Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Недостатки некоторых моделей профильного обучения



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Недостатки некоторых моделей профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Действительно проблема профилизации является в настоящее время одной из самых актуальных в образовании. Сегодня модели профильного и предпрофильного обучения разрабатываются и адаптируются в образовательном пространстве города отдельно взятыми образовательными учреждениями. Анализ этих моделей позволил зафиксировать, как ряд интересных находок, так и ряд существенных недостатков, характерных для большинства школ.

Во-первых, представленные модели не характеризуют профильное обучение как целостную систему. Они, как правило, отражают деятельность учреждения, усовершенствованную в каком-либо отдельном, частном аспекте.

Во-вторых, уже становится стереотипом, что профильное обучение понимается как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору. При этом качественно образовательный процесс не меняется. Этот недостаток вызывает необходимость соотнести сущность таких понятия, как «профильная школа» и «школа с углубленным изучением предметов», а так же определить место гимназий и лицеев в образовательном пространстве города в условиях профилизации.

В-третьих, профильное образование рассчитано в основном на более способных школьников, ориентированных на получение высшего профессионального образования (при этом содержание в рамках этих моделей имеет в основном академическую направленность). Возможности же образовательных систем начального и среднего профессионального образования для формирования профессионального самоопределения обучающихся не используются. Поэтому возникает еще один вопрос: как быть с детьми, имеющими невысокий интеллектуальный потенциал? или профильная школа не для всех?

Еще один важный недостаток связан со способом организации учебного процесса. Становится уже традиционным формировать профильные классы. Но покрывают ли профильные классы все многообразие интересов учащихся?

Указанные недостатки различных вариантов профилизации образования свидетельствуют о том, что стихийные процессы формирования моделей профильного обучения должны регулироваться на муниципальном уровне. Поэтому возникает потребность в создании муниципальной модели профильного обучения.

Профильное образование вынуждено брать на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстаёт от задач приближения его к требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании "основ наук" и определяемую стандартизованным набором учебных предметов. Есть острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. В этих условиях продолжать увеличивать госбюджетные затраты на образование становится нерентабельным.[11]

Кроме того, у значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий, традиционное для нашей школы, гимназическое образование с реальным, то есть позволяющим, если не получить профессию, то составить представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

При проектировании профильного образования (программы, предложения, проекты, инициативные предложения, авторские программы, учебники и т.п.) экспертные общественные оценки его (и контроль) сводятся к определению того:

- Насколько предлагаемое профильное образование востребовано обществом (с учётом региональности) и учащимися данной половозрастной группы.

- Насколько содержание профильного образования может быть усвоено учащимися 10-11 классов с учетом уровня их подготовленности, бюджета времени и психолого-интеллектуальных ресурсов и невозможности допущения их дальнейшей перегрузки.

- Насколько содержание профильного образования может быть реализовано в конкретных условиях среднестатистической российской школы.

- Насколько "прозрачной" является процедура комплектования классов профильного образования, насколько исключены возможные злоупотребления.

- Насколько затраты на профильное образование окупаются действительным ростом качества трудовых ресурсов страны, насколько они оправдываются ростом конкурентоспособности будущих работников.

Главнейшей профессиональной задачей учителя и преподавателя профильных классов является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся.

Образовательная среда может быть представлена как полигон разнообразной познавательной деятельности в системе учащийся-учащиеся-учитель на конкретном учебном материале. Эффективность воспитательно-образовательного процесса определяется не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и с его помощью делают учащиеся для самостоятельного выбора своей профессиональной будущности.

В результате мы можем сделать выводы:

· до сих пор еще достаточно хорошо не разработано психолого-педагогическое обоснование системы ЕГЭ по профильным предметам;

· необходима обязательная переподготовка учителей, желающих работать профильных классах;

· важно создание новой системы по обеспечению актуальности учебников для профильного обучения.

 

 



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Недостатки некоторых моделей профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Недостатки некоторых моделей профильного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)