Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема массового сознания.



2020-02-03 541 Обсуждений (0)
Проблема массового сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Массовое сознание – крайне аморфное образование, ведь масса рассеяна в пространстве, она как бы есть, и ее как бы и нет. Массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. В формировании массового сознания участвуют как члены самой массы, так и всевозможные институты общества и государства, цель которых состоит в создании тех или иных масс, во внедрении в сознание этих масс необходимых им представлений и мнений. С содержательной точки зрения, по Дилигенскому Г.Г. в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанные в процессе общения между собой, и совместного восприятия социальной информации.[5,256] Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, стереотипность всех образующих его компонентов, во-вторых, социальное признание данных компонентов.

 При изучении феномена массового сознания особого внимания заслуживают работы Б.А.Грушина, Г.Г.Дилигенского, А.К.Уледова, Я.В.Любивого, В.С.Барулина, дающих ему следующие характеристики. Массовое сознание отличается от других уровней общественного сознания тем, что оно существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний (А.К.Уледов). Массовое сознание не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим. Массовое сознание, не совпадающее ни с одним из традиционно различаемых типов сознания, перекрывает их все, оказываясь в результате по своему составу - многослойным, многосекторным, "лоскутным образованием" (Б.А.Грушин). [21]

В отличие от других исследователей Грушин четко определял носителя массового сознания. Остальные при анализе феномена подменяли «массу» «группой», теряя, таким образом разницу между ними.

В.С Барулин прослеживает динамику взаимодействия  массового сознания и объективных сфер жизни общества. Он выделяет четыре стороны общественной жизни: материально-производственную, социальную, политическую и духовную, где каждая предыдущая сфера является более фундаментальной по отношению к последующей. Опираясь на марксистскую методологию, он отмечает доминирующую роль способа производства. Несомненно, именно сфера материального производства обуславливает массовизацию сознания и его предметные характеристики, определяют специфику объединения людей в социальные общности. В массовом сознании моменты социального, бессознательного, неуправляемого являются определяющими. Политическая сфера трактуется им как сфера динамики групповых и классовых интересов, в которой массовое сознание выступает как более организованное, обладающее большей концентрацией энергии действия, чем в социальной сфере.[1,143]

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, схожее у значительного числа индивидов. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. На основе эмоционального уровня постепенно образуется рациональный. Он включает различные когнитивные компоненты – прежде всего общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию. Последний тезис дает основание утверждать, что массовое сознание – это сознание именно «рассеянной» массы, так как у обыкновенной толпы рациональный уровень обычно сведен к минимуму или вообще отсутствует. Внутри данного уровня различаются три основных блока. Во-первых, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, различается блок быстро меняющихся (или наоборот, крайне стабильных) мнений и настроений людей. В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, которые определяют итоговое отношение носителей массового сознания к происходящему.

Целенаправленный анализ массового сознания начался вместе с анализом факторов, приведших к его формированию. Промышленная революция и начавшаяся урбанизация привели к появлению массовых профессий. Снижение доли ремесленничества и нарастающее укрупнение производства неизбежно вели к деиндивидуализации человека, к типизации его поведения и сознания. Изменения в экономической, политической и социальной сферах общества характеризовались деструктуризацией традиционных и появлением новых форм общественного сознания. Более или менее определенное употребление понятия «массового сознания» в качестве специального научного термина началось лишь в 20-30-е гг. ХХ столетия, что не удивительно, если учесть, что существование подобного сознания в принципе невозможно без функционирования средств массовой коммуникации и информации, а именно в указанный временной период происходит активное распространение этих средств. Впоследствии изучение массового сознания то затухало, то разгоралось, что связано с самой его природой и свойствами, плохо поддающимися фиксации. Тем не менее, в науке закрепились два основных варианта представлений о массовом сознании.

С одной стороны, массовое сознание – это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамические периоды развития общества. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. Т. е. проявления массового сознания носят случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, стихийного варианта развития.

Что касается второго варианта представлений о массовом сознании, то, думается, он более свойственен процессам, происходящим в современном обществе. Здесь массовое сознание – есть сознание вполне определенного социального носителя – «рассеянной» массы. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, общих для членов разных социальных групп. Несомненно, формированию массового сознания способствует деятельность средств массовой коммуникации.

В качестве форм массового сознания выступают общественное мнение и массовые настроения.

«Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях».[12,24] В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или деструктивных суждениях. Обычно общественное мнение регулирует поведение людей, социальных групп, вырабатывая и насаждая определенные нормы общественных отношений.

Границы суждений общественного мнения достаточно определены. В качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью, если не для всего общества, то по крайней мере для большого количества людей. Причем, непременным условием формирования единого мнения должно быть совпадение отдельных мнений членов общности. Это становится возможным, если повод затрагивает одни и те же интересы и потребности людей. Особенностью современного «массового» общества является, то, что происходит постепенное сужение круга действительно значимых интересов для большого количества людей, что и находит свое отражений в стандартизации мнений отдельных лиц. Общественное мнение обобщает те или иные индивидуальные или групповые мнения, нивелирует характерные для них различия и образует тем самым массу людей, придерживающихся единого, общественного мнения. Выражение общественного мнения членами «рассеянной» массы происходит путем выборов, участием в референдумах и социологических опросах. В периоды кризисов и социальных потрясений, затрагивающих существование большого количества людей, «рассеянная» масса «материализуется» в толпу, выражая свое мнение на митингах. манифестах и в других подобных формах.

Другой формой общественного сознания являются массовые настроения. Они стали играть определенную роль еще с эпохи Средневековья. Город как особый способ формирования людей того времени порождал различные массовые процессы. Под влиянием этих процессов формировались настроения, общие для множества людей. В дальнейшем эти настроения оказываются влиятельным фактором жизни общества. Понятие «настроения» начинает использоваться при описании крестьянских восстаний, бунтов против королевской власти и т. д. Но здесь речь идет, в большей степени о настроениях толпы, а не «рассеянной» массы. В современном обществе особенности функционирования массовых настроений, по существу, сходно с функционированием общественного мнения. Отличие настроений в том в том, что они более иррациональны, мобильны и стихийны. Мнения же, чаще всего, существуют длительный период времени, они конкретны и рационально выражены.

Углубление демократических процессов, выражающихся прежде всего в вовлечении все большего количества членов общества в избирательный процесс, а так же развитие средств массовой информации и коммуникации еще больше рассеяли несобранную массу. В современном обществе (за исключением ситуации глобального кризиса) уже не существует как единого общественного мнения, так и единого массового настроения. Подобный плюрализм массового сознания, несомненно, на пользу современному «человеку-массе», т. к. заставляет его думать, анализировать и, к конечном итоге делать выбор, пусть даже этот выбор между несколькими массовыми общностями. Ведь вхождение в ту или иную массу, само по себе не несет ничего отрицательного, тем более, что в современном обществе находиться вне какого-либо вида «рассеянной» массы практически невозможно, отрицательный момент появляется. Когда человек не выбирает, а просто бездумно следует за той или иной массой.




2020-02-03 541 Обсуждений (0)
Проблема массового сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема массового сознания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)