Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1 Социальный статус предпринимателя



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Глава 1 Социальный статус предпринимателя 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

 

Введение

Глава 1 Социальный статус предпринимателя

1.1 Феномен предпринимательства в социологическом ракурсе

1.2 Становление и особенности современного предпринимательства в России

1.3 Место предпринимателя в социальной структуре общества

Глава 2 Удовлетворенность предпринимателей собственным социальным статусом

2.1 Удовлетворённость предпринимателей собственным социальным статусом и её индикаторы

2.2 Анализ удовлетворённости предпринимателей собственным социальным статусом на примере представителей малого бизнеса г. Череповца

Заключение

список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

Введение

 

 

Актуальность темы. В последнее двадцатилетие в России произошли кардинальные изменения в социальной структуре. В результате экономических, политических, информационно-культурных изменений в российском обществе идет активный процесс образования новых социально-профессиональных групп и реструктуризации уже существующих.

В период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность, что повлекло за собой формирование группы занимающихся ею людей, обладающих «набором» личных и профессиональных качеств и действующих в определенной социальной среде. Актуальной проблемой является исследование этой относительно новой для России социальной группы.

Малое предпринимательство (бизнес) в современном обществе связывается с одним из результативных направлений социально-экономического развития российского общества.

Вместе с тем, положение предпринимателя в малом бизнесе в структуре современного российского общества крайне неустойчиво и сопряжено как с большими надеждами, так и с огромными трудностями. С одной стороны, оно объясняется тем, что на длительный период времени были прерваны традиции российского предпринимательства, произошла, по сути, утеря официального статуса предпринимателя, с другой - начальный этап формирования отечественного предпринимательства в современном его понимании совпал с ситуацией, когда оно приобрело в других странах завершенные цивилизованные формы. Естественно, эти тенденции способствовали ускоренному развитию социально-экономических отношений, не всегда имеющих прогнозируемый и адекватный характер и впоследствии оказавших значительное влияние на социальный статус предпринимателя в малом бизнесе.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства в своём ежеквартальном информационно-аналитическом докладе о динамике развития малого предпринимательства в России за февраль 2010 года представляет следующие сведения: по состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2008 г. уменьшилось на 37,9 ед. и составило 160,5 ед.

Одной из причин (помимо последствий мирового экономического кризиса) столь резкого сокращения количества малых предприятий мы видим в отказе предпринимателей от продолжения осуществления деятельности по причине неудовлетворённости собственным социальным статусом, так как удовлетворённость выступает как предпосылка продуктивной работы. Несоответствие намерений, установок, ожиданий, потребностей с последствиями и результатами деятельности заставляет предпринимателя прекращать свою деятельность.

Феномен предпринимательства активно изучается в настоящее время экономической и юридической наукой, но недостаточно - социологической, вследствие чего не уделяется должного внимания ни критериям выделения данной социальной группы и ее статуса в современной России, ни особенностям профессиональной и социальной деятельности включенных в нее людей, ни тем более проблеме удовлетворённости предпринимателями собственного социального статуса.

Недостаточно обосновано в современном социологическом знании структурирование слоя предпринимателей в целом, определение критериев выделения предпринимателей малого бизнеса в частности. На наш взгляд, данную группу еще преждевременно рассматривать как профессионально однородную, необходимо именно в рамках социологический науки исследовать процесс ее становления. Кроме этого, остаются недостаточно изученными факторы, влияющие на статус группы предпринимателей: доход, престиж, власть, образование.

В качестве теоретических проблем, таким образом, выступают: определение признаков выделения предпринимателей малого бизнеса как особой социальной группы в рамках группы предпринимателей в целом; выделение индикаторов удовлетворённости предпринимателей собственного социального статуса.

Актуальной является проблема изучения удовлетворённости предпринимателей собственным социальным статусом.

Степень научной разработанности проблемы. Поставленные в исследовании проблемы потребовали обращения к ряду научных источников и концепциям представителей разных наук.

Междисциплинарный характер темы исследования объединил усилия экономистов, социологов, политологов, психологов. Отметим наиболее известных авторов: А. Смит, Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, Ф. Уокер, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, П. Друкер, А. Шапиро, И. Кирцнер, Л. Мизес, Р. Хизрич, А.Хоскинг и др. При анализе социальной группы предпринимателей использованы положения социологии М. Вебера.

Основу российской экономической социологии заложили труды С.Н.Булгакова, М.М.Ковалевского, П.Б.Струве. Авторство современных фундаментальных исследований в области предпринимательства принадлежит Т.И. Заславской, В.В. Радаеву, В.А. Ядову.

Проблема удовлетворенности человека собственным социальным статусом изучалась в творчестве М. Аргайла, А. Маслоу.

В целом, современная российская социология, отражая актуальные социально-экономические потребности, на протяжении последних лет достаточно часто обращается к проблеме предпринимательства. Большое число научных статей публикуется в профильных периодических изданиях.

Однако, несмотря на то, что отдельные направления социологического осмысления проблем предпринимательства достаточно глубоко разработаны, значительного концептуального взгляда на социальный статус предпринимателя в малом бизнесе в новых экономических условиях российского общества, его теоретико-методологического и практического анализа с учетом проявляющихся противоречивых тенденций предпринимательской деятельности, еще не сложилось.

Объектом дипломной работы являются предприниматели как социально-профессиональная группа.

Предмет дипломной работы – удовлетворённость предпринимателя собственным социальным статусом.

Цель дипломной работы состоит в социологическом анализе удовлетворённости предпринимателя собственным социальным статусом.

Цель дипломной работы реализуется в следующих исследовательских задачах:

1. Охарактеризовать предпринимательство как социальный феномен;

2. Рассмотреть развитие и особенности современного предпринимательства в России;

3. Дать характеристику социального статуса предпринимателя;

4. Раскрыть сущность категории «удовлетворённости собственным социальным статусом», выявить и охарактеризовать факторы, влияющие на удовлетворённость собственным социальным статусом предпринимателей;

5. Проанализировать удовлетворённость предпринимателей г. Череповца от собственного социального статуса.

Теоретико-методологическую базу исследования составили социологические теории Й. Шумпетера и Т. И. Заславской. В процессе работы были использованы методология системного анализа проблемы исследования, феноменологический подход в социологии, а также общенаучные принципы, методы изучения социально-экономической сферы и профессиональных групп, реализующих ее задачи.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Комитета государственной стандартизации, сертификации и метрологии; данные аналитического отчёта ВЦИОМа о состоянии делового климата в России за 2009 год; результаты социологического исследования с участием автора.

 

Глава 1 Социальный статус предпринимателя

 

В последние десятилетия XX - начале XXI вв. происходит принципиальное изменение социальной структуры российского общества, исчезновение одних и появление других социальных групп и слоев. Современное российское общество переживает процесс глубоких экономических, политических, информационно-культурных изменений, активно идет процесс образования новых социально-профессиональных групп и реструктуризации уже существующих. К таким новым социальным образованиям в постсоветском обществе можно отнести группу предпринимателей.

 



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Глава 1 Социальный статус предпринимателя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1 Социальный статус предпринимателя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)