Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Удовлетворённость собственным статусом предпринимателя и её индикаторы



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Удовлетворённость собственным статусом предпринимателя и её индикаторы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Совпадение реального предпринимательства с представлениями о нем, т.е. на личностном уровне совпадение ценностей, целей, мотивов с возможностями их реализации приводит к формированию устойчивой удовлетворенности предпринимателем собственного социального статуса. Таким образом, удовлетворенность предпринимательством в значительной степени есть результат выбора данного вида экономической деятельности.

Удовлетворенность социальным статусом формируется также в процессе конкретной деятельности, но глубинными причинами ее являются не столько факторы деятельности, сколько личностные факторы в их взаимосвязи с содержательными характеристиками деятельности.

В современных исследованиях проявляется тенденция рассматривать удовлетворенность как отношение. Если удовлетворенность как эмоциональное состояние есть явление скорее ситуативное, то удовлетворенность как отношение достаточно стабильна во времени и связана с особенностями личности. Непосредственное отношение проявляется в процессе деятельности через состояния активности или пассивности. Представления субъекта о возможностях реализации наиболее значимых для него ценностей и целей в конкретном виде экономической деятельности не только формируют определенное отношение к нему, но и способствуют осознанному выбору этого вида деятельности.

Экономическое поведение предпринимателей, содержание и уровень их деловой активности неоднозначно определяется экономическими факторами, но имеет место их преломление со стороны психологических характеристик субъектов экономической деятельности.

Удовлетворенность предпринимателей результатами своей деятельности является одним из ведущих факторов их деловой активности. Изучение удовлетворенности позволяет лучше понять как особенности личности предпринимателя, так и психологические основы предпринимательства в целом.

В случае вынужденного выбора предпринимательства, например, вследствие невозможности с помощью иного вида экономической деятельности обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, жизненно важные мотивы и цели не реализуются, человек принужден заниматься работой, которая не отвечает его потребностям и интересам, что приводит в итоге к глубокой неудовлетворенности. Однако степень неудовлетворенности существенно изменяется в зависимости от результатов деятельности и их субъективной оценки.

Удовлетворенность результатами предпринимательской деятельности складывается из трех компонентов:

· удовлетворенности экономическими результатами, которая представляет собой эмоционально-оценочное отношение предпринимателя к результатам деятельности своей фирмы;

· удовлетворенности социальными результатами, которая является подведением итогов взаимодействия предпринимателя и его фирмы с социумом;

· удовлетворенности личностными результатами (это оценка себя как субъекта предпринимательской деятельности, оценка степени реализации мотивов и целей деятельности).

Удовлетворенность деятельностью может рассматриваться одним из критериев соответствия способностей личности к этой деятельности. Изучение способностей к предпринимательству позволяет не только глубже понять психологию субъекта предпринимательской деятельности, но и вести практическую работу по бизнес - консультированию действующих предпринимателей.

Выше было сказано, что удовлетворённость – это психическое состояние человека, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, надежд, потребностей с последствиями и результатами деятельности, взаимодействия с социальным и природным окружением. Применимо к социальному статусу можно утверждать, что удовлетворённость является соотношением между ожиданиями от социального статуса и реальными результатами деятельности предпринимателя. По мнению М. Аргайла[20], ожидания тесно связаны с мотивами, побуждающими человека к деятельности в рамках занимаемого им статуса предпринимателя.

Предпринимательская деятельность может быть обусловлена следующими мотивами: стремлением к самостоятельности и независимости, реализацией профессиональных способностей, достижением материального успеха, полезностью выполняемой работы и авторитетом окружающих. Содержание каждого из этих мотивов может проявляться в двух различных формах: как позитивное стремление к реализации своих побуждений и как стремление устранить неблагоприятные условия жизнедеятельности, вызывающие неудовлетворенность человека.

Люди, чей выбор предпринимательской деятельности основан на позитивной мотивации (стремление к самореализации и независимости), имеют больше шансов достичь успеха, чем те, чей выбор носит вынужденный характер, связан с неудовлетворенностью своим материальным положением, ограниченной самостоятельностью и чувством бесполезности самостоятельной работы.

В первой главе было упомянуто, что Й. Шумпетер выделяет три предпринимательских мотива. Первый - потребность в господстве, власти, влиянии; второй - жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником или с самим собой; третий - радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел. Также мы воспользуемся взглядами А. Маслоу на мотивацию человеческой деятельности и применим её к социальному статусу предпринимателя. А. Маслоу. Рассмотрим подробнее уровни этой иерархии.

1. Основные физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, кислороде, сне, жилище, мускульной активности, сексе, то есть первичные, базовые потребности. Деньги, заработок обеспечивают удовлетворение этих потребностей.

2. Потребности в безопасности. Этим потребностям отвечают такие стимулы, как гарантированное ведение бизнеса, перспективы экономической состоятельности, возможность сбережения денег.

3. Потребность в социальной общности, т.е. вхождение человека в социально-профессиональную группу предпринимателей, что способствует удовлетворению этой потребности.

4. Потребности в уважении и самоуважении. Сам бизнес и социальный престиж положения могут быть более важным мотивом, нежели деньги. Самоуважение, как правило, следствие признанного авторитета.

5. Потребности в самоактуализации (самореализации). Самоактуализация не состояние, но процесс раскрытия своих потенций, нахождения места в жизни, соответствующего возможностям человека. Человек самореализуется всякий раз, когда берет на себя ответственность выбора.

Можно рассматривать пятый уровень потребностей как потребность в смысле жизни. Хотя надо сказать, что любая потребность в схеме А. Маслоу может выступать для разных людей в качестве смыслообразующей. Проблема для каждого – в сохранении этого жизненного смысла, что бы ни понималось под ним субъективно.

Достижение высокого материального благополучия, независимости, самостоятельности в работе и возможности реализовать свои способности выступают основными наиболее значимыми мотивами предпринимательской деятельности. Мотивы полезности своего бизнеса и достижения авторитета у окружающих представлены в значительно меньшей степени. Таким образом, фактор материального благополучия доминирует в мотивации предпринимательской деятельности.

Однако представление о преобладании у предпринимателей материальных интересов не находит эмпирических подтверждений. Для них важны самоутверждение, профессиональный рост, получение удовольствия от решения сложных профессиональных задач.

Результаты большого числа исследований показывают, что желание личной независимости, а не внешние экономические побудители выступают в качестве первичной мотивации при выборе карьеры предпринимателя. Цели и ожидания отдельных предпринимателей формируются под влиянием их потребностей, возможностей, ограничений и способностей. Вместе с тем результат, конечная удовлетворенность, выбор цели зависят также и от ценностных установок, социальных позиций и надежд, которые индивидуальные предприниматели связывают с собой - со своим образом Я.

Данные о мотивации человека в начале карьеры и обстоятельства основания фирмы свидетельствуют о том, что до 2/3 предпринимателей склонны принижать значение экономической мотивации, однако явно отмечали влияние более простой потребности - заработать на жизнь. Большинство владельцев малых и средних предприятий считают более важным поддерживать свой стиль жизни, чем добиваться прибыли. Тем самым, они не демонстрируют стремления к более высокому стилю жизни. Доминирование мотива независимости - наиболее частое основание начала карьеры владельца предпринимателя. Настоящее и прошлое политики предпринимательства проникнуто идеологией индивидуализма.

Лидирующее место занимает индивидуалистическое стремление «принимать мои собственные решения». Это желание может рассматриваться как стремление к усилению личной власти. Однако даже у способных и успешных предпринимателей желание независимости может тормозить дальнейший рост, если они будут ставить себе нереалистичные или недостижимые цели.

Выбор предпринимательства как вида экономической деятельности, особенности мотивации предпринимательской деятельности и удовлетворенность ею являются взаимосвязанными социально-психологическими характеристиками. Основным, ведущим мотивом выбора предпринимательства выступает стремление к созданию своего собственного дела, связанного с систематическим извлечением прибыли и работа на себя, являющаяся центральным признаком, отличающим предпринимательство как вид экономической деятельности от наемного труда. Главной целью предпринимательства является достижение экономической независимости и самостоятельности и экономического успеха, связанного, с одной стороны, с получением высокого дохода, а с другой - с достижением высокой материальной обеспеченности.

Ценностные ориентации лидеров бизнеса концентрируются вокруг идеи укрепления и развития дела. Лишь немногие начинают выходить за круг проблем собственных фирм. Ярко выражено утилитарное отношение к государству и политике. Формируется осознание того факта, что развивать бизнес невозможно исключительно за счет собственных усилий. Но тех, кто считает, что предприниматели должны активно влиять на общество, пока недостаточно.

Отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности являются важными психологическими характеристиками предпринимателей, непосредственно связанными с оценками их деловой активности и результатами предпринимательской деятельности, ее успешности и удовлетворенности. В целом более эффективные предприниматели характеризуются положительным отношением к конкуренции и умеренному риску.

Сущность предпринимательской деятельности - получение прибыли. В связи с этим значимой составляющей системы отношений предпринимателя становятся отношения к собственности и деньгам. Среди успешных предпринимателей встречаются различные типы отношения к богатству. Для одних оно значимо; на других богатство мало влияет, и они считают его важным только для удовлетворения потребностей в свободе, внутреннем комфорте, независимости. Предприниматели, которые психологически стремятся не замечать богатства, сохраняют привычки, нормы потребления, стиль жизни практически неизменными (исключение составляют члены их семей).

Для успешных предпринимателей среднего бизнеса характерно выраженное отношение к деньгам как к средству, а не цели, мотив прибыли сочетается с мотивом самореализации и творчества. Об этом свидетельствуют траты на повышение профессиональной квалификации, получение дополнительного образования, личностное развитие. Деформации в структуре отношения к деньгам, а также системе ценностей, выраженные в других категориях предпринимателей, у них практически незаметны.

Для представителей крупного бизнеса самым весомым фактором является фактор «деньги - власть». Ядром фактора стала возможность использования денег в качестве оружия для управления или устрашения других людей. Такие признаки, как ориентация на «покупку» дружбы и любви, зависть по поводу денег, чувство личной неудовлетворенности в случае переплаты за что-то, напряжение при вопросах о финансовом положении, оценки людей по деньгам, фантазии по поводу денег, также вошли в фактор и показали корреляции между собой. Если у бедных фантазии по поводу денег связаны с потреблением, то у богатых они связаны с воздействием на других людей.

Субъект с доминирующей потребительной направленностью мотивацион-ной сферы стремится проявлять себя и получать удовлетворение в соответствующих формах активности; наиболее характерным из них является потребление - процесс присвоения, поглощения тех или иных средств или условий существования, среди которых: пища, воздух, комфортные условия обитания, предметы роскоши; комфортное социальное окружение и проявления внимания, почтения, слава, власть. Становясь доминирующими в мотивационной сфере, эти ценности фетишизируются, подчиняют себе ценности реального развития.

Лица, ориентированные преимущественно на потребление и комфорт, встречаются среди предпринимателей, не занимающих лидирующих позиций в бизнесе, но имеющих высокий доход. Демонстративное окружение себя символами роскоши чаще всего свидетельствует о неспособности реализовать себя в деле.

У успешных предпринимателей возрастает значимость мотивов профессионального и духовного самосовершенствования. Они стремятся заниматься тем, что интересно и в чем «можно расти». В связи с этим проявляется желание совершенствования в смежных областях, потребность в дополнительных знаниях. Конечный смысл предпринимательской деятельности большинство бизнесменов (до 80%) видят не в достижении прагматических целей, а в личностном самоутверждении.

Исходя из всего выше сказанного, можно выделить основные факторы удовлетворённости предпринимателей собственным социальным статусом:

1. Величина дохода, которая зависит от успешности бизнеса;

2. Гарантированное ведение бизнеса, деловой климат (экономическая стабильность в стране, принятие государственной властью благоприятных законов, охрана частной и интеллектуальной собственности);

3. Возможность самоактуализации и самовыражения:

a. Через власть и влияние в политике;

b. Через принесение пользы обществу;

c. Через раскрытие в ходе предпринимательской деятельности своих потенциальных возможностей;

4. Престижность статуса предпринимателя в обществе и отношение к нему:

a. Отношение со стороны близких и родственников;

b. Отношение со стороны окружающих (знакомых и незнакомых);

c. Отношение со стороны представителей государственных и муниципальных властей;

Здесь были выделены субъективные (или внутренние) факторы удовлетворённости собственным социальным статусом предпринимателя, т.к. наиболее полную информацию по ним можно получить только в ходе интервью, где интервьюируемый может поделиться своими эмоциональными переживаниями и личным отношением к проблеме.

Как уже было сказано, удовлетворённость предпринимателей собственным социальным статусом влияет на успешность их экономической деятельности. Успешность последней, в свою очередь, влияет на решение со стороны предпринимателя о прекращении ведения бизнеса. Поэтому удовлетворённость можно косвенно проследить через статистические данные о количестве прекративших свою деятельностей предпринимателей и предприятий, что и будет объективным (внешним) индикатором.

 



2020-02-03 260 Обсуждений (0)
Удовлетворённость собственным статусом предпринимателя и её индикаторы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Удовлетворённость собственным статусом предпринимателя и её индикаторы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)