Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элективные курсы в школах Тулы



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Элективные курсы в школах Тулы 0.00 из 5.00 0 оценок




Элективные курсы по русскому языку

Название курса Школа
Всемогущий и занимательный синтаксис МОУСОШ №8
Единый государственный экзамен. Без паники. МОУСОШ №17, №53, №66, №57, №60
Живопись на уроках русского языка и литературы МОУСОШ №17
Культура речи. МОУСОШ №31, №19
Многоаспектный анализ текста МОУСОШ №22
Олимпиадный центр по русскому языку МОУСОШ №13
Основы делового общения МОУГ №20
Основы редактирования МОУСОШ №49
Пишем без ошибок. Подготовка к устному и письменному экзамену по русскому языку. МОУСОШ №17
Практикум по орфографии и пунктуации МОУСОШ №3
Практикум по русскому языку МОУСОШ №3, №4, №54, №19
Практикум по синтаксису и пунктуации МОУСОШ №3
Практическая фразеология МОУСОШ №8
Проблемно-лингвистический анализ текста МОУГ №2
Работа с текстом (подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме) МОУСОШ №3
Развивайте дар речи МОУСОШ №33, №17, №3
Риторика МОУСОШ №19
Русский язык и культура речи МОУСОШ №72, №49
Синтаксическая стилистика МОУСОШ №14
Стилистика русского языка МОУСОШ №41, №25
Технология выполнения части С (по материалам ЕГЭ) МОУСОШ №8, №50
Технология работы с текстом (практическая стилистика) МОУСОШ №54, МОУГ №3
Трудные вопросы пунктуации МОУГ №20
Трудные случаи орфографии и пунктуации МОУСОШ №3, №33, №15
Углубленное изучение трудных случаев орфографии (безударные гласные в корне слова) МОУСОШ №8
Учись писать грамотно МОУСОШ №34
Художественно-изобразительные средства языка. МОУГ №2

 

Элективные курсы по литературе

Название курса Школа
Азбука журналистики МОУСОШ №41
Анализ поэтического текста МОУГ №20
Анализ произведения МОУСОШ №40
Журналистика МОУСОШ №38
Зарубежная литература МОУГ №20
Зарубежная литература и искусство МОУГ №1
История литературы МОУСОШ №15
Культура и выразительность речи МОУСОШ №55
Литература МОУГ №11
Литература. Подготовка к ЕГЭ МОУСОШ №56
Литературные произведения: теория и практика анализа МОУСОШ №72
Основы журналистики МОУСОШ №19
Основы православной культуры и христианские сюжеты и образы в русской литературе МОУГ №20
Основы русской словесности МОУГ №20
Основы современной публицистики МОУСОШ №19
Практикум по литературе МОУСОШ №4
Психологизм в русской литературе 19 века МОУГ №20
Текст о тексте МОУСОШ №72
Теория и практика анализа художественного текста. МОУСОШ №44
Фольклорные традиции и литературные места Тульского края МОУСОШ №3
Эссе как жанр литературного произведения МОУСОШ №72, №17

Как мы уже выяснили выше, элективные курсы должны быть подчинены той же цели, что и профильные курсы – помощь ученику в выборе будущей специальности. В приведенной таблице мы видим смешение трех понятий – профильные курсы, элективные курсы и курсы по выбору – или даже странное отъединение. Нельзя оценивать как элективные курсы «Единый государственный экзамен. Без паники» и «Проблемно-лингвистический анализ текста», так как курсы разного уровня и объединение их в какую бы то ни было таблицу приведет к путанице у учеников. Кроме того, можно сделать вывод, что время, запланированное для реализации концепции профильного обучения, тратится на подготовку к экзаменам, а не на помощь ученику в подготовке к будущей жизни. Это непонимание истинных задач введения профильного обучения подтверждает сделанные выше выводы о необходимости переподготовки педагогических кадров. Проанализируем выше приведенные «элективные» курсы с точки зрения именно профильного обучения. Курсы по русскому языку:

1) подготовка к ЕГЭ («Единый государственный экзамен. Без паники»; «Пишем без ошибок. Подготовка к устному и письменному экзамену по русскому языку»; «Работа с текстом (подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме)»; «Технология выполнения части С (по материалам ЕГЭ)»). Эти курсы нельзя считать профильными. По материалам педагогической практики в школе №1, подготовкой к ЕГЭ занимаются во время занятий по русскому языку, выделенных в БУПе. Хотя эти курсы и можно считать элективными в общепринятом смысле – обязательные курсы с возможностью выбора;

2) дополнительные занятия по русскому языку («Практикум по орфографии и пунктуации», «Практикум по русскому языку», «Практикум по синтаксису и пунктуации», «Практическая фразеология», «Учись писать грамотно»). Эти занятия даже нельзя назвать углубленным изучением, во всяком случае, это не отражено в названиях курсов;

3) углубленное изучение («Технология работы с текстом (практическая стилистика)»; «Трудные вопросы пунктуации»; «Трудные случаи орфографии и пунктуации»; «Углубленное изучение трудных случаев орфографии (безударные гласные в корне слова)»; «Синтаксическая стилистика»; «Стилистика русского языка»; «Олимпиадный центр по русскому языку»). Эти занятия можно принять за профильные;

4) курсы по выбору («Всемогущий и занимательный синтаксис»; «Живопись на уроках русского языка и литературы»; «Развивайте дар речи»);

5) профильные курсы («Культура речи»; «Многоаспектный анализ текста»; «Основы делового общения»; «Основы редактирования»; «Проблемно-лингвистический анализ текста»; «Риторика»; «Русский язык и культура речи»; «Синтаксическая стилистика»; «Технология работы с текстом (практическая стилистика)»; «Художественно-изобразительные средства языка»).

На наш взгляд, столь же подробно не стоит анализировать элективные курсы по литературе, так как лишь «Литература» и «Литература. Подготовка к ЕГЭ» не относятся к таковым.

 

 

Варианты программ элективных курсов

Базовый и профильный уровни различаются не только объемом информации, но и структурными, содержательными и организационными особенностями образовательного процесса.

Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Язык и литература являются неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры.
Необходимо помнить слова акад. Д.С.Лихачева: "Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств… лежит слово и связь слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры"[19].
Именно поэтому образовательная область "Филология" занимает в настоящее время одно из ведущих мест в ГОС основного и среднего (полного) образования и в структуре Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, входя в его инвариантную часть в виде федерального компонента.

 Весьма важно при современном состоянии образования расширение объема предмета "Русский язык" и соответственно объема содержания изучаемого материала не только в связи со сближением школьного и научного курсов, но и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; а также расширение временных рамок изучения предмета "Русский язык", всей лингвистической подготовки, связанное с указанными содержательными изменениями предмета и возможностями, предоставляемыми действующим БУП, что позволяет выстраивать как бы две параллельные образовательные линии: основное (обязательное) лингвистическое образование, реализуемое в образовательной области "Филология", и дополнительную углубленную лингвистическую подготовку в области родного и иностранного(-ых) языков, осуществляемую за счет обязательных, по выбору (элективных) и факультативных курсов в соответствии с профилем учебного заведения (или класса) и индивидуальными интересами учащихся, что позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного образования. Ярким примером интеграции является лингволитературоведческий курс "Русская словесность", обогащенный через сто лет новыми идеями и опять занявший достойное место в филологическом образовании школьников. Примером могут служить курсы лингвокраеведения и лингвострановедения, этнолингвистики, социо- и психолингвистики.[20]

Приведем примеры возможных элективных курсов образовательной области «Филология».

 

1. «Я – журналист» (17 часов). Автор: Степанова Ольга Николаевна.

Программа этого курса ориентирована на гуманитарный, филологический, художественно-эстетический профили для учащихся 9 кл.

При анализе этой программы мы большое внимание уделили задачам, которые ставит перед собой автор программы при создании курса:

1. предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;

2. отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;

3. систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;

4. способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков.

Предусмотрены следующие темы занятий: ««Я-журналист» (особенности данной профессии)», «Знакомство с работой типографии», «Встреча с людьми, работающими в журналистике», «Особенности направления публицистического стиля», «Основы редактирования», «Газета «Школьная жизнь»». С некоторой тематикой занятий мы не согласны, так, например, можно второе и третье занятия объединить в одно, а глубже изучить направления публицистического стиля. Хотя многое зависит от специфики как конкретной местности, так и особенностей самого педагога.

 

2. «Лингвостилистический анализ художественного текста» (68 ч.). Автор: Михайлова А.Г.

Курс ориентирован на филологический профиль, сочетается с такими предметами, как русский язык, МХК. В результате чего расширяется и углубляется базовый курс выше названных предметов.

В связи с приоритетом других сторон филологии изменены и задачи и цели: основной целью курса является передача системы теоретических знаний и формирование навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов, развитие умения оценивать эстетическую сторону текста, объяснять языковые истоки его образности и выразительности. И поэтому мы считаем важным привести ниже планирование этого курса, так как наглядное изображение тематики будет способствовать пониманию важности этой информации и для углубленного, профильного обучения.

 

Тематический план

Тема Кол-во часов (Теория) Кол-во часов (Практика)
1 Понятие лингвостилистического анализа текста 2 -
2 Функциональная направленность в изучении грамматики: · употребление имен существительных; · имен прилагательных; · глаголов; · причастий, деепричастий.     0,5 0,5 0,5 0,5     1 1 1 1
3 Многоаспектный стилистический анализ. Основные подходы к анализу текста: · развитие «воссоздающего воображения»; · осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста; · отработка навыков выразительного чтения; · заучивание текста и письмо по памяти; · создание собственного текста.   1     - 0,5 0,5   1 1 1
4 Звуковые образные средства русского языка: · звукопись; · русская рифма: составная, каламбурная, неравносложная, равноударная (мужская, женская, дактилическая, смежная, перекрестная, кольцевая); · строфа (терцина, катрен, секстина, октава, ода, сонет)   1   0,5         0,5 0,5 0,5 1 1    
5 Рифмованная проза. Белые стихи 0,5 0,5 1 1
6 Ударение. Смысловые функции словесного ударения. Размер (2-х, 3-х сложные размеры стиха 0,5 0,5     2
7 Интонация как ритмико – мелодическая сторона звучащей речи Логическое ударение 1 2
8 Характеристика изобразительных возможностей средств письма в орфографии и пунктуации: · фигурное расположение текста; · смена шрифтов; · графические средства выделения слов/курсив, разрядка и др./. 1   1 1 1
9 Изобразительные ресурсы русского словообразования: · прием семантизации морфем; · словообразовательный повтор; · слова с суффиксами оценки; · использование окказионализмов.     0,5 0,5 0,5 0,5     0,5 0,5 0,5 0,5
10 Анализ лексических средств изобразительности речи: · лексический повтор (анафора, эпифора); · нарушение смысловой сочетаемости слов (антономасия); · слова-символы; · синонимы и антонимы в стилистических фигурах речи (оксюморон, градация, антитеза).     0,5 0,5 0,5 0,5     1 1 1 1
11 Синтаксическое богатство русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа (параллелизм, умолчание). 1 1 4
12 Тропы: · эпитеты · метафоры · сравнения · олицетворения · аллегория · метонимия · синекдоха · гипербола · литота   1   1 1 1 1 1 1 1 1
13 Стилистические фигуры речи: · инверсия · риторический вопрос, риторическое обращение · эллипсис(«выпадение», «опущение») 1   1 1 1 3
14 Практикум по анализу художественного произведения   6

 

Правда, на наш взгляд, существует большая проблема этого курса – количество часов слишком большое, не все школы смогут предоставлять этот курс в качестве элективного.

 

3. «Путешествие в стилистику» (34 ч.). Автор: Щербина Татьяна Александровна

Программа данного курса предназначена для углубления знаний по русскому языку и для повышения речевой культуры учащихся 8 – 9 класса. Курс связан с такими разделами языкознания, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Стилистика русского языка», а также с теорией литературы.

Этот курс может служить основой для элективных курсов в 11 классе: «Литературное творчество», «Практическая стилистика».

 

Учебно-тематический план курса «Путешествие в стилистику».

№п/п Тема занятия Кол. часов. Форма проведения.
1. Вводное занятие. Что делает нашу жизнь выразительной? (стилистические ресурсы русского языка). 1 ч. Лабораторная работа.
 2. Можно ли одержать поражение? (сочетаемость слов) 1ч. Групповой практикум.
 3. «Молодая была» уже не молода. (Стилистическое использование многозначности). 1ч. Практикум.
 4. «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». (Стилистическое использование омонимов). 1ч. Лабораторная работа.
 5. Главная и заглавная роль. (Смешение созвучных слов). 1ч. Практикум.
 6. Смелый, храбрый, отважный … (стилистическое использование синонимов). 1ч. Исследования слов (Работа по пр – ям Лермонтова).
7. Это хорошо или плохо? (стилистическое использование антонимов). 1ч. Исследование.
8. Белобрысый юнец?- нет, белокурый юноша! (стилистическая окраска слов). 1ч. Лабораторная работа.
9. «По-русски, а не по вятски, не по-билахонски.» (стилистическая оценка диалектизмов). 1ч. Исследование.
10. А нельзя ли без них? (стилистическая оценка жаргонизмов). 1ч. Исследование.
11. Аршин, верста, сажень … (стилистическое использование историзмов и архаизмов). 1ч. Практикум.
12. Космонавт, луноход, атомоход... (стилистическая оценка неологизмов). 1ч. Практикум.
  13.   Стилистическая оценка заимствованных слов.   1ч.   Исследование.
14. Многословие и речевая недостаточность. 1ч. Практикум.
  Тропы.  5ч.  
15. Эпитеты и сравнения.  1ч. Практикум.
  16.   Метафора и метонимия   1ч.   Практикум
  17.   Олицетворение.   1ч.   Практикум
  18.   Гипербола и перифраза   1ч.   Практикум
19. Слово под пером 1ч. Практикум. «Поэтическое кафе».
20. Благозвучие речи. Звукопись. 1ч. Исследование.
21. О правильном произношении и ударении.  1ч. Лабораторная работа.
22. Стилистическое использование словообразования. 1ч. Практикум.
23. Род и число имён существительных. 1ч. Практикум.
  24.   Падежи имён существительных.   1ч.   Практикум.
25. Формы имён прилагательных и числительных. 1ч. Исследование.
26. Формы местоимений и глагола. 1ч. Исследование.
27. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. 1ч. Практикум.
28. Согласование определений и приложений. 1ч. Лабораторная работа.
29. Управление. 1ч. Практикум.
30. Причастный и деепричастный оборот. 1ч. Практикум.
31. Отглагольные существительные. 1ч. Практикум.
  32.   Предложения с однородными членами.   1ч.   Лабораторная работа.
33. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.   1ч. Практикум.
34. Стилистический анализ стихотворных и прозаических текстов.    1ч. Практикум.

 

Большая часть выше приведенных тем дает нам основание считать возможным не причислять этот курс к обязательным в филологическом профиле, а скорее, действительно, как элективный курс в предпрофильной подготовке.

4. «Сложный синтаксис» (34 ч.). Автор: Федоренко Светлана Юрьевна

Целью курса является способствование углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. Программа построена в основном на углублённом изучении главных членов предложения.

 

№ п/п Назваие темы урока. Всего часов Формы и методы обучения
1 Введение. 1 Составление предложений.
2 Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов. 1 Беседа.
3-4 Слова. Сочетания слов. Словосочетания. 2 Беседа. Работа с текстом. Составление словосочетаний.
5 Согласование. 1 Сообщения учащихся. Создание проекта по теме.
6 Управление. 1 Беседа с привлечение сообщений учащихся. Практическая работа.
7 Примыкание 1 Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи.
8-9 Основные виды подчинения. 2 Семинар. Работа в группах. Практическая работа.
10 Типы предложений. Общие сведения. 1 Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа.
11-12 Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. 2 Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.
13 Нераспространённые и распространённые предложения. 1 Блиц-опрос. Работа с текстами художественной литературы.
14-15 Второстепенные члены предложения. 2 Блиц-опрос «для чего нужны второстепенные члены предложения?» Практическая работа. Задачи для любознательных.
16-17 Односоставные предложения. 2 Практикум. Сообщения учащихся.
18 Неполные предложения. 1 Блиц-опрос «Особенности односоставных предложений». Практическая работа. Наблюдения текста художественной литературы.
19-20 Однородные члены предложения. 2 Практикум Беседа. Работа в группах.
21-22 Обособление второстепенных членов предложения. 2 Блиц-опрос. Работа в группах. Наблюдения поэтического текста.
23-24 Слова, не являющиеся членами предложения. 2 Беседа. Конструирование предложений.
25-28 Виды сложных предложений. 4 Блиц-опрос. Практикум. Составление таблицы.
29 Трудные случаи пунктуации. 1 Семинар. Практикум.
30-31 Всё о предложении… 2 Урок-игра.
32-34 Обобщение знаний. 2  

§6. Примерные учебные планы для филологического профиля

Ниже рассмотрим варианты количества часов на разные предметы профиля «Филология». Сразу поясним, что не будем рассматривать социально-гуманитарный и просто гуманитарный профили, так как это нам не даст полной картины объема часов на предметы филологической направленности.

 

№ 1

Учебные предметы        Число недельных учебных часов за два года обучения    
2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Элективные курсы в школах Тулы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элективные курсы в школах Тулы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)