Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ (Фазы семинара):



2020-02-03 169 Обсуждений (0)
ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ (Фазы семинара): 0.00 из 5.00 0 оценок




o Фаза знакомства

o Вхождение или погружение в тему (сообщение целей)

o Выяснение ожиданий участников (планирование программы)

o Передача и анализ информации (инпут)

o Проработка содержания (групповая работа)

o Подведение итогов (рефлексия)

o Эмоциональная разрядка (разминки)

 

Фаза знакомства.

Знакомство – это очень важная и обязательная фаза.

Во время нее решается несколько задач:

- происходит знакомство участников друг с другом;

- создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная обстановка, позволяющая всем участникам находиться в «зоне комфорта».

Совет от профессионального модератора:

О. Чикуров считает, «что когда вся группа собирается в полном составе и ее участники впервые видят друг друга, до начала работы над темой или ученым материалом полезно применить методы, помогающие установлению взаимных контактов и первых точек соприкосновения. Но даже если участники семинара знакомы друг с другом, всегда можно узнать о человеке что-то новое и интересное» [31, с. 20].

«Выбор метода знакомства зависит от ряда факторов:

- степени знакомства участников и референтов / модераторов друг с другом;

- длительности семинара;

- количества участников», [36, с. 65]

Некоторые методы знакомства:

1. «Баранья голова» Участникам предлагается разбиться на пары и за десять минут рассказать друг другу о себе как можно подробнее, так как предстоит представлять своего партнера группе (если на семинар собрались люди, ранее незнакомые друг с другом). Необходимо постараться получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. По истечении времени проводится презентация в течение одной минуты (не более!). Один из членов пары сидит на стуле, другой встает за его спиной, кладет руки ему на плечи и говорит от лица сидящего, называя себя его именем. Стоящий говорит, играя роль сидящего. Тот, кого презентуют, не может вмешиваться и все время вынужден молчать. Затем другие участники семинара могут задавать вопросы, а стоящий партнер отвечает от имени сидящего. Если ответ неизвестен, то он говорит: «Баранья голова – и отвечает на следующий вопрос. Упражнение завершается рефлексией участников по поводу своих ощущений, мыслей (11).

2. «Картина» Все участники встают вокруг большого листа «миллиметровки (примерно три метра) и начинают рисовать красками каждый свою картину, рассказывая при этом о любом недавнем памятном событии из своей жизни. По окончании каждого рассказа участники переходят по кругу (например, вправо) и продолжают дорисовывать картину соседа по своему усмотрению. В итоге получается одна большая картина с несколькими сюжетами. Участникам предлагается высказать мнение о картине, поделиться своими ощущениями и чувствами.

- «Имя + жест»: Все участники становятся в круг. Каждый участник делает шаг в круг, при этом называет свое имя и показывает любой жест, все участники вместе повторяют за ним.

- «Представь соседа справа»: Все участники разбиваются на пары и в течение 2-3 минут беседуют друг с другом. Затем каждый участник должен представить своего партнера двумя предложениями.

- «Рулон бумаги»: Модератор пускает по кругу рулон туалетной бумаги, предлагает взять каждому по кусочку на всякий случай…Когда рулон обойдет всех, модератор просит, чтобы каждый сосчитал, сколько перфорированных квадратиков оказалось в его кусочке бумаги. После этого участники должны рассказать соответствующее число фактов о себе и своей работе.

Вхождение или погружение в тему (сообщение целей)

Эта фаза включает: приветствие и представление организаторов, сообщение темы, цели, программы дня, режима работы.

В период «вхождения» в тему или проблематику вся группа впервые собирается в полном составе, участники впервые видят друг друга.

В первый раз полезнее провести разговор с группой в непринужденной обстановке. И еще один немаловажный момент – каждому участнику необходимо предоставить возможность выступить перед всей группой в фазе «вхождения» хотя бы один раз.

«Этап работы, когда участникам необходимо адаптироваться и к окружению, и к группе, и к манере ведущего и, главное, - психологически настроиться на тематику, которой они намерены заниматься. В начале семинара есть смысл использовать некие «интригующие приемы: вопреки «серьезным» ожиданиям неожиданно провести короткую игру или разминку – иллюстрацию к теме, дающую своеобразную аналогию или, наоборот, противопоставление» (31, с. 6).

Вхождение – начало путешествия, и очень важно, с каким настроением мы выходим в путь, вхождение должно быть приятным. Не менее важно на этом этапе определиться, куда мы хотим прийти, возможно, кто-то решит, что этот маршрут не для него, что же… тогда у него два пути – пойти со всеми, чтобы провести время в хорошей компании или поменять маршрут. Это право каждого участника.

Планирование. Выяснение ожиданий участников.

Чтобы групповая работа проходила в соответствии с представлениями и задачами участников, необходимо знать их интересы. Задавая вопрос участникам об их ожиданиях, модератор не только получает необходимую информацию, но и дает стимул к активному участию в формировании групповой работы, помогает осознать ответственность каждого за конечный результат.

«Обычно участникам представляется программа мероприятия. Даже если она известна заранее, есть смысл обсудить ее, ведь всегда есть опасность разного прочтения, понимания, и, лучше, если недоразумения будут выяснены в начале работы» (31, с. 6).

Этот этап может проводиться разными методиками, важно, чтобы все участники выразили свои ожидания от групповой работы. А у модератора появились четко выраженные ориентиры, которые могут помочь ему учесть различные пожелания участников в ходе работы.

Некоторые методы, применяемые в фазе «вхождение» :

1. Метаплан (Германия, 70-е годы)

Это один из методов презентации материала пи помощи модерационных карточек, на которых пишутся ключевые слова или фразы, затем во время презентации они располагаются определенным образом: по значимости задач, с учетом цвета и т. д.

В ходе семинара можно постоянно обращаться к метаплану.

 

2. Участникам предлагается продолжить предложения, которые заранее написаны на плакатах:

«На семинаре мне хотелось…»

«На семинаре мне не хотелось…».

Продолжения предложений каждый участник записывает на карточках и прикрепляет их под соответствующим началом на плакат. Затем проводится дискуссия по поводу ожиданий и обсуждение программы семинара. При необходимости вносится коррекция.

 



2020-02-03 169 Обсуждений (0)
ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ (Фазы семинара): 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ (Фазы семинара):

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)