Классическое понимание безумия
Введение Обратная сторона разума 1.1Классическое понимание безумия 1.2 История болезни 1.2.1. История безумия в классическую эпоху (по Мишелю Фуко) 1.2.2. История и география безумия в России (по Дугину) Истина и безумие 2.1. Дураки и сумасшедшие в глазах древних. Священное безумие 2.2. Соотношение безумия и разума Безумие поэтическое и философское 3.1. Гениальность и помешательство 3.2. Философское безумие 3.2.1. Пророки и революционеры 3.2.2. Безумие как самокритика разума Сумасшедший дом как модель мира 4.1. Изоляция и отчуждение 4.2. Сумасшедший дом в литературе 4.3. Корень безумия Антипсихиатрия 5.1. Психиатры и антипсихиатры 5.2. Антинаучная антипсихиатрия Статистика Заключение Список литературы Введение Безумие, mania - по-гречески navi, mesugan по-еврейски, а nigrata на санскрите означают и сумасшествие и пророчество. Человек безумный (Homo insanus) сегодня является не только частью обыденной жизни, но и неотъемлемой частью культуры, что звучит парадоксально, так как в обычной жизни сумасшедший пугает, вызывает жалость или отторжение, но наряду с этим страхом ( psyhofobia – боязнь душевнобольных ,страх сойти с ума) безумие вызывает огромный интерес как у исследователей, так и у творческих людей и потребителей культуры. Да и сама культура все громче говорит на языке безумия, эстетизируя и популяризируя образ сумасшедшего. Возможно, это связано с рядом преимуществ безумия перед обычной повседневностью. Во-первых, маргинальное положение безумца в обществе. Больной одновременно находится и внутри и вне общественной структуры. Это привлекает многих людей, которых не устраивает реальное положение вещей, их социальный статус (как подобное случилось в «Записках сумасшедшего» Гоголя), окружение или общественный курс, сбивающий с ног «ветер перемен», но у которых нет возможности (или воли, силы характера) повлиять на что-либо. Бессильный протест оборачивается простым «уходом» из общества при формальном нахождении все еще внутри него. Такое положение даёт возможность уклониться от диктатуры закона, различных повинностей, в том числе и воинской службы. При этом безумец срывает покровы с тела общества, демонстрируя его пороки, или выступает как романтический образ бунтаря, что часто используется как художественный приём. К тому же способность действовать вопреки преградам и полностью отдаваться идее рождает великие свершения. Во-вторых, безумие порождает изменение механизмов мышления и восприятия, которое ищут люди, принимающие различные психотропные препараты. Особое состояние души, подобное религиозному или поэтическому экстазу несет в себе вдохновение, соприкосновение с платоновским «миром идей», но к сожалению, обратный путь сложен. В-третьих, заблуждение разума выступает в произведениях как его ошибка: роковая, как у Шекспира или Сервантеса, поправимая со временем или непоправимая, но она несёт в себе определённый опыт. Всё это делает безумца привлекательным в глазах людей искусства, но в основе своей имеет страшную реальность, какой не позавидует ни один цельный разум. Внутренние противоречия, конфликты, влечения знакомы каждому, но в безумце они достигают своего предела, придавая причудливую форму разуму, изощряя и деформируя его вплоть до неузнаваемости, когда распознать, где разум, а где безумие – трудно или невозможно. Эта тема актуальна в наш век расцвета психоиндустрии, повышенной заболеваемости нервными и психическими расстройствами, тотальной перегруженности сознания средствами mass media и нарастающими радикальными настроениями в виду экономического кризиса. Возможно ли, что человечеством движет именно безумие или же оно является ключом к разрешению внутреннего конфликта, что есть безумие и каково его место в творчестве, человеческой душе и в мире вообще – как ответить на эти вопросы? Обратная сторона разума. Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца. Франц Кафка Классическое понимание безумия
Выявление и разграничение безумия относительно, носит индивидуальный характер; само слово безумие (mania) принимает разные значения, но обычно указывает на одно и то же явление. По мнению Фуко до 19 века безумия как психической болезни не существовало: психиатрия сама создала заболевания как предмет изучения, а само безумие является просто социально неприемлемым поведением. Такое суждение сложно применить к медицине, медицина не может появиться раньше чем болезнь, это по меньшей мере нелогично. Вопросом «что есть безумие?» задаются обычно философы и врачи, тогда как обыватели без знаний по психиатрии о природе заболевания «безошибочно» указывают на безумца в толпе. Это связано, в первую очередь с тем, что безумный отличается от других людей, являясь опасным отклонением от нормы, нарушением общего правила. Однако свойственные безумию иррациональность выводов и суждений, противоречащих объективной реальности, доступной чувственному восприятию, здравому смыслу и всему опыту безумца могут принимать как индивидуальный так и массовый характер. Немецкий философ Ф.Ницше писал, что «безумие одного – исключение, безумие многих – правило». А.Л.Чижевский утверждал, что «вся интеллектуальная социальная жизнь человеческих сообществ проходит под знаком эпидемий. Эпидемия не исключение, а общее правило, почти не имеющее исключений». Очевидно, что русский космист расширительно трактует сам термин «эпидемия», что в какой-то степени противоречит принятой классификации болезней: инфекционные (эпидемические) и хронические (неэпидемические). Одновременно с этим утверждением Чижевский столь же расширительно трактует и понятие инфекции. Так, в частности, он пишет об особом характере «интеллектуального вируса», или о своеобразной «инфекции» массового распространения идей, когда «идея приводит в движение огромные человеческие массы, помыкая ими», если она попала на благоприятную почву «существования некоторой сложной совокупности условий, лежащих в структуре самого общества». Ученый отмечает особую сложность в правильности классификации различного рода психических эпидемий, т.к. многие из них могут ошибочно быть представлены как эпидемии психопатические, когда у исследователя создается впечатление, что все участники движения «обезумели», а на самом деле место имеет психическая «индукция», или «общественное внушение», которое, даже имея психопатологический очаг, само по себе психопатологией не является. В памяти невольно всплывают кадры немой кинохроники событий в России начала 20-ого века: митинги, демонстрации, бесконечные похороны – наглядное подтверждение мыслей русского космиста. Становится очевидным, что определение безумца как «не такого как все» несостоятельно или неполно, если не рассмотреть отличия безумствующей толпы от обыкновенной, а сумасшедшего от «здорового». Особое состояние души, помрачение рассудка, сноподобное состояние, эйфория или экстаз, свойственные в обычной жизни в сравнительно небольшие моменты или периоды (сон, транс и др.), их слишком бурные протекания, резкие переходы из одного состояния в другое или их постоянное проявление является чисто физиологиеским отклонением, относительность которых намного меньше, чем относительность социальных норм и морали. При этом подобные отклонения причиняют вред самому человеку и окружающим, следовательно, безумие – особая болезнь (точнее, особый разряд болезней) в клиническом понимании. С XVII века безумие отождествляется с психической болезнью и, как правило, проходит по ведомству медиков и психиатров. Но это не всегда было так.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |