Организационные конфликты
Конфликт в организации – столкновение субъектов совместной деятельности в рамках организации или межорганизационном пространстве. Организация – сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты. Причинами зарождения конфликта может быть противоречия, связные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Все причины организационно – рудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки организации(плохая организация труда, слабая материально – техническая база). В основе субъективных причин – субъективные особенности и состояния членов организации. Многообразие видов конфликтов и причин, их вызывающих, обусловлено еще и тем, что в трудовой организации функционируют, как бы параллельно, несколько систем отношений. Также причиной может стать несбалансированность рабочих мест, низкий уровень организации труда и управления, которые может иметь как объективные так и субъективные основания. 2. конфликт в социально – экономической системе организации. Причинами могут стать: задержка и невыплата зарплаты, увеличение норм выработки или снижение тарифов к оплате, несовершенная система стимулирования, дисбаланс в распределение ресурсов между подразделениями. 3. конфликты в административно – управленческой системе. Управление социальными организациями – достаточно противоречивый процесс, способный не только управлять конфликтами, но и стимулировать их появление.(экономические причины, организационно – технологические причины, увольнение работников без основания и т. д.) 4. конфликты, связанные с функционированием неформальной организации. А.И.Пригожин выделяет три источника возникновения неформальных организаций: А) функциональная недостаточность формальной организации и ее субъективная деформация (могут возникнуть из за некомпетентности, халатности и т.д. отдельных сотрудников или групп. Б) социальная интеграция работников, происходящая в результате совпадения формальных задач организации(выполнение плановых задач гарантирует высокие заработки и другие виды стимулирования) В) разделение функций и личности (организация наделяет личность определенной функции(ролью)) 5. конфликты в организации, связанные с функционированием социально – психологической системы отношений. Взаимодействия людей в организации не исчерпываются формальными и неформальными отношениями. В любой социальной организации спонтанно образуется система неформальных (социально – психологических) связей и отношений(возникновение трудности и напряженности внутри организации; ощущение угрозы индивиду или группе; симпатии, антипатии, совпадение взглядов и т. д.) Источник возникновения и возможные способы разрешения многих конфликтов, возникающих в различных сферах трудовой организации, могут находиться в социально – психологической системе. В зависимости от характера конфликтной ситуации, стратегии поведения, избираемой участниками конфликта, и методов урегулирования, конфликт в организации может иметь как негативные, так и позитивные последствия. К негативным последствиям относятся: 1.усиление напряженности в отношениях между оппонентами, рост враждебности, ухудшение социального самочувствия. 2. ограничение взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами. 3. уменьшение деловых контактов вопреки функциональных необходимости; предельная формализация общения; рост группового и индивидуального эгоизма. 4. падение мотивации к труду вследствие негативного настроения и неуверенности в положительном решении возникших проблем, снижение производительности труда и рост текучести кадров. 5. отвлечение от работы, потеря времени и средств на ведение конфликта и ликвидацию его последствий. 6.бессмысленная трата сил и энергии на конфронтацию. К позитивным последствиям относят: 1. адаптация и социализация членов организации 2. снятие внутреннего напряжения и стабилизация обстановки 3. выявление и закрепление новой расстановки сил в организации 4. выявление скрытых недостатков и просчетов. 5. радикальное решение назревших организационных и технологических проблем, поиск неординарных решений. 6. активизация информационных процессов 7. групповое сплочение для решения общих проблем, рост самосознания, чувство собственного достоинства и сопричастности к решаемым проблемам. Даже поверхностный взгляд на перечисленные выше позитивные и негативные последствия конфликта позволяю сделать вывод, что одни и те же виды конфликтов, в зависимости от их развития и разрешения, дают диаметрально противоположные результаты.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |