Коммуникативные барьеры и способы их преодоления
В практике организационного общения и менеджмента возможно возникновение коммуникативных барьеров – преград, которые уменьшают возможности успешной коммуникации. Они могут проявляться в межличностных и организационных коммуникациях. На разных этапах коммуникационного процесса вследствие коммуникативных барьеров потери информации составляют до 80%, что значительно снижает эффективность коммуникаций. Поэтому актуальной задачей менеджера является сокращение потерь информации путем устранения коммуникативных барьеров. Коммуникативные барьеры в межличностных коммуникациях включают: - преграды, обусловленные восприятием – различное восприятие одинаковой информации разными людьми вследствие различий в ценностях, опыте и представлениях; - семантические барьеры – несовпадение способов использования слов и их значений. Семантика— это наука, изучающая способы использования слов и передаваемые ими значения. Поскольку слова (символы) могут для разных людей иметь разные значения, то, что хотел сообщить отправитель, не всегда будет так же интерпретировано и понято получателем. Символы не имеют исходного фиксированного значения. Их значение человек понимает, исходя из своего опыта, и оно варьируется в зависимости от контекста, т.е. ситуации, в которой использован символ. Семантические барьеры часто становятся проблемой для компаний, работающих в многонациональной среде. Например, General Motors , выведя на латиноамериканский рынок модель Chevi Nova, так и не дождалась ожидаемого уровня сбыта. Проведя исследование, фирма установила, что слово «Nova» на испанском означает «не едет» (no va)! Ясно, семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут стать серьезной проблемой и во время деловых переговоров. [13] - невербальные преграды – неоднозначное толкование символов (кроме слов), искажающее смысл сообщения; Как в случае с семантическими барьерами, при невербальных коммуникациях серьезной преградой часто становятся культурные различия. Например, взяв у японца визитку, надо внимательно прочесть все данные на ней и показать, что вы это сделали. Положив ее сразу в карман, вы укажете ему, что не считаете его важной персоной. - плохая обратная связь или её отсутствие – невозможность получить подтверждение правильной интерпретации сообщения; - неумение слушать – неудовлетворительные способности воспринимать информацию. [2, с. 105] Для устранения барьеров в межличностных коммуникациях рекомендуются следующие приемы: - обдумывание и пояснение идей перед началом их передачи адресату; - исключение двусмысленных выражений во избежание искажений семантики и восприятия; - выбор непротиворечивых невербальных средств общения; - демонстрация эмпатии и открытости; - установление эффективной обратной связи.
Коммуникативные барьеры в организационных коммуникациях включают: - непреднамеренное искажение сообщений – личностная фильтрация и интерпретация смысла, искажение вследствие обобщения, обработки, упрощения информации, статусных различий и др.; - сознательное искажение информации – интерпретация сообщения в интересах пользователя; - информационные перегрузки – перегрузка каналов коммуникации, отсеивание информации и потеря важной её части; - неудовлетворительная структура организации – искажения информации на многочисленных уровнях управления; - мотивационные барьеры – неудовлетворенность трудом, низкий уровень мотивации, страх перед наказанием; - кадровые ограничения – некачественный состав рабочих групп и персонала в целом; - управленческие преграды – неэффективное использование власти, ошибки лидерства; - ограничения организационной среды – плохое состояние социально-психологического климата, конфликты, стрессы в организации.
Устранению барьеров в организационных коммуникациях способствуют следующие приемы: - регулирование информационных потоков с учетом их количественных и качественных характеристик и потребностей получателей информации; - установление регулярных контактов между потребителями информации путем проведения встреч, бесед, обсуждений, совещаний; - обеспечение эффективной системы обратной связи; - внедрение систем сбора предложений посредством анонимной почты, телефонной связи, обсуждения решений в рабочих группах, информационных бюллетеней, публикаций, видеозаписей и др.; - внедрение электронных средств связи и телекоммуникаций (электронная почта, видеоконференции и др.); - совершенствование системы стимулирования труда персонала; - повышение качественного уровня менеджмента; - формирование здоровой деловой среды в организации. Устранение коммуникативных барьеров позволяет формировать продуктивные организационные коммуникации, способствующие достижению целей организации. [4, с. 124]
Выводы. В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций в управлении не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации, выступая как процесс обмена информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью, ценностями являются важным объектом управления. Управление коммуникацией позволяет реализовать сильные стороны организации (товара, процесса) и элиминировать или нейтрализовать слабые. Получаемая информация, как правило, вносит изменения в поведение рыночных субъектов, особенно в сфере предпринимательства. Только по достижении необходимого уровня коммуникативности организация может своевременно реагировать на сдвиги в рыночной ситуации (изменить производственную программу, ассортимент, цены, формы и методы сбыта и т.д.), а также оказывать направленное воздействие на рынок. Интегрированные маркетинговые коммуникации приносят пользу обществу различными путями. С одной стороны, обеспечивая покупателя рыночной информацией и поддерживая фирменную марку, они помогают ему принять правильное решение о покупке. С другой стороны, вооружая фирму надежным и эффективным инструментарием, коммуникации обеспечивают ей высокую результативность общения с реальными и потенциальными потребителями, продвижения в общественном сознании новых продуктов и идей. [8, с. 42] Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. Для менеджера коммуникации - это "хлеб насущный". Значение информации и коммуникации на современном этапе постоянно возрастает. Время и технический прогресс диктует свои правила, с которыми необходимо соглашаться. Научно - технические разработки, постоянные изменения в политической и экономической обстановке заставляют менеджеров применять все более и более новые и совершенные приемы в своей работе, связанной с информацией и коммуникациями. Каждый день мы сталкиваемся с информационными потоками и коммуникационными процессами, а так как лишь не многие делают это согласованно, актуальность изучения данной проблемы растет день ото дня. Знание и умение правильно использовать все приемы коммуникаций в значительной мере помогает менеджеру приблизиться к решению основной задачи менеджмента - получению прибыли.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |