Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процессы индустриализации и урбанизации



2020-02-03 417 Обсуждений (0)
Процессы индустриализации и урбанизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Признание повсеместно утверждающегося индустриального капиталистического производства в качестве важнейшего фактора процессов массовизации отмечено впервые в марксистской литературе. К. Маркс показал, что базой для ускоренного формирования и распространения массовых явлений служит определенный уровень развития производительных сил, совпадающий с промышленной революцией, ростом машинного производства.

Понятие «массовизация» классиками марксизма не использовалась и оформилось в отечественной социологической литературе только к 80-м годам ХХ века в основном благодаря работам Б. А. Грушина и Г.Г. Дилигенского. Массовизация, как указывает Г. Г. Дилигенский, не тождественна усилению роли масс как субъекта исторического действия. [5,18] Правильнее будет понимать под этим термином связанное с переходом к индустриальному обществу включение растущего числа людей в однотипные процессы (производственные, распределительные, культурные и др.) и формирование на этой основе однородных укладов, стилей жизни, типов мышления. В структуре массовизации Б. А. Грушин предлагает выделить два важных момента: объединение в рамках общности большого, несопоставимого с прежними эпохами, числа индивидов, ведущее к умножению социальных связей; уравнение характеристик деятельности индивидов, ведущее к определенному уравнению свойств самих индивидов.[4,31] И если К. Маркс в основном рассматривает первый момент и. таким образом, воспринимает массу как множество людей, объединенных новыми экономическими отношениями в некую абстрактную общность, то Х. Ортега-и-Гассет, говоря о роли науки и промышленности в развитии «человека-массы», обращает особое внимание именно на изменение свойств индивидов под воздействием данных факторов. Он объединяет эти факторы под единым термином «техника». Его интересует не столько сам внешний процесс массовизации, сколько те внутренние метаморфозы, которые развиваются в человеке под их влиянием. По мнению Х. Ортеги-и-Гассета, развитие техники породило у «человека-массы» новое представление о жизни. «Никогда еще рядовой человек не утолял с таким размахом свои житейские запросы. То, что раньше считалось удачей и рождало признательность судьбе, стало правом, которое не благословляют, а требуют».[13,71] Материальный и управленческий технический прогресс становится практически безграничным.

Об этом говорит и Г. Маркузе, описывая «одномерное» общество следующим образом: «Никогда прежде общество не располагало таким богатством интеллектуальных и материальных ресурсов и, соответственно, никогда прежде не знало такого объема господства общества над индивидом».[9,10]

О. Тоффлер так же считает массового человека порождением индустриального общества (по его терминологии общества «второй волны»). Зародившись в крупном промышленном производстве, фабричный стиль работы проникает в контору, в другие сферы и области жизни: «каждый работающий выполняет очень маленькую без конца повторяющуюся работу, без какого либо понимания ее отношения к целому, без какой-либо надежды на своеобразие и творчество».[17,52] Наиболее выгодным делом в эпоху «второй волны» было массовое, серийное, стандартизированное производство и соответствующая организация сбыта. Последнее стимулировало формирование массовых стандартов, стереотипов потребления, в широком смысле единообразие, деиндивидуализация превращались в позитивную социальную норму. Эта тенденция стала особенно выраженной в период формирования крупных промышленных монополий.

Стиль жизни, навязываемый человеку производственным циклом индустриального общества и вынуждающий всецело сосредоточиться на выполнении социальных ролей, опустошает его, не оставляя ни времени, ни сил на разностороннее развитие личности. Общество самим процессом своего развития стремится подчинить и раздробить личность. Оставит ей какое-нибудь одно специальное направление. Личность должна бороться за свою индивидуальность, за самостоятельность, за разносторонность своего «Я». Индустриальное общество делает победу в борьбе такого рода труднодостижимой, но тем важнее она становится для одержавшей ее личности.

Анализ общества рубежа XIX-ХХ веков показывает, что оно было не просто индустриальным, а индустриально-урбанистическим. В «Восстании масс» Х. Ортега-и-Гассет говорит о растущей «скученности», «переполнении» как характерных признаках его времени, усматривая причину в скачкообразном росте населения.[13,78] Важной особенностью урбанизации является то, что этот процесс заключается не в разрастании городов строгого типа – административных и торгово-ремесленных поселений, а в росте индустриальных и торговых городов-гигантов нового типа, все более становящихся подлинными центрами жизнедеятельности вообще. В этом убеждают следующие цифры: в 1800 году на планете было 5% городского населения, а к началу 90-х годов ХХ века его численность уже превысила 45%. Два столетия назад насчитывалось примерно 50 миллионов горожан, а к 2000 году – свыше 3 миллиардов.[22]

Влияние новой городской среды на формирование «человека-массы» огромно. Попадая в город, человек оказывался в новой для себя ситуации, когда прежние его регулятивы поведения переставали действовать, а новые еще не были вполне ясны. Отсутствие стабильных форм общения, способствующих преодолению анонимности, порождало дезорганизованность и социальную напряженность. Урбанизация была предпосылкой для формирования особой формы бытия «человека-массы» - несобранной, анонимной массы. Формированию новейшей городской массы способствовало по мнению А. Роуза, ослабление «первичных» связей: во-первых, в отличие от сельского мира, городская жизнь создает условия для замкнутого, изолированного существования, во-вторых падает роль некоторых институтов, которые раньше, по выражению американского философа Ч. Кули, были «инкубаторами» по формированию человеческой личности – семьи, соседства, церкви.[23]

Резко меняется характер коммуникации. На смену построенным на началах солидарности, свойственным для сельской общины личным неформальным отношениям в малых группах, приходят более обезличенные связи в составе многочисленных и разнородных общностей. Общение городского человека становится избыточно многосторонним и вынужденно формализованным. Согласно Б. А. Грушину, по подсчетам современных социологов каждый человек ныне является участником минимум 5-6 малых групп, 10-15 больших и средних групп. При такой плотности общения формализация, поверхностный характер большей части межличностных контактов становится практически неизбежным.[4,39]

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» уделяет большое влияние развитию индустриально-урбанистического общества, называя данное общество фазой цивилизации, которую он понимает, как органически логическое следствие, как завершение и исход культуры. Цивилизация – это эпоха мирового города. «Мировой город и провинция – этими основными понятиями всякой цивилизации открывается совершенно новая форма истории, которую мы сейчас переживаем… вместо мира – город, одна точка, в которой сосредотачивается вся жизнь обшивных стран, в то время как все остальное увядает, вместо богатого формами, сросшегося с землей народа – новый кочевник, паразит, житель большого города, человек абсолютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, исполненный глубокого отвращения к крестьянству (к его высшей форме – провинциальному дворянству), следовательно, огромный шаг к неорганическому, к концу… В мировом городе нет народа, а есть масса. Присущее ей непонимание традиций, борьба с которыми есть борьба против культуры, против знати, церкви, привилегий, династий, преданий в искусстве… - все это признаки новой по отношению к окончательно завершенной культуре и к провинции поздней, и лишенной будущего. Однако неизбежной формы человеческого существования».[19,75] Не смотря на излишнюю пессимистичность, Шпенглер сумел в сжатой форме указать все основные признаки современного общества. Единственное, в чем я не согласна с философом – это то, что он считает массу неким четвертым сословием. Масса не является никаким сословием, она – вне всяких сословий и включает в себя представителей самых разных сословий, групп и классов.

Задолго до ведущих мыслителей Запада об этом писал русский философ К. Н. Леонтьев: «Машины, пар, электричество и т. д., во-первых, усиливают и ускоряют смешение сословий, а, во-вторых, все эти орудия выгодны только для того класса средних людей, которые суть и главное орудие смешения, и представители его, и продукт…».[8,320]

Таким образом, большинство исследователей считает индустриализацию и урбанизацию важнейшими детерминантами формирования «человека-массы». И, в большинстве своем оценивают эти факторы и само доминирование данного социокультурного типа негативно. Различие существует лишь в том, на что направлена критика – на самого «человека-массу» и его влияние на цивилизацию, или на общество, которое развиваясь именно так, а не иначе, воздействуют на данный тип.

Я считаю, что улучшение сложившейся ситуации возможно при демонополизации производства и увеличении доли предприятий малого и среднего бизнеса. Данные предприятия вносят разнообразие в ассортимент товаров и услуг и, тем самым, заставляют «человека-массу» совершать акт свободного выбора, причем не только той или иной продукции, а в конечном итоге, образа жизни и способа существования в целом.

 



2020-02-03 417 Обсуждений (0)
Процессы индустриализации и урбанизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процессы индустриализации и урбанизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)