Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ удовлетворённости собственным социальным статусом на примере представителей малого бизнеса г. Череповца



2020-02-03 289 Обсуждений (0)
Анализ удовлетворённости собственным социальным статусом на примере представителей малого бизнеса г. Череповца 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде чем приступить к анализу данных эмпирического исследования, можно воспользоваться данными аналитического отчёта ВЦИОМа о состоянии делового климата в России за 2009 год.

Массовый опрос был проведен в сентябре-октябре 2009 г. среди российских предпринимателей – владельцев и топ-менеджеров частных компаний.

Всего опрошено 1200 респондентов в 40 субъектах Федерации – по 30 респондентов в каждом субъекте.

Главной целью данного исследования было изучение мнений представителей бизнеса по основным проблемам делового сообщества, условиям предпринимательской деятельности в стране для определения делового климата в России, динамики его изменения.

Этот отчёт интересен в рамках данной дипломной работы тем, что из него можно получить мнение российских предпринимателей по таким вопросам как:

· оценка успешности развития бизнеса;

· выявление основных препятствий для развития бизнеса в России;

· общее состояние деловой среды как фактор развития бизнеса;

· отношение населения к предпринимателям; мотивы критических оценок;

· взаимоотношения бизнеса с государством.

Большинство участвовавших в опросе предпринимателей (54%) считают, что их собственное дело развивается успешно. Чем крупнее предприятие, тем выше оптимизм (см. Приложение 1).

Однако позитивный настрой в отношении успешности собственного бизнеса складывается во многом не благодаря, а вопреки тем обстоятельствам, которые формируют основные условия и факторы предпринимательской активности.

Как видно из нижеприведенной сводной диаграммы, отражающей оценки предпринимателями основных параметров делового климата, большинство из них находятся в зоне неодобрения, за исключением основного вектора развития политической ситуации в стране и отношений, сложившихся внутри самого бизнес-сообщества, между предпринимателями.


Диаграмма 1. Значения основных показателей делового климата в России.[21]

 

Наиболее выраженный признак неблагополучия российской деловой среды – ее неприспособленность для численного роста бизнес-сообщества, появления новых единиц предпринимательской деятельности. Только один из каждых пяти респондентов считает, что среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса, по оценкам же большинства (63%) она не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц.

Что касается отношений, складывающихся между бизнесом и обществом, то лакмусовой бумажной для их оценки является отношение к предпринимателям со стороны населения. По мнению опрошенных представителей бизнес-сообщества, его можно оценить как «среднее», с некоторым преобладанием негативизма. Эту неприязнь они объясняют, прежде всего, большим разрывом в уровне жизни различных слоев населения (64%). Велико число тех, кто настроен самокритично, полагая, что бизнес сам провоцирует негативное отношение к себе незаконным приобретением собственности в ходе приватизации, склонностью к коррупционным действиям, уклонением от уплаты налогов и т.д. (35-37%). С другой стороны, подливают масла в огонь и граждане, которые, по мнению предпринимателей, часто чернят бизнес из-за банальной зависти и неосведомленности (47% и 28%, соответственно).

Во многом отношение общества к бизнесу определяется его «плохой наследственностью», связанной с приватизацией собственности в период 90-х и укорененностью в общественном сознании мнения, что все большие состояния в России нажиты нечестным путем. Причем разделяют это мнение не только простые граждане (72%), но и сами предприниматели (56%), в том числе владельцы и руководители крупных компаний.

Несмотря на сложности, которые существуют сегодня во взаимоотношениях бизнеса с обществом, гораздо большие проблемы, ухудшающие состояние делового климата, связаны с характером отношений бизнеса с государством.

Что касается государственной экономической политики, то мнения предпринимателей о различных ее сторонах весьма противоречивы – от крайне негативных до сугубо позитивных. Причем, на фоне примерно равного числа нейтральных, позитивных и негативных мнений, некоторый перевес все же имеют критические суждения. Наиболее критичны предприниматели в оценках направленности экономической политики – чаша весов склоняется в пользу утверждения, что экономическая политика осуществляется не в интересах бизнеса в целом, а в интересах отдельных бизнес-групп (46% против 25%). Скорее со знаком «минус» оценивается также гибкость экономической политики, соответствие практических мер заявленным установкам, действенность, последовательность, и то, насколько государство предоставляет бизнесу необходимую свободу действий и не мешает его развитию.

Не имея единого мнения в отношении экономической политики государства, предприниматели, однако, сходятся в уверенности, что власть потребительски относится к бизнесу, видит в нем лишь «тугой кошелек» (55%), и не считает его силой, обладающей серьезным экономическим и политическим потенциалом. Только 8-15% полагают, что власть относится к бизнесу как к локомотиву развития экономики и общества, или конкуренту в борьбе за влияние в обществе, или равноправному партнеру.

Проанализировав данные отчёта можно сделать следующие выводы:

1. Большинство участвовавших в опросе предпринимателей (54%) считают, что их собственное дело развивается успешно. А это значит, что они довольны результатами деятельности своего бизнеса, т.е. доходами.

2. Большинство основных параметров делового климата, по оценкам предпринимателей, находятся в зоне неодобрения, за исключением основного вектора развития политической ситуации в стране и отношений, сложившихся внутри самого бизнес-сообщества, между предпринимателями. А значит бизнесмены оценивают гарантированность ведения бизнеса и состояние делового климата в России скорее отрицательно, чем положительно.

3. Только один из каждых пяти респондентов считает, что внешняя среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса, по оценкам же большинства (63%) она не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц. Как и в предыдущем выводе, здесь можно констатировать неудовлетворённость предпринимателей деловым климатом в России.

4. По мнению опрошенных представителей бизнес - сообщества, отношение к предпринимателям со стороны населения можно оценить как «среднее», с некоторым преобладанием негативизма. Эту неприязнь они объясняют, прежде всего, большим разрывом в уровне жизни различных слоев населения (64%). Однако, здесь нельзя судить о удовлетворённости этим показателем со стороны бизнесменов.

5. Что касается государственной экономической политики, то мнения предпринимателей о различных ее сторонах весьма противоречивы – от крайне негативных до сугубо позитивных. Причем, на фоне примерно равного числа нейтральных, позитивных и негативных мнений, некоторый перевес все же имеют критические суждения.

6. Не имея единого мнения в отношении экономической политики государства, предприниматели, однако, сходятся в уверенности, что власть потребительски относится к бизнесу, видит в нем лишь «тугой кошелек» (55%), и не считает его силой, обладающей серьезным экономическим и политическим потенциалом. На основе двух последних выводов можно сказать, что бизнесмены не довольны отношением к ним со стороны представителей органов власти, как и недовольны проводимой политикой в сфере бизнеса.

Теперь проанализируем данные интервью проведённого автором среди представителей бизнеса г. Череповца. Разберём все ответы и сделаем выводы об удовлетворённости предпринимателей в отдельности по каждому фактору.

1. Гарантированное ведение бизнеса, деловой климат.

Как пишет «Российская газета», эксперты Всемирного банка в ежегодном докладе "Ведение бизнеса-2010: Проведение реформ в трудные времена" поставили Россию на 118 – место из 183 стран по условиям ведения бизнеса. При этом рейтинг наших ближайших соседей таких как Беларусь (82), Латвия (30), Грузия (16), Казахстан (64) намного опережает российский.

Авторы доклада использовали 10 показателей: доступность к кредитным ресурсам, банкротство, защита юридических прав заемщиков и кредиторов, регистрация собственности, налоги, закрытие бизнеса, благоприятность условия для предпринимательской деятельности, ускорение процедуры получения разрешений на строительство, внешнеторговая деятельность и, наконец, обеспечение условий по созданию новых предприятий.

Посмотрим, что думают о деловом климате и гарантированности ведения бизнеса в России представители бизнес - сообщества Череповца.

Вопрос: «Как Вы оцениваете деловой климат и гарантированность ведения бизнеса (экономическая стабильность в стране, принятие государственной властью благоприятных законов, охрана частной и интеллектуальной собственности, свобода отношений государства и власти от коррупции, защищённость от рейдерства) в России в целом и в Череповце в частности?»

Интервью № 1:

Ответ: «Одним словом – паршивый … трудно было тогда и трудно сейчас. Раньше приходилось работать с «братвой», сейчас же с чиновничьей братвой. …Стабильности, я считаю, как не было, так и нет: кризисы, инфляция – ни с чем наши власти справиться не могут, потому что чёткого и понятного всем плана действий нет.  …Ну а с Череповцом всё просто – дела на заводе - «хорошо» и у всех «хорошо».

Интервью № 2:

Ответ: «Стабильный в целом … необходимо улучшить законы и придумать справедливые налоги… проблемы как коррупция, недостаток оборотных… Что касается Череповца, то особой разницы нет, всё в большей степени зависит от руководства страны».

Интервью №3:

Ответ: «Плохо. Нет никаких гарантий, что в один прекрасный день в твой офис не войдут, открыв дверь с ноги, люди в масках и не «отожмут» твой бизнес. … Вся проблема в неэффективности и непрофессионализме властей, поэтому они не могу принимать правильные законы, создавать благоприятную среду для бизнеса и вообще ничего не могут». 

Интервью  №4:

Ответ: Да, наверное, стабильность и была в чём-то, но она держалась на нефти и газе, и соскочить с них стране не удалось. До кризиса денег хватало, теперь их нет. И государство с помощью налогов пытается «выехать» на предприимчивых людях. … Они принимают те законы, которые выгодны в первую очередь им и прилегающему к ним бизнеса».

При характеристике делового климата все интервьюируемые отметили нестабильность условий. Так отмечалось, «нет никаких гарантий, что в один…

 Мнение интервьюируемых № 3 и № 4 совпадают в целом с мнением №1 и характеризуют деловой климат в стране как сложный, неблагоприятный, а гарантированность ведения бизнеса как слабую. Однако особых различий между Череповцом и Россией не делают, хотя № 1 говорит о сильной зависимости первого от положения дел на OAO «Северсталь». Также все отмечают, на их взгляд, наиболее актуальные проблемы, которые стоят на пути роста бизнеса: взяточничество, коррупция, непрофессионализм властей, несовершенство законов и системы налогообложения. Всё говорит о неудовлетворённости предпринимателей по данному фактору, что совпадает с общероссийскими данными ВЦИОМа. Сложно себе представить рост бизнеса в современных условиях. ????

2. Возможность самоактуализации и самовыражения:

a. Через власть и влияние в политике;

b. Через принесение пользы обществу;

c. Через раскрытие в ходе предпринимательской деятельности своих потенциальных возможностей;

Предприниматели считают самоактуализацию и самовыражение одними из важнейших составляющих своей деятельности, иначе по их мнению бизнес не доставлял бы им удовольствия.

Вопрос: «Может ли статус предпринимателя служить отправной точкой для реализации себя в политике?»

Все респонденты ответили на этот вопрос положительно, причём №1 полагает, что «чем крупнее бизнес, тем выше сможешь залезть» по служебной лестнице. №2 и №4 считают, что политическая карьера выгодна для своего бизнеса, т.к. власть это конкурентный инструмент. По мнению №2, из успешных бизнесменов могут получиться талантливые политики. Однако №3 отрицает эту возможность, т.к. «система… губит всякую положительную инициативу». Сами респонденты не пробовали реализовать себя в политике. Одним это не интересно (№2 и №4), остальные, оценивая сложившуюся политическую систему как препятствующую инициативе, в политику пока не собираются, т.к. считают, что принесут больше пользы, занимаясь своим бизнесом. Исходя из выше сказанного можно, делаем вывод о неудовлетворённости по данному фактору.

Интервью № 1:

Ответ: Как-то об этом пока не думал. Когда молод был, больше о деньгах заботился. Но можно сказать, что оказывая качественные услуги, мы эту пользу приносим.

Интервью № 2:

Ответ: Любой бизнес, если он не выходит за рамки законодательства, морали и нравственности, можно считать пользой обществу. Но законы неидеальны; мораль и нравственность в России переживает не лучшие свои времена, поэтому и бизнес идеальным (чистым) не может быть. Нередко приходится идти на грани. Но в целом бизнес - это полезно, самое главное положительных последствий у него должно быть больше, чем отрицательных. Польза моей работы заключается в том, что я помогаю женщинам подчеркнуть их природную красоту, подбирая наиболее подходящую косметику, от чего у них поднимается настроение и самооценка.

Интервью №3:

Ответ: «Возможно так и есть. И я хочу приносить своим бизнесом пользу. Чем более взаимовыгоднее сотрудничество, тем больше пользы обеим сторонам. Например, чтобы заработать больше на продаже столов для настольного футбола, надо привлекать людей с помощью кикера как спорта (проводить турниры, тренировки, мастер-классы)».

Интервью №4:

Ответ: «Я читала, что в миссии любой компании должна быть выражена именно польза, которую она приносить обществу. Но мало кто об этом знает. Чаще доход на первом месте. На благотворительность средств всегда не хватает. Остаётся только надеяться, что своим делом я приношу пользу людям».

Из ответов на данный вопрос видна солидарность интервьюируемых в том, что бизнес - это польза обществу. Причём чем больше пользы он приносит, тем больше впоследствии положительная отдача. Также эта потребность может удовлетворяться посредством выполнения своей работы качественно, что и делают наши респонденты.

Переход

Вопрос: «Как Вы считаете, возможно ли раскрытие в ходе предпринимательской деятельности собственных потенциальных (творческих) возможностей?»

Интервью № 1:

Ответ: «Наверное, если мешать никто не будет, что сложно себе представить. Всегда есть какие-то ограничения. Я думаю, что если занимаешься определённым видом бизнеса, то и раскрываешь разные способности и самовыражаешься по-разному, например: я могу сделать дизайн автомобиля индивидуальным, а продавец на рынке оформить свой прилавок наиболее привлекательным образом. Но часто творчество уступает рутинной работе».

Интервью № 2:

Ответ: «Конечно, как и в любой другой деятельности человек может раскрыть свои потенциальные возможности. Правда вид деятельности накладывает на это свои особенности. Когда я работала парикмахером, я могла придумывать и экспериментировать со стрижками. Теперь я помогаю женщинам обрести красоту. А вообще, мне кажется, что можно подходить к любой работе как к творчеству, со временем и опытом оттачивая своё мастерство. Ведь важно получать удовольствие (в том числе эстетическое) от результата и процесса своей деятельности».

Интервью №3:

Ответ: «Да. Начинаешь смотреть на вещи под разными углами. И вообще если рассматривать зарабатывание денег как творчество или искусство, то бизнес – это произведение искусства. Когда из 1 делаешь 10 – это искусство».

Интервью №4:

Ответ: «Да возможно. Но не просто. Для всего нужно время. Обычно полно повседневной работы. Так как у меня магазин, то всегда можно потренироваться в продаже. И, например, нужно придумать себе рекламный баннер и тут можно пофантазировать. В праздники можно красиво оформить помещение, прилавки».

По мнению респондентов, предпринимательская деятельность позволяет раскрывать свои потенциальные (творческие) возможности и оставляет свободное поле для творчества. Однако, на это не всегда остаётся достаточно времени (как отмечают №1 и №4), хотя №3 считает сам бизнес продуктом творчества, а процесс зарабатывания денег искусством. Получается, что опрошенные предприниматели могут через бизнес удовлетворить потребность в творчестве и раскрыть свои потенциальные возможности, и они делают это.

переход

Вопрос: «Как бы Вы охарактеризовали отношение к Вам как к предпринимателю со стороны близких и родственников, окружающих (знакомых и незнакомых), со стороны представителей государственных и муниципальных властей и в целом престижность статуса предпринимателя?»

Из ответов на данный вопрос стало ясно, что близкие и родственники интервьюируемых не только положительно относились к их предпринимательскому статусу, но поддерживали и даже иногда помогали им в работе. Друзья в основном также поддерживали и одобряли. Менее важно для предпринимателей отношение к ним со стороны окружающих, т.к. по словам №2 они «могут судить о мне только поверхностно», а следовательно необъективно. Тем более как говорит №3 «если отношение положительное - я рад этому, если нет - то наплевать, я не обращаю внимания». Что касается отношения представителей власти к предпринимателям, то №1, №3 и №4 отмечают его как отрицательное (с такими характеристиками как «безразличие», «наплевательское»). Однако, №2 и №4 отмечают тенденцию к положительному изменению этого отношения. В целом все четверо говорят о престижности занимаемого ими статуса. Можно заключить, что интервьюируемые удовлетворены отношением к ним со стороны близких и друзей, также о низкой значимости мнений окружающих и об неудовлетворённости отношением к ним представителей органов власти, что в пересекается с данными ВЦИОМа .

Вопрос: «Насколько успешно развивается Ваш бизнес в настоящее время и довольны ли Вы доходом от него?»

Интервью № 1:

Ответ: «В последний кризис конечно сложно было. Но он очистил рынок от наших «молодых» конкурентов и поэтому всё возвращается на свои места. Да и потом мы работаем довольно долго, нас хорошо знают и клиентская база у нас большая (на ней и держимся, когда тяжело). В принципе доходом доволен, но как амбициозному человеку, мне всегда хочется больше и лучше. Правда «на хлеб» зарабатывать становиться всё сложнее и сложнее».

Интервью № 2:

Ответ: «В настоящее время я один из ведущих представителей нашей компании в Вологодской области, а так как наша косметика пользуется спросом в любое время, то и дела идут хорошо. Доход как доход, на всё хватает и даже на «чёрный день» отложить».

Интервью №3:

Ответ: «Я в бизнесе относительно недавно (3 года). И параллельно развиваю 3 проекта. Каждый из них имеет свою специфику и находится на разных этапах развития. Но если говорить в целом, то мой бизнес развивается в поступательном направлении. Однако я не всегда доволен темпами развития. Доходом же я никогда не бываю полностью удовлетворён - всегда хочется больше. Но и когда доход не велик я не расстраиваюсь, а прилагаю ещё больше усилий. Ведь если зацикливаться на одном доходе, то можно после первого спада или неудачи покончить с собой».

Интервью №4:

Ответ: «Я недавно открыла новый магазин. Торговля идёт, спрос есть. Тьфу-тьфу-тьфу. Довольна стало быть».

В целом из ответов респондентов мы видим, что они характеризуют развитие собственного бизнеса как успешное. Однако, как люди с активной жизненной позицией они не собираются останавливаться на достигнутом. Нельзя сказать, что они неудовлетворенны своим доходом. Просто увеличение последнего подтверждает их успешность как предпринимателей. Также №1 говорит о повышающейся трудности зарабатывания денег, по причине высоких налогов и дефицита средств в обороте.

Теперь проанализируем статистические данные, взятые из паспорта г. Череповца, с помощью которых мы можем проследить изменение численности предпринимателей и предприятий.

Таблица 1 Количество предприятий и организаций, включённых в статрегистр (на 1 января)

  2006 2007 2008 2009
Предприятия и организации - всего 8090 8602 (+6,3%) 9589 (+11,5%) 10021 (+4,5%)
Индивидуальные предприниматели 12064 13149 (+9%) 14247 (+8,3%) 15241 (+7%)
Количество вновь зарегистрированных организаций и ИП 1001 1262 (+26%) 1488 (+17,9%) 1659 (+11,5%)
Количество официально ликвидированных организаций и ИП 89 680 (+664%) 371 (-83,2%) 1112 (+200%)

 

Данные таблицы 1 демонстрируют нам резкое увеличение ликвидированных предприятий в 2008 году. Это может быть связано как с последствиями экономического кризиса и с отсутствием поддержки предпринимательства со стороны государства. Но, тем не менее, на протяжении 4 лет мы видим прирост количества организаций и ИП, что может говорить о престижности статуса предпринимателя и о желании горожан его занимать.

Выводы по главе:

Во второй главе мы рассмотрели понятие удовлетворённости предпринимателей собственным социальным статусом.

Удовлетворённость - эмоционально окрашенное психическое состояние человека, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, надежд, потребностей с последствиями и результатами деятельности, взаимодействия с социальным и природным окружением. Удовлетворенность касается прежде всего наиболее значимых для личности сфер ее жизнедеятельности — труда, взаимоотношений, общения. Удовлетворенность выступает как предпосылка продуктивной работы, особенно у людей, склонных к теоретическому выполнению своих функций.

Совпадение реального предпринимательства с представлениями о нем, т.е. на личностном уровне совпадение ценностей, целей, мотивов с возможностями их реализации приводит к формированию устойчивой удовлетворенности предпринимателем собственного социального статуса. Таким образом, удовлетворенность предпринимательством в значительной степени есть результат выбора данного вида экономической деятельности.

Удовлетворенность социальным статусом формируется также в процессе конкретной деятельности, но глубинными причинами ее являются не столько факторы деятельности, сколько личностные факторы в их взаимосвязи с содержательными характеристиками деятельности.

Удовлетворенность предпринимателей результатами своей деятельности является одним из ведущих факторов их деловой активности. Изучение удовлетворенности позволяет лучше понять как особенности личности предпринимателя, так и психологические основы предпринимательства в целом.

Удовлетворенность результатами предпринимательской деятельности складывается из трех компонентов:

· удовлетворенности экономическими результатами, которая представляет собой эмоционально-оценочное отношение предпринимателя к результатам деятельности своей фирмы;

· удовлетворенности социальными результатами, которая является подведением итогов взаимодействия предпринимателя и его фирмы с социумом;

· удовлетворенности личностными результатами (это оценка себя как субъекта предпринимательской деятельности, оценка степени реализации мотивов и целей деятельности).

Применимо к социальному статусу можно утверждать, что удовлетворённость является соотношением между ожиданиями от социального статуса и реальными результатами деятельности предпринимателя. Ожидания тесно связаны с мотивами, побуждающими человека к деятельности в рамках занимаемого им статуса предпринимателя.

Предпринимательская деятельность может быть обусловлена следующими мотивами: стремлением к самостоятельности и независимости, реализацией профессиональных способностей, достижением материального успеха, полезностью выполняемой работы и авторитетом окружающих. Содержание каждого из этих мотивов может проявляться в двух различных формах: как позитивное стремление к реализации своих побуждений и как стремление устранить неблагоприятные условия жизнедеятельности, вызывающие неудовлетворенность человека.

Й. Шумпетер выделяет три предпринимательских мотива. Первый - потребность в господстве, власти, влиянии; второй - жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником или с самим собой; третий - радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел. Также мы воспользуемся взглядами А. Маслоу на мотивацию человеческой деятельности и применим её к социальному статусу предпринимателя. А. Маслоу. Рассмотрим подробнее уровни этой иерархии.

1. Основные физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, кислороде, сне, жилище, мускульной активности, сексе, то есть первичные, базовые потребности. Деньги, заработок обеспечивают удовлетворение этих потребностей.

2. Потребности в безопасности. Этим потребностям отвечают такие стимулы, как гарантированное ведение бизнеса, перспективы экономической состоятельности, возможность сбережения денег.

3. Потребность в социальной общности, т.е. вхождение человека в социально-профессиональную группу предпринимателей, что способствует удовлетворению этой потребности.

4. Потребности в уважении и самоуважении. Сам бизнес и социальный престиж положения могут быть более важным мотивом, нежели деньги. Самоуважение, как правило, следствие признанного авторитета.

5. Потребности в самоактуализации (самореализации). Самоактуализация не состояние, но процесс раскрытия своих потенций, нахождения места в жизни, соответствующего возможностям человека. Человек самореализуется всякий раз, когда берет на себя ответственность выбора.

 

Заключение

Список литературы

 

 

1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М.: Наука, 1993. – 176 с.

2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1991. – 112 с.

3. Акимов О.Ю. Малое предпринимательство как специфичная форма рыночных отношений. - Вестник Астраханского государственного технического университета. 2005. № 5. С. 308-315.

4. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

5. Александрова Т. Л. Методологические проблемы социологии профессий / Т. Л. Александрова //Социологические исследования. -2002. - №8

6. Аргайл М. Психология счастья / Аргайл Майкл; Общ.ред.и всуп.ст. М.В.Кларина; Пер.с англ.: М.В. Гулиной, Н.Г. Мкервали; Ред. Н.И. Самодина. - М.: Прогресс, 1990. - 336с.

7. Арутюнян Ю. В. О социальной струкгуре общества постсоветской России / Ю. В. Арутюнян //Социологические исследования. - 2002. -№9.

8. Барсукова С.Ю. В лабиринтах предпринимательства. – Социс: социологические исследования. – 1999. - №7.

9. Бильчак Е.В., Пурыжова Л.В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства. - Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 3. С. 75-83.

10. Богданова М.В., Омаров Э.З. Детерминанты успешности российского предпринимателя. - Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 134-141.

11. Борисова О.Ц. Социально-демографические особенности предпринимателей России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 71-74.Витковская О.И. Социально-психологический портрет предпринимателя. - Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 23-26.

12. Воронов А.А., Дыльнова З.М. Предпринимательство как особый вид социальной деятельности. - Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2005. Т. 5. № 1-2. С. 11-20.

13. Гелих О.Я. Предпринимательство как социальный феномен. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3. № 5. С. 217-230.

14. Голенкова З.Т.. Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в соци­альной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. №9. С. 22-32

15. Данные Индекса восприятия коррупции 2009 // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р». - http://www.transparency.org.ru/CENTER/cpi_09.asp

16. Демченко С.Г., Сибаева Г.Р. Сущность и значение предпринимательства // Вестник Казанского государственного финансово - экономического института. 2009. № 3. С. 4-10.

17. Дыльнова З.М. Предпринимательство: экономический и социологический взгляд на проблему. - Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2006. № 1. С. 83-93.

18. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация. - Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1994. № 5. С. 7-15.

19. Заславская Т.И. Структура современного российского общества. - Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1995. № 6. С. 7-13.

20. Илясов А.В Индивидуальное предпринимательство как самозанятость населения // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ. 2006. № 21. С. 34-36.

21. Каширина Ю.П. Индивидуальное предпринимательство в России: конституционные, гражданско-правовые и социальные гарантии деятельности // Территория науки. 2007. № 3. С. 403-410.

22. Ковнир В.Н. История экономики России. – М.: Логос-М, 2005. - 472 с.

23. Конищева Т. Двойка по ведению // "Российская Бизнес-газета" №719 (35) от 15 сентября 2009 г.

24. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. – М.: КноРус, 7-е изд., 2008. - 352 с.

25. Кошарная Г. Мотивационная структура российского предпринимателя. - Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 110-116.

26. Крышталев В.К. Проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3. С. 43-47.

27. Нуреев Р. М. Шумпетеровский предприниматель в теории и на практике. Экономический вестник Ростовского государственного университета І 2003 Том 1 № 4. С. 31-47.

28. Нусратуллин В. Предприниматели и рабочие - класс трудящихся // Общество и экономика. 2000. №2. С. 183.

29. Омаров Э.З. Проблема определения и оценки успешности предпринимательской деятельности // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 155-161.

30. Орлов В.И. Философия бизнеса в обществах переходного типа: монография. – Мн.: Экономпресс, 2004. – 288 с.

31. Основы предпринимательства. 3-е изд. Ростов н/Д, 1999. с.10

32. Павленков В. Предприниматель в России больше, чем... // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 156-158.

33. Паспорт г. Череповца // Информационный сборник. – Ч.: Комитет стандартизации, сертификации и метрологии, 2009. – 115 с.

34. Перова И., Хахулина Л. Заработная плата и доход от предпринимательской деятельности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 2. С. 40-45.

35. Петрова И.А., Кузеванова А.Л. Современный российский бизнес: динамика процесса развития ценностных ориентаций. - Власть. 2007. № 11. С. 56-61.

36. Радаев В.В. На изломе социальных структур// Рубеж. 1995. № 6-7. С. 165-197.

37. Самаева Е.В., Задбинов С.А. Предпринимательство и его роль в экономическом развитии: ретроспективные и современные подходы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3. С. 26-35.

38. Сафиуллин Н.З., Файзрахманов М.Д., Хайбрахманов Р.Р. Инновационная активность предпринимателей в условиях «новой экономики». - Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2007. Т. 6. № 2. С. 29-32.

39. Сергеева В.В. Особенности российского предпринимательства // Труд и социальные отношения. 2009. № 6. С. 67-73.

40. Состояние делового климата в России // Аналитический отчёт. – М.: ВЦИОМ, 2009 – 107 с.

41. Спирин Н.В., Трегубов А.В. История экономики России./ Справочное пособие. – М.: Приор, 2004. – 96 с.

42. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Автореф. дис. доктор, социолог, наук. М., 2000. С. 10-12.

43. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1997. С. 198-199.

44. Третьяк Г.Е. Личностный компонент (способность предпринимателей к инновационной рисковой деятельности) менталитета современного предпринимателя. - Вологодские чтения. 2008. № 67. С. 102-108.

45. Ульшина Е.Н. Предпринимательство как творчество. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 43-1. С. 351-355.

46. Фидря Е.С. Малое частное предприятие как социокультурный феномен. - Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2006. № 2. С. 139-146.

47. Ханова З.Г. Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии. - Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2006. Т. 69. № 14. С. 292-296.

48. Ходилин А.С. Предпринимательские способности как форма реализации человеческого капитала // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. № 6. С. 9-11.

49. Швеньк Е.В. Формирование общности современных предпринимателей: выделение социально-психологических типов и связь с социальной зрелостью личности. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 49. С. 399-409.

50. Яикова Л.В. Особенности идентификации предпринимателей в современной России Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2007. № 4. С. 72-77.

51. Яикова Л.В. Социологическое осмысление феномена предпринимательства. - Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология.

Приложение 1

Программа социологического исследования

 

1. Методологический раздел программы

Формулировка и описание проблемы исследования

 Малое предпринимательство в современном обществе связывается с одним из результативных направлений социально-экономического развития российского общества.

Вместе с тем, положение предпринимателя в малом бизнесе в структуре современного российского общества крайне неустойчиво и сопряжено как с большими надеждами, так и с огромными трудностями. С одной стороны, оно объясняется тем, что на длительный период времени были прерваны традиции российского предпринимательства, произошла, по сути, утеря официального статуса предпринимателя, с другой - начальный этап формирования отечественного предпринимательства в современном его понимании совпал с ситуацией, когда оно приобрело в других странах завершенные цивилизованные формы. Естественно, эти тенденции способствовали ускоренному развитию социально-экономических отношений, не всегда имеющих прогнозируемый и адекватный характер и впоследствии оказавших значительное влияние на социальный статус предпринимателя в малом бизнесе.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства в своём ежеквартальном информационно-аналитическом докладе о динамике развития малого предпринимательства в России за февраль 2010 года представляет следующие сведения: по состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2008 г. уменьшилось на 37,9 ед. и составило 160,5 ед.

Одной из причин (помимо последствий мирового экономического кризиса) столь резкого сокращения количества малых предприятий мы видим в отказе предпринимателей от продолжения осуществления деятельности по причине неудовлетворённости собственным социальным статусом, так как удовлетворённость выступает как предпосылка продуктивной работы. Несоответствие намерений, установок, ожиданий, потребностей с последствиями и резуль



2020-02-03 289 Обсуждений (0)
Анализ удовлетворённости собственным социальным статусом на примере представителей малого бизнеса г. Череповца 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ удовлетворённости собственным социальным статусом на примере представителей малого бизнеса г. Череповца

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)