Мандат ЮНЕСКО 11

2. Основные программы ЮНЕСКО в России 13

3. Нормативные документы 17

4. Представленность России в межправительственных органах 18

5. Российские национальные органы 19

6. Публикации ЮНЕСКО 20


Раздел III. Наука 21


1. Мандат ЮНЕСКО 21

2. Основные программы ЮНЕСКО в России 23

3. Нормативные документы 33

4. Представленность России в межправительственных органах 34

5. Российские национальные органы 34

6. Публикации ЮНЕСКО 35


Раздел IV. Культура 37


1. Мандат ЮНЕСКО 37

2. Основные программы ЮНЕСКО в России 38

3. Нормативные документы 43

4. Представленность России в межправительственных органах 45

5. Российские национальные органы 45

6. Публикации ЮНЕСКО 46


Раздел V. Коммуникация и информация 47


1. Мандат ЮНЕСКО 47

2. Основные программы ЮНЕСКО в России 48

3. Нормативные документы 52

4. Представленность России в межправительственных органах 53

5. Российские национальные органы 53

6. Публикации ЮНЕСКО 53


Раздел VI. Междисциплинарные проекты 54


1. “На пути к культуре мира” 54

2. “Инновационная культура” 56

3. “Устойчивое развитие Волго-Каспийского бассейна” 58


Отдача от участия России в ЮНЕСКО 59

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Россия находится на этапе своей полномасштабной интеграции в мировое экономическое, политическое и культурное пространство. Одним из каналов такой интеграции является ЮНЕСКО.

Важно иметь правильное представление о возможностях для влияния в мире, которые открывает участие в многосторонних проектах и программах Организации.

Настоящий доклад Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО призван дать стратегическую оценку этих возможностей.

 

ВВЕДЕНИЕ


Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — специализированное учреждение ООН — крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Ее Устав был принят 16 ноября 1945г. в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946г. Этот день считается датой образования ЮНЕСКО.

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО задачей организации является “содействие укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религий” (Основные документы. Руководство Генеральной конференции и Правила процедуры Исполнительного совета. ЮНЕСКО, Париж, 2000, с.8).

В настоящее время членами ЮНЕСКО являются 190 государств. Она поддерживает тесные связи с ООН и ее специализированными учреждениями, имеет договорные отношения с ведущими межправительственными организациями (ОЭСР, ОБСЕ, OAT, OAE и др.). С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 наиболее авторитетных международных неправительственных, образовательных, научных, культурных, молодежных, женских, религиозных и других организаций.

ЮНЕСКО состоит из трех основных органов: Генеральной конференции, Исполнительного совета и Секретариата.

Генеральная конференция является высшим и наиболее представительным органом ЮНЕСКО и состоит из полномочных делегаций всех государств-членов. Собираясь на очередные сессии раз в два года, Генеральная конференция определяет общие направления деятельности организации, утверждает двухгодичную программу и бюджет, а также среднесрочную (шестилетнюю) стратегию, принимает в организацию новые государства-члены, избирает Генерального директора, государства-члены Исполнительного совета и состав межправительственных комитетов, одобряет международно-правовые акты в сфере своей компетенции.

В период между сессиями Генеральной конференции основным руководящим органом ЮНЕСКО является Исполнительный совет, состоящий из представителей 58 государств-членов. Он собирается на очередные сессии два раза в год (весной и осенью).

Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат, штаб-квартира которого расположена в Париже. В нем работают сотрудники из более чем 130 государств-членов ЮНЕСКО. Генеральным директором ЮНЕСКО с 15 ноября 1999г. избран сроком на шесть лет представитель Японии Коитиро Мацуура. Кроме штаб-квартиры в Париже ЮНЕСКО имеет широкую сеть региональных и кустовых бюро, институтов и центров во многих странах мира, в том числе в Москве — кустовое* бюро ЮНЕСКО и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО).

СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954г. С декабря 1991г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как “государство-продолжатель”.

Руководители Организации неоднократно посещали Москву. 30 октября 2000г. состоялся первый в истории наших отношений визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже.

О большом значении, придаваемом Россией своему участию в ЮНЕСКО, свидетельствует постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2001г. №165. В нем ЮНЕСКО возглавляет список международных организаций, финансовая и материальная помощь которых, предоставленная для поддержки науки, образования, культуры и искусства в России, не подлежит налогообложению.

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО органом, обеспечивающим участие государства в деятельности ЮНЕСКО, является национальная комиссия.

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создана постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992г. В ее состав входят представители министерств и ведомств, региональных властей, неправительственных организаций, гражданского общества, видные российские ученые, деятели культуры и искусства. Председатель Комиссии — академик РАН В.Е.Фортов.

Как и национальные комиссии других стран-членов ЮНЕСКО, российская Комиссия является органом консультаций и связи, создаваемым в соответствии с Уставом ЮНЕСКО для привлечения основных государственных и общественных учреждений в области образования, науки, культуры и коммуникации к участию в деятельности Организации. Собираясь не реже одного раза в год на Общее собрание, Комиссия определяет основные направления политики России в ЮНЕСКО. Деятельность Комиссии опирается на работу Президиума и 19 программных профильных комитетов в области образования, естественных и социальных наук, культуры, коммуникации и информации. Во Владивостоке, Уфе, Туве и Якутске активно действуют региональные отделения Комиссии. Рассматриваются вопросы, связанные с восстановлением отделений в Краснодаре, Новосибирске и Кызыле, открытием таких же отделений в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Грозном. В сфере внимания Комиссии находятся все крупные города и регионы России.

Важной составной частью деятельности Комиссии является работа российских университетских и научных центров, 37 кафедр ЮНЕСКО, сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, общественных центров и клубов ЮНЕСКО.

Текущая оперативная работа по участию России в ЮНЕСКО (переписка с министерствами и ведомствами, с Постоянным представительством России при ЮНЕСКО в Париже и с Секретариатом ЮНЕСКО, с национальными комиссиями других стран, организация и координация программной деятельности, представительство на конференциях, издательская деятельность и т.д.) осуществляется Секретариатом Комиссии, который входит в структуру Департамента по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД России. Ответственный секретарь Комиссии—Г.Э.Орджоникидзе.

Большинство государств-членов ЮНЕСКО (в том числе Россия) имеют в Париже официальные представительства при Организации, которые осуществляют связь на месте с Секретариатом ЮНЕСКО и друг с другом. Постоянный представитель России при ЮНЕСКО — Чрезвычайный и Полномочный Посол В.А.Каламанов (с июня 2002г.).

 

 

Раздел I

ЮНЕСКО ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ


Поскольку ЮНЕСКО формально стоит вне политических проблем, входящих в компетенцию ООН, на первый взгляд может показаться, что ее деятельность находится в стороне от приоритетных задач российской внешней политики. На самом деле это далеко не так.

Современное положение России требует проведения активной, многовекторной внешней политики как необходимого условия для осуществления кардинальных внутренних преобразований. В сотрудничестве с ЮНЕСКО эта взаимосвязь внешней политики с задачами внутреннего развития проявляется особенно ярко. Сделав выбор в пользу открытого общества, России далеко не безразлично, каким образом и в каком качестве она войдет в мировое интеллектуальное и культурное пространство. Не менее важно для нее и то, каким будет само это пространство в новом столетии. И это также во многом относится к сфере внешней политики.

Традиционная популярность и идеологически нейтральный имидж ЮНЕСКО в нашей стране дает возможность привлекать к участию в реализации ее проектов в России широкие интеллектуальные и общественные силы, объединяя их вокруг благородных идеалов и ценностей Организации. При этом главной задачей является поддержка отечественной науки, образования и культуры как одного из важнейших факторов социально-экономического развития и процветания России.

Такая задача тем более актуальна в постконфронтационный период мирового развития, когда международный вес и влияние государств во все большей степени определяются не столько размером их территорий или военной мощью, сколько научно-техническим потенциалом, уровнем образования и культуры населения, вкладом в мировую цивилизацию. Именно этими факторами обусловлены традиционный авторитет и влияние России в ЮНЕСКО. Использование международного сотрудничества в интересах российской науки, образования и культуры становится, таким образом, одним из важных направлений работы по укреплению позиций России как мировой державы.

Отход от идеологического противостояния открыл новые, беспрецедентные возможности для развития международного интеллектуального сотрудничества. Прекращение блоковой конфронтации раскрепостило деятельность ЮНЕСКО. Преодолев острый кризис, связанный с выходом США и Великобритании, Организация вновь обрела универсальный характер и смогла вернуться к своей изначальной миссии служить интересам “интеллектуальной и нравственной солидарности человечества”.

В настоящее время, насчитывая 190 государств-членов (включая вернувшиеся Великобританию и США), ЮНЕСКО выросла в одну из крупнейших межправительственных организаций, объединяющую мировую интеллектуальную элиту. Сотканные ЮНЕСКО международные сети сотрудничества включают сотни научных центров, университетов, школ, библиотек, музеев, творческих объединений по всему миру.

Для России это открывает не только по существу неограниченный доступ к новым партнерским связям и источникам научной информации, но и широкие возможности влияния на мировой интеллектуальный климат. Однако и здесь, чтобы реализовать эти возможности, необходима активная дипломатия. Во многом благодаря ей наша страна с момента своего вступления в ЮНЕСКО в 1954 г. является неизменным членом Исполнительного совета Организации. В ходе 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Россия избрана на должность заместителя председателя Исполнительного совета. В Исполсовете нашу страну представляет 1-й заместитель Министра иностранных дел России Э.В.Митрофанова. Российские представители входят в состав всех ключевых рабочих органов ЮНЕСКО. Без участия России не обходится принятие практически ни одного сколько-нибудь важного решения.

За последние годы в ЮНЕСКО сформировались философия и стиль международного сотрудничества, которые в высокой степени отвечают концептуальным установкам российской внешней политики. Сегодняшнюю ЮНЕСКО можно рассматривать как своего рода модель миропорядка, составными элементами которого являются равноправие государств, уважение многообразия культур, предпочтение решать проблемы, хотя и нелегким, но в конечном итоге оправдывающим себя путем консенсуса. В условиях бурно развивающихся процессов глобализации международной жизни ЮНЕСКО воплощает в себе прообраз “единого в многообразии”, взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

Значение миссии ЮНЕСКО в современном мире существенно возрастает, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, затрагивающего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия. В свое время бывший Генеральный секретарь ООН Х.Перес де Куэльяр назвал ЮНЕСКО “мыслящей головой” ООН. Это касается ее роли в осмыслении таких глобальных проблем, как противодействие международному терроризму, преодоление углубляющегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия Планеты, освоение биологических и минеральных ресурсов Мирового океана, этические аспекты научно-технического прогресса и развития информации и коммуникации, проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия человечества. Авторитет России в ЮНЕСКО позволяет ей действенно влиять на ход обсуждения этих проблем.

Заметное место в ЮНЕСКО применительно к сферам ее компетенции занимает проблематика образования в области прав человека. Обширное поле для отстаивания в международном плане интересов национальных и языковых меньшинств, включая наших соотечественников в ближнем зарубежье, открывается в связи с начинающейся разработкой глобальной стратегии по правам человека.

Значителен, хотя еще не вполне востребован, потенциал ЮНЕСКО в вопросах обеспечения мира и международной стабильности. Это особенно становится очевидным перед лицом новых вызовов, с которыми последнее время все чаще сталкивается человечество: акты международного терроризма, природные и техногенные катастрофы. Особую миссию Организации отражает ключевой тезис из Устава: “Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира”. Этот тезис, родившийся из трагического опыта второй мировой войны, оказался как никогда актуальным в современной международной обстановке, когда большинство вооруженных конфликтов возникает не между государствами, а внутри самих государств. Занимаясь в рамках своего мандата поисками путей раннего предупреждения таких конфликтов, ЮНЕСКО вышла на концепцию “культуры мира”—новой культуры межнационального и межкультурного общения—которая предполагает не просто отсутствие вооруженных конфликтов, а новый тип человеческого общежития, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека. Концепция получила поддержку Генеральной Ассамблеи ООН. Осуществление в России крупномасштабного национального проекта по “культуре мира” позволило нашей стране занять лидирующие позиции на этом долговременном направлении международного сотрудничества.

Важным фактором укрепления позиций России в ЮНЕСКО является вклад российской дипломатии в совместные усилия по повышению эффективности работы этой Организации в контексте реформирования всей системы ООН и ее развороту к наиболее острым и актуальным проблемам современности. И здесь активная и вместе с тем взвешенная позиция России расширяет круг ее партнеров в Организации, открывает дополнительный простор для отстаивания и проведения в жизнь интересов страны.

 

Раздел II

ОБРАЗОВАНИЕ


1. МАНДАТ ЮНЕСКО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Устав ЮНЕСКО, принятый в Лондоне 16 ноября 1945 г. (Статья 1, параграф 2b), следующим образом определяет задачи Организации в области образования:

Организация “поощряет развитие народного образования..., сотрудничая с государствами-членами Организации по их просьбе в деле расширения просветительской деятельности, добиваясь сотрудничества между народами в целях постепенного осуществления идеала доступности образования для всех, независимо от расы, пола или каких-либо социально-экономических различий, предлагая методы образования, наиболее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответственности свободного человека” (Основные документы. Руководство Генеральной конференции и Правила процедуры Исполнительного совета. ЮНЕСКО, Париж, 2000, с.8)

На своей 32-й сессии Генеральная конференция ЮНЕСКО определила на 2004—2005 гг. следующие основные направления работы в области образования:

базовое образование для всех: реализация права на образование для всех детей, обеспечение гендерного равенства, содействие обучению на протяжении всей жизни на основе распространения грамотности и неформального образования, улучшение качества образования, образование и проблема ВИЧ/СПИДа;

оказание поддержки в осуществлении стратегий образования для всех (ОДВ), включая информационно-разъяснительную деятельность, а также мониторинг хода работы;

создание обучающихся обществ: обновление среднего образования, содействие развитию образования и созданию потенциала в области естественных наук и технологий, реформирование технического и профессионального образования и подготовки; реформирование высшего образования: расширение доступа, повышение качества, содействие в разработке учебных программ.

Эту работу координируют и осуществляют Сектор образования Секретариата ЮНЕСКО в Париже, региональные бюро ЮНЕСКО, а также восемь институтов ЮНЕСКО, действующих в области образования:

Международное бюро просвещения (МБП) в Женеве (учебные планы и программы, методология и методика образования, подготовка преподавательских кадров, реформирование образовательных систем);

Международный институт планирования образования ЮНЕСКО (МИПО) в Париже и Буэнос-Айресе (планирование, менеджмент, оценка и административные вопросы образования);

Институт ЮНЕСКО по образованию (ИЮО) в Гамбурге (образование взрослых, непрерывное образование);

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) в Москве (дистанционное образование, использование новых информационных и коммуникационных технологий в образовании);

Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке (ЮНЕВОК) в Бонне;

Европейский центр высшего образования ЮНЕСКО (СЕПЕС) в Бухаресте;

Международный институт ЮНЕСКО по высшему образованию в Латинской Америке и Карибском бассейне (ИЕСАЛК) в Каракасе (обновление высшего образования, укрепление межуниверситетского сотрудничества, обмен информацией);

Международный институт ЮНЕСКО по созданию потенциала в Африке (ИИКБА) в Аддис-Абебе (подготовка преподавателей, разработка учебных программ, вопросы политики планирования и управления образованием, дистанционное образование).

Общие преимущества для России от участия в образовательных программах ЮНЕСКО:

ЮНЕСКО является единственной международной организацией по вопросам образования, в которой участвует все международное сообщество. Другие организации либо включают меньшее количество государств-членов (например, ОЭСР—лишь индустриально развитые страны), либо занимаются узким кругом образовательных проблем (Всемирный банк, к примеру, работает лишь с проектами, напрямую связанными с развитием).

Образовательные программы ЮНЕСКО обеспечивают, с одной стороны, прямой постоянный доступ к передовым методикам и опыту других стран в области образования, с другой—возможность распространения российского опыта в других странах.



2020-02-03 277 Обсуждений (0)
ЮНЕСКО ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЮНЕСКО ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)