Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели профильного обучения



2020-02-03 293 Обсуждений (0)
Цели профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Профильное обучение является составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появится реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

    Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

    Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.[4] Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

-  обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основных задач системы профильного обучения в средней школе несколько:

· Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.

· Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.

· Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

· Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

· Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

· Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

 

          

Содержание профильного образования

Существует три взаимосвязанных и взаимодополняющих компонента заказа на образование: федеральный заказ, муниципальный заказ и социальный заказ. Федеральный заказ содержит нормы и требования, обеспечивающие единство образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. В него входят базовые общеобразовательные предметы. Федеральный заказ гарантирует выполнение обучающимися требований образовательного стандарта.

Муниципальный заказ составляют нормы, отражающие специфику профильного образования в городе. Она связана с созданием условий для построения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося в условиях массовой общеобразовательной школы. По сути своей, муниципальный заказ - это средство индивидуализации обучения, а по форме – это единый по городу реестр курсов различной направленности, дифференцированных по уровню сложности. Таких курсов по выбору должно быть достаточно большое количество (часть из них обязательная для изучения, часть – по желанию).

Социальный заказ должен учесть запросы населения на дополнительные образовательные услуги, которые не вошли в перечень услуг по муниципальному заказу. Предоставление этих услуг предполагается осуществлять на платной основе.

Примерное соотношение объема курсов для изучения будет регулироваться на уровне школы в зависимости от того, где ребенок намерен продолжать свое образование: в высшей школе или, например, в системе начального профтехобразования.

Основная идея обновления старшей ступени общеобразовательной школы состоит в том, что образование на этом этапе должно быть более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Традиционная школьная система во многом ограничивала учащихся, результатом чего являлась низкая заинтересованность учеников в учебном процессе, закомплексованность и психологический дискомфорт, который испытывали очень многие школьники во время учебных занятий.

Содержание профильного обучения, внедряемого на старшей ступени школьного образования, образовано тремя составляющими: базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы, элективные курсы.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Базовые общеобразовательные предметы — предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов:

· математика,

· история,

· русский,

· иностранные языки,

· физическая культура,

· интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Например, профильные предметы

· в естественно-научном профиле - физика, химия, биология.

· в гуманитарном профиле - литература, русский и иностранные языки

· в социально-экономическом профиле - история, право, экономика и др.

Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого национального тестирования.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами. Элективные курсы, таким образом, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Возможны элективные курсы разных типов:

1) предметные элективные курсы;

2) межпредметные элективные курсы, направленные на интеграцию знаний учащихся о природе и обществе;

3) элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

 По элективным курсам ЕНТ не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка необходимой учебной литературы. Опыт ряда регионов показывает, что наиболее доступными для педагогов являются элективные курсы предметной направленности, а наибольшие затруднения вызывают курсы профильно-ориентационного цикла, т.к. многие из ныне работающих учителей признают свою недостаточную подготовленность к полифункциональной педагогической деятельности, отсутствие многих прикладных навыков, необходимых для проведения подобных элективных курсов. Поэтому подготовка учебно-методических пособий для введения элективных курсов различной направленности – важнейшая задача педагогического коллектива вуза для обеспечения успешного перехода края к профильному обучению.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилизированных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школя или иных путей продолжения образования).

В этих целях необходимо:

· увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

· при организации обязательных занятий по выбору ввести деление класса на необходимое число групп;

· образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.

 Основная функция курсов по выбору - профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.

Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения "поля возможностей и ответственности".

 

 



2020-02-03 293 Обсуждений (0)
Цели профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели профильного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)