Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феномен предпринимательства в социологическом ракурсе



2020-02-03 300 Обсуждений (0)
Феномен предпринимательства в социологическом ракурсе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятия «предприниматель», «предпринимательство» не имеют однозначной трактовки ни в российской науке, ни в общественном сознании. Говоря о предпринимателях, одни имеют в виду агентов малого, среднего или микробизнеса, другие - представителей директорского корпуса, третьи - дельцов теневой экономики. В научной литературе встречаются разные подходы к определению этих понятий.

Общими, т.е. признаваемыми подавляющим большинством исследователей, признаками предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода (или наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений и личной ответственностью за результаты хозяйствования), владение собственностью, инновационный характер деятельности.

Понятием «предпринимательство» обозначаются предприниматели крупного, среднего и малого бизнеса, однако только малое предпринимательство закреплено законодательно, тогда как нормативно-правовые акты, определяющие среднее и крупное предпринимательство, до сих пор не разработаны.

Наряду с понятием «предпринимательство» мы используем и понятие «бизнес». К соотношению этих понятий существует несколько подходов. Согласно первой точке зрения, они являются синонимами. По мнению второй группы авторов, допустима определенная взаимозаменяемость этих понятий при описании хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Однако понятие «бизнес» гораздо шире, чем понятие «предпринимательство», и его можно толковать как выражение системы производства для удовлетворения потребностей членов общества, охватывающей отношения между всеми участниками рыночной экономики: предпринимателями, потребителями, наемными работниками, служащими государственных структур, представителями коммерции и торговли. Третья группа авторов убеждена в существовании значительных различий между понятиями «бизнес» и «предпринимательство» как в экономическом, так и в юридическом аспектах. Четвертая группа авторов считает, что «предпринимательство» - это интеллектуальная деятельность энергичных, инициативных людей по осуществлению наиболее важных и трудных проектов, а «бизнес» связывают с коммерцией, торговлей, деловой активностью. И наконец, согласно пятой позиции, общей характерной чертой понятий «бизнесмен», «предприниматель» является непосредственное владение собственностью[1].

Мы склонны согласиться с представителями первой точки зрения, эти понятия можно употреблять как синонимы. Предпринимательство (бизнес) - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, главными целями которой является получение прибыли и развитие собственного дела. В то же время мы акцентируем внимание на том, что предпринимательство - это специфический вид деятельности, связанный с инновациями и риском, тогда как бизнес - это репродуктивная хозяйственная деятельность.

В научный оборот термин «предприниматель» внёс французский экономист начала XVIII века Ричард Кантильон[2]. Именно он разработал первую теорию предпринимательства. В своём «Эссе о природе торговли в общем» (1755) исследователь причисляет предпринимателя к «людям с неопределёнными заработками» наряду с фермерами, торговцами, а также разбойниками... Предприниматель отличается от госслужащих, военных и прочих «людей с постоянным заработком» тем, что живёт в состоянии неопределённости и постоянно рискует вложениями в торговые или производственные операции. Например, по мысли Кантильона, фермер является предпринимателем, потому что обязуется выплачивать владельцу земли определённую сумму денег, не зная точно, какими будут его заработки. Предприниматель может не быть владельцем капитала и управлять чужими капиталами. Его основной характеристикой для Кантильона является способность идти на риск в условиях неопределённости, чтобы получить высокую прибыль, которая рассматривается в качестве платы за риск.

Адам Смит тоже не обошёл вниманием фигуру предпринимателя в своём труде «Исследования о природе и причине богатства народов». Он представляет человеческое сообщество в виде союза, члены которого производят обмен товарами и услугами. Предприниматель играет важную роль в этом обмене. Являясь по своей натуре капиталистом, он идёт на риск при реализации коммерческого проекта[3].

Предпринимательским феноменом интересовался и Жан-Батист Сэй[4]. По мнению Сэя, предприниматель - это прежде всего тот, кто производит какой-либо товар. Он организует производственный процесс на основе оптимальной комбинации факторов производства. Сэй проводит разницу между предпринимателем и капиталистом. По убеждению экономиста, предпринимательство есть комбинация трёх факторов производства: капитала, земли и труда. Предприниматель извлекает прибыль из найденной комбинации сначала на одном рынке, а затем в погоне за ещё большей прибылью переносит комбинацию на другой, привнося тем самым элемент новаторства в свою деятельность.

Однако теория предпринимателя-новатора прочно связана с именем другого известного экономиста, Йозефа Шумпетера [5]. В его работах именно способность к инновации заявлена как определяющая и отличительная характеристика предпринимателя. По Шумпетеру, инновации отводится решающая роль в экономическом развитии. Предприниматель же призван, руководствуясь интуицией, постоянно искать новые комбинации факторов производства и являться «двигателем экономического развития». Внедряя инновации, предприниматель постоянно вынужден бороться с привычными традициями и противостоять инертности окружающего его мира.

Шумпетер различает пять типов инноваций:

- запуск нового товара или существенное улучшение существующих товаров;

- внедрение новой производственной технологии;

- выход на новый рынок, в частности географический;

- использование в производстве сырья или полуфабриката нового типа;

- внедрение новой управленческой практики.

Таким образом, по Шумпетеру, предприниматель предстаёт своего рода «революционером от экономики», разрушает старый порядок и создаёт новый. В то же время склонность к риску характеризует в большей мере капиталиста, который рискует суммами, предоставляемыми предпринимателю в качестве ссуды. Последний тоже может рисковать, но только в том случае, если он одновременно является и владельцем капитала, что не является обязательным. Более того, предпринимателем невозможно оставаться на протяжении всей своей карьеры. И как только новая комбинация утрачивает свою новизну, тот, кто её внедрил, теряет предпринимательский статус, даже если при этом он остаётся владельцем своего предприятия.

Шумпетер обращается к проблеме мотивов предпринимательского поведения, выделяя следующие группы мотивов. К первой группе относятся стремление к свободе, желание приобрести "условия для развития личности", "сферу влияния" и т.д.

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. В нее входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой - стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях, считает Шумпетер, предпринимателя интересует не экономическая сторона дела сама по себе. Величина прибыли здесь играет роль показателя успеха и символа победы. В этой группе доминирует стремление подняться вверх по социальной лестнице. Эти мотивы поведения предпринимателя принципиально отличаются от экономических. 

Третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая только в предпринимательской деятельности становится определяющим мотивом поведения предпринимателя. Предприниматель получает удовольствие от работы и творческую радость.

Теория Шумпетера содержит также первую предпринимательскую типологию. Первый тип - «фабрикант-коммерсант», который, как правило, владеет капиталом и средствами производства, являясь при этом директором предприятия, склонным к авторитарному стилю управления. Второй тип - «капитан индустрии». Он не всегда имеет предприятие в собственности, даже если ему принадлежит определённый процент акций. Его отличает от остальных собственников и работников большое влияние в совете директоров, который он часто возглавляет. Третий тип - «наёмный менеджер» или директор. Этот предприниматель может не иметь в собственности никакой доли предприятия, но он наделён властью, достаточной для создания «новых производственных комбинаций». И наконец, четвёртый тип - «основатель» предприятия. Он разработал проект предприятия и запустил его. Впоследствии этот тип предпринимателя, получив соответствующее вознаграждение, может выйти из проекта.

Шумпетер рассматривает предпринимательство как один из факторов экономического развития наряду с капиталом, трудом и землёй.

Определить предпринимательскую функцию в экономике пытались два других известных экономиста, Хайек и Кирзнер. В своих работах Хайек всячески защищал идею свободного рынка - оптимального механизма выравнивания спроса и предложения. Он считал, что роль предпринимателя состоит как раз в том, чтобы определить наличие перепроизводства или дефицита на рынке[5].

Кирзнер пошёл немного дальше в своём анализе и утверждал, что основная функция предпринимателя состоит в выравнивании цен. По его мнению, «плохая» цена на рынке даёт предпринимателю возможность извлечения выгоды. Предприниматель отличается от других экономических агентов своей неусыпной бдительностью и реакцией на нарушение рыночного равновесия. Умение вовремя увидеть новые возможности для сделок и есть залог предпринимательского успеха.

Другим видным экономистом ХХ века, создавшим свою теорию предпринимательства, является англичанин Марк Кассон[6]. Однако, в отличие от Шумпетера, Кассон настаивает на примате управленческой составляющей в предпринимательской деятельности. Он видит в предпринимателе прежде всего управленца, первостепенная задача которого состоит в «интуитивном принятии обдуманных решений относительно распределения ограниченных ресурсов предприятия». Поскольку распределение ресурсов не носит статичного характера, предприниматель находится в постоянном поиске наиболее эффективного их использования для предприятия. Кассон подчёркивает, что предлагаемое им определение предпринимателя применимо не только к хозяйственной деятельности частных предприятий. По его словам, «разработчик плана в социалистическом обществе или даже священник и король в традиционном обществе» тоже могут выполнять предпринимательские функции.

Американский специалист по менеджменту Питер Друкер[7] также оставил заметный след в определении сущности и функции предпринимателя. В середине 80-х годов ХХ века он уверял, что экономика США переживает стадию трансформации из «экономики менеджмента» в «экономику предпринимательства». Друкер убеждён, что дух предпринимательства и предприимчивость являются всего лишь поведенческим стереотипом, а не чертой характера.

Предприниматель Друкера близок к теории Шумпетера, так как он ни капиталист (хотя и нуждается в капитале), ни инвестор (хотя и несёт финансовые и экономические риски), ни работодатель. Он - прежде всего новатор, для которого постоянный поиск и внедрение инноваций являются «нормой жизни и здоровым признаком».

Предпринимательство, по Друкеру, состоит во внедрении инноваций в любую область, в том числе и менеджмент. Вместе с тем автор отмечает, что далеко не все экономические агенты могут быть причислены к категории предпринимателей.

Итак, мы можем заметить, что экономисты были первыми, кто заинтересовался феноменом предпринимательства. В большинстве своём они стремились определить роль предпринимателя в экономической системе и влияние его деятельности на экономику. Вот почему наиболее распространённым упрёком в их адрес является нежелание выйти за рамки функционального подхода с тем, чтобы интегрировать в их теории поведенческую составляющую предпринимательского феномена. Это, однако, нисколько не умаляет их научного вклада, и это несмотря на то, что экономисты так и не смогли прийти к единому определению предпринимательской функции. Одни видят в предпринимателе «того, кто идет на риск» (Кантильон, Сэй), другие - «новатора» (Шумпетер, Друкер), третьи - «того, кто обнаруживает возможности для сделок», а для четвёртых предприниматель - «распределитель ограниченных ресурсов предприятия» (Кассон).

С начала ХХ века предпринимательством начинают интересоваться представители других научных дисциплин, прежде всего социологи, психологи, психоаналитики и бихевиористы. Они обращают внимание на поведенческие стереотипы предпринимателя.

Первыми социологами, обратившими внимание на предпринимательство, были немцы Макс Вебер и Вернер Зомбарт.

Вебер характеризует «дух капитализма» как «рациональный и систематический поиск прибыли в ходе занятия профессией». Предприниматель управляет предприятием и является символом «капиталистического рационализма». В своей деятельности ему часто приходится идти наперекор традициям и установленному порядку. Этим объясняется некое недоверие в обществе по отношению к нему. Вебер представляет предпринимателя как новатора, нередко выходца из низших слоёв общества, который руководствуется в профессиональной и семейной жизни особой этикой. Говоря о предпринимательском поведении, немецкий социолог подчёркивает важность предпринимательской системы ценностей.

Как и Вебер, Зомбарт считает предпринимателя символом «духа капитализма» и «движущей силой капитализма». А ключ предпринимательского успеха кроется в его предприимчивости, которая воспринимается как черта характера.

Образ человека-предпринимателя со своими желаниями и устремлениями, психологический портрет и поведенческие стереотипы которого обусловлены его опытом и способностями, стал объектом научного исследования благодаря работе психолога Дэвида Макклелланда[8] «Общество достижения». В этой работе, вышедшей в 1961 году, автор предлагает теорию потребности достижения.

Макклелланд пишет, что в основе расцвета великих цивилизаций лежит наличие литературного героя. Этот герой, способный на деяния, выходящие за рамки возможного, и успешно преодолевающий любые преграды, служит примером для молодых поколений. Желая походить на героя, молодые люди стараются имитировать его. Это, в свою очередь, воспитывает в них жажду достижения. Наряду с потребностью достижения автор выделяет жажду могущества, которые, по мнению Макклелланда, в равной степени свойственны предпринимателю. Предприниматель для него - это человек с сильной потребностью достижения, верящий в свои силы, не чуждый разумного риска и способный преодолеть любые препятствия на пути к цели.

Теория Макклелланда послужила отправным толчком для последующих исследований психологических (черты характера, мотивации и др.), демографических и социологических (возраст, социальное происхождение, образование, профессиональный опыт и др.) характеристик предпринимателя.

В отечественной экономической литературе, мнения о характере предпринимательской деятельности, в целом совпадают с западными.

Н. Д. Кондратьев, анализируя концепцию Й. Шумпетера, отмечал, что в соответствии с ней фактически выделяются два типа экономических субъектов, действующих в рыночной системе. Первый тип – пассивный агент рынка, который имеет минимальный доход или, в крайнем случае, лишь покрывает свои издержки. Второй тип – активный агент, создающий новые хозяйственные комбинации, собственно предприниматель.

 У Т. И. Заславской в работах социоструктурного направления предприниматели рассматриваются в первую очередь как слой, которому предстоит сыграть важную роль в преобразовании российского общества. Социальный генезис этого слоя, его внутренняя структура, положение в системах власти и собственности, динамика социального статуса здесь более существенны, чем творческий, инновационный тип личности. Поэтому в рамках данного направления предпринимательство понимается как социальный слой, конституирующими признаками которого служат: инициативная деятельность в целях получения прибыли; свобода и автономность экономических решений, личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования.

В. В. Радаев, следуя за Й. Шумпетером, формулирует общее определение предпринимательства: это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода) и выводит для предпринимательства три необходимых элемента: организационное действие; инициирование изменений; денежный доход как цель и критерий успеха.

В.И. Верховин, С.Б. Логинов утверждают, что инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих: 1) уникальных личностных качеств; 2) рыночной среды, являющейся многоальтернативным полем предпринимательского выбора; 3) предпринимательской культуры, включающей в себя инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий.

По А.В. Безгодову, предпринимательство – это активная систематическая, самостоятельная и ответственная инновационная деятельность по управлению капиталом, направленная на извлечение прибыли, осуществляемая на условиях риска неопределенности в рамках общепринятых в конкретной исторической ситуации норм ведения бизнеса.

 



2020-02-03 300 Обсуждений (0)
Феномен предпринимательства в социологическом ракурсе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феномен предпринимательства в социологическом ракурсе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)