Элективные курсы в школах Тулы
Элективные курсы по русскому языку
Элективные курсы по литературе
Как мы уже выяснили выше, элективные курсы должны быть подчинены той же цели, что и профильные курсы – помощь ученику в выборе будущей специальности. В приведенной таблице мы видим смешение трех понятий – профильные курсы, элективные курсы и курсы по выбору – или даже странное отъединение. Нельзя оценивать как элективные курсы «Единый государственный экзамен. Без паники» и «Проблемно-лингвистический анализ текста», так как курсы разного уровня и объединение их в какую бы то ни было таблицу приведет к путанице у учеников. Кроме того, можно сделать вывод, что время, запланированное для реализации концепции профильного обучения, тратится на подготовку к экзаменам, а не на помощь ученику в подготовке к будущей жизни. Это непонимание истинных задач введения профильного обучения подтверждает сделанные выше выводы о необходимости переподготовки педагогических кадров. Проанализируем выше приведенные «элективные» курсы с точки зрения именно профильного обучения. Курсы по русскому языку: 1) подготовка к ЕГЭ («Единый государственный экзамен. Без паники»; «Пишем без ошибок. Подготовка к устному и письменному экзамену по русскому языку»; «Работа с текстом (подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме)»; «Технология выполнения части С (по материалам ЕГЭ)»). Эти курсы нельзя считать профильными. По материалам педагогической практики в школе №1, подготовкой к ЕГЭ занимаются во время занятий по русскому языку, выделенных в БУПе. Хотя эти курсы и можно считать элективными в общепринятом смысле – обязательные курсы с возможностью выбора; 2) дополнительные занятия по русскому языку («Практикум по орфографии и пунктуации», «Практикум по русскому языку», «Практикум по синтаксису и пунктуации», «Практическая фразеология», «Учись писать грамотно»). Эти занятия даже нельзя назвать углубленным изучением, во всяком случае, это не отражено в названиях курсов; 3) углубленное изучение («Технология работы с текстом (практическая стилистика)»; «Трудные вопросы пунктуации»; «Трудные случаи орфографии и пунктуации»; «Углубленное изучение трудных случаев орфографии (безударные гласные в корне слова)»; «Синтаксическая стилистика»; «Стилистика русского языка»; «Олимпиадный центр по русскому языку»). Эти занятия можно принять за профильные; 4) курсы по выбору («Всемогущий и занимательный синтаксис»; «Живопись на уроках русского языка и литературы»; «Развивайте дар речи»); 5) профильные курсы («Культура речи»; «Многоаспектный анализ текста»; «Основы делового общения»; «Основы редактирования»; «Проблемно-лингвистический анализ текста»; «Риторика»; «Русский язык и культура речи»; «Синтаксическая стилистика»; «Технология работы с текстом (практическая стилистика)»; «Художественно-изобразительные средства языка»). На наш взгляд, столь же подробно не стоит анализировать элективные курсы по литературе, так как лишь «Литература» и «Литература. Подготовка к ЕГЭ» не относятся к таковым.
Варианты программ элективных курсов Базовый и профильный уровни различаются не только объемом информации, но и структурными, содержательными и организационными особенностями образовательного процесса. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста. Язык и литература являются неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры. Весьма важно при современном состоянии образования расширение объема предмета "Русский язык" и соответственно объема содержания изучаемого материала не только в связи со сближением школьного и научного курсов, но и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; а также расширение временных рамок изучения предмета "Русский язык", всей лингвистической подготовки, связанное с указанными содержательными изменениями предмета и возможностями, предоставляемыми действующим БУП, что позволяет выстраивать как бы две параллельные образовательные линии: основное (обязательное) лингвистическое образование, реализуемое в образовательной области "Филология", и дополнительную углубленную лингвистическую подготовку в области родного и иностранного(-ых) языков, осуществляемую за счет обязательных, по выбору (элективных) и факультативных курсов в соответствии с профилем учебного заведения (или класса) и индивидуальными интересами учащихся, что позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного образования. Ярким примером интеграции является лингволитературоведческий курс "Русская словесность", обогащенный через сто лет новыми идеями и опять занявший достойное место в филологическом образовании школьников. Примером могут служить курсы лингвокраеведения и лингвострановедения, этнолингвистики, социо- и психолингвистики.[20] Приведем примеры возможных элективных курсов образовательной области «Филология».
1. «Я – журналист» (17 часов). Автор: Степанова Ольга Николаевна. Программа этого курса ориентирована на гуманитарный, филологический, художественно-эстетический профили для учащихся 9 кл. При анализе этой программы мы большое внимание уделили задачам, которые ставит перед собой автор программы при создании курса: 1. предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента; 2. отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью; 3. систематизировать знания о жанрах публицистического стиля; 4. способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков. Предусмотрены следующие темы занятий: ««Я-журналист» (особенности данной профессии)», «Знакомство с работой типографии», «Встреча с людьми, работающими в журналистике», «Особенности направления публицистического стиля», «Основы редактирования», «Газета «Школьная жизнь»». С некоторой тематикой занятий мы не согласны, так, например, можно второе и третье занятия объединить в одно, а глубже изучить направления публицистического стиля. Хотя многое зависит от специфики как конкретной местности, так и особенностей самого педагога.
2. «Лингвостилистический анализ художественного текста» (68 ч.). Автор: Михайлова А.Г. Курс ориентирован на филологический профиль, сочетается с такими предметами, как русский язык, МХК. В результате чего расширяется и углубляется базовый курс выше названных предметов. В связи с приоритетом других сторон филологии изменены и задачи и цели: основной целью курса является передача системы теоретических знаний и формирование навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов, развитие умения оценивать эстетическую сторону текста, объяснять языковые истоки его образности и выразительности. И поэтому мы считаем важным привести ниже планирование этого курса, так как наглядное изображение тематики будет способствовать пониманию важности этой информации и для углубленного, профильного обучения.
Тематический план
Правда, на наш взгляд, существует большая проблема этого курса – количество часов слишком большое, не все школы смогут предоставлять этот курс в качестве элективного.
3. «Путешествие в стилистику» (34 ч.). Автор: Щербина Татьяна Александровна Программа данного курса предназначена для углубления знаний по русскому языку и для повышения речевой культуры учащихся 8 – 9 класса. Курс связан с такими разделами языкознания, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Стилистика русского языка», а также с теорией литературы. Этот курс может служить основой для элективных курсов в 11 классе: «Литературное творчество», «Практическая стилистика».
Учебно-тематический план курса «Путешествие в стилистику».
Большая часть выше приведенных тем дает нам основание считать возможным не причислять этот курс к обязательным в филологическом профиле, а скорее, действительно, как элективный курс в предпрофильной подготовке. 4. «Сложный синтаксис» (34 ч.). Автор: Федоренко Светлана Юрьевна Целью курса является способствование углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. Программа построена в основном на углублённом изучении главных членов предложения.
§6. Примерные учебные планы для филологического профиля Ниже рассмотрим варианты количества часов на разные предметы профиля «Филология». Сразу поясним, что не будем рассматривать социально-гуманитарный и просто гуманитарный профили, так как это нам не даст полной картины объема часов на предметы филологической направленности.
№ 1
|
2020-02-03 | 199 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Элективные курсы в школах Тулы |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы