Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль средств массовой коммуникации в формировании «человека-массы».



2020-02-03 250 Обсуждений (0)
Роль средств массовой коммуникации в формировании «человека-массы». 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие средств массовой коммуникации играет важнейшую роль в формировании «человека-массы» в развитом индустриальном обществе не только само по себе, но и как «усилитель» влияния остальных факторов на данный процесс.

В современных трактовках понятием «массовая коммуникация» принято обозначать один из процессов производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей как членов «массы» осуществляется с помощью технических средств (прежде всего – телефона, телеграфа и сети Internet). Массовая коммуникация - среда распространения и функционирования образцов поведения, через усвоение которых происходит воспроизводство «массы».

Бурный характер процесса становления СМК был основан не только на растущих успехах техники и технологии, но и являлся отражением определенных общественных потребностей, спроса со стороны численно возрастающей публики. Эскалация деятельности СМК была призвана компенсировать распадение традиционных форм общественных отношений и способствовать сплочению и объединению формирующейся анонимной городской общности.[22]

Современные СМК родились, а вслед за ними появилось множество самых разных видов «рассеянных» масс, и чем больше становилось кинофильмов и радиопрограмм, тем более с одной стороны, унифицировалось, а с другой – поляризовалось общество. Унификация общества проявилась, прежде всего, в стирании границ между традиционными группами, прежде всего между сословиями и классами. Рассеяние же – это процесс образования новых, межгрупповых общностей, не последнюю роль в котором играет предпочтение того или иного средства массовой коммуникации, тех или иных программ, взглядов, интересов, которые транслируются и пропагандируются этими СМИ.

Коммуникация – это в высшей степени социальный процесс. Под влиянием СМИ произошла глубокая трансформация политической и культурной жизни. Это было замечено еще Г. Тардом, который подчеркивал, что каждому типу связи соответствует некоторый тип социального общества: традиционной коммуникации из уст в уста – толпа; современной коммуникации, берущей свое начало с газеты, - публика.[16,35] Особенностью членов данной публики является, то, что люди все больше превращаются в потребителей информации, идущей со стороны артиста, пропагандиста, радио и телекомментатора. Данный процесс сопровождается постепенным уменьшением многосторонних, непосредственных коммуникаций. Многостороннее общение все более заменяется односторонним информативным потоком со стороны СМК, которые превращаются в своеобразного «коммуникативного монополиста», универсального собеседника.

Диапазон информации, которая открыто и в массовом масштабе циркулирует в обществе, ее доступность для восприятия играют существенную роль в формировании массового сознания. Существование СМК породило возможность преднамеренного монопольного контроля и формирования в нужном направлении сознания множества людей, его ориентации идентичными стимулами в одном направлении. Контроль может осуществляться как крупными корпорациями, так и государственными институтами.

По мнению Р. Миллса, воздействие «средств массового общения» на обывателя выражается в формировании у него двух видов представлений: представлений о мировой социальной действительности и представлений о самом себе. «Средства массового общения проникли не только в область нашего познания внешней действительности, они проникли также и в область нашего самопознания. Они снабдили нас новыми образцами и мерилами, по которым мы судим о себе, и внушили нам новые устремления, связанные с тем, какими мы хотели бы быть и какими хотели бы казаться».[10,421] Т. е. «средства массового общения» рассказывают рядовому человеку, как он может чувствовать себя таким, каким хотел бы быть, даже не будучи им, дают ему забвение в иллюзии. Эти средства не помогают человеку разобраться в более глубоких источниках его чувства разлада с действительностью, его личных тревог и смутных надежд.

Одним из способов борьбы с подобным негативным влиянием «средств массового общения» на человека, Миллс считает, их качественное разнообразие для того, чтобы человек всегда имел возможность сравнения и выбора. Ведь именно акт свободного выбора является показателем самостоятельности мышления индивида, а значит и способности последнего к рефлексии.[10,430]

Существование СМК играет огромную роль в становлении и развитии так называемой «массовой культуры». Этот феномен, возникший как следствие массовизации, с определенного момента становится условием ее дальнейшего и более многостороннего развития.

 Становление массовой культуры первоначально тесно переплеталось с явлением ее демократизации. Приобщение широких слоев населения к образовательному процессу в городской среде расширяло аудиторию, имеющую доступ к ценностям культуры. На фоне прогресса техники появляются новые художественные средства, новые виды искусства, демократические по своей природе. Наиболее характерен здесь феномен кинематографа с его баснословной дешевизной стоимости билетов, где происходило полнейшее смешение слоев и страт. Во всех наиболее значительных сферах культуры стала развиваться «эстетика популярности». От подобной эстетики, ориентирующей на успех и признание массовой аудитории, всего один шаг до «эстетики бестселлера», т. е. ориентации творца в первую очередь на кассовый успех. Популяризация с неизбежностью ведет к снятию сложной для массового восприятия проблематики. В конечном итоге, продукт культурного творчества переосмысливается в качестве рыночного продукта. Ориентированного на удовлетворение массового спроса и извлечение прибыли. В соответствии с массовыми предпочтениями происходит перестройка иерархии видов искусства. «Высокое» искусство становится уделом духовно развитого меньшинства или повергается упрощению и подается широкой публике в формах, предназначенных для более «легких» жанров. Так рождаются романы в комиксах, оперы в поп-обработке и другие подобные им образчики «эрзац-культуры». «Массовая культура» воспитывает так называемого «наблюдателя», принимающего социальные проблемы не всерьез и озабоченного лишь стремлением к личному преуспеванию, причем преуспеванию в метериально-бытовом, а не в духовном плане.

Однако считать всю культуру, ориентированную на «человека-массу» исключительно негативной, обращенной только к неизменным его инстинктам, было бы неправильно. СМК, наряду с распространением низкопробной культуры, обладают возможностью внедрять в сознание человека и очень качественные интеллектуальные и духовные ценности. Самые широкие слои читают замечательную литературу, наслаждаются прекрасной живописью (лучшие музеи мира не испытывают недостатка в посетителях). Тем более, что СМК в основном имеют дело с массой «поляризованной», манипулировать которой, не так легко, как толпой. Люди рассеяны в пространстве, каждый из них воспринимает информацию (пусть и одинаковую) по-своему. Поведение толпы можно просчитать почти математически, поведение и представление «рассеянной» массы – загадка со многими неизвестными.

В целом, средства массовой коммуникации играют очень важную роль в доминировании «человека-массы» в современном обществе, механизмы, заложенные в данных средствах, воздействуют на развитие «человека-массы» и всего общества.

 

Все вышеназванные детерминанты формирования «человека-массы» безусловно, имеют большую негативную оценку, но считать их полностью отрицательными недопустимо. Прежде всего нужно выделить наличие конкуренции, как в экономике, так и в других сферах общественной жизни, которая дает возможность создавать качественную разнообразную продукцию. Если от негативно-оценочного истолкования процессов массовизации перейти к их объективному анализу, то выясняется, что каждый из процессов массовизации – не есть жестко фиксированное образование с определенным набором признаков, а некоторое состояние, обусловленное современным этапом исторического развития. Массовизация, формирование массового общества и человека – это динамичный все время изменяющийся процесс, который сегодня не такой, каким был вчера, а завтра, несомненно, будет не таким, каким является сегодня.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный в данном исследовании анализ концепции «человека-массы» как социокультурного типа человека, позволяет сделать несколько принципиально важных выводов.

1. Параллельно психологическому направлению в изучении масс (которое остается ведущей парадигмой), шла разработка социокультурологического подхода, начало которому было положено Х. Ортегой-и-Гассетом в его работе «Восстании масс». Философ впервые назвал «массой» определенный тип человека, доминирующий в современном обществе. В дальнейших исследованиях акценты сместились с анализа самого «человека-массы» на рассмотрение тех факторов, которые способствуют доминированию данного типа в обществе.

2.  Основными особенностями «человека-массы» являются: утрата индивидуальности, индифферентность по отношению к профессиональным, социальным и другим различиям, стереотипность сознания, общность чувств, настроений, ценностей; жажда социального возвышения, стремление к расширенному потреблению, прежде всего материальных благ, ограниченные культурные потребности. Следствием запрограммированности стереотипами является потеря чувства «внутренней свободы», отказ от личностного выбора, конформизм. Большинство исследователей считает, что доминирование «человека-массы» имеет исключительно негативный характер и может привести к застою и, даже, к регрессу современного общества. Но в созидании своего, возможно и излишне упрощенного «мира» не может не присутствовать позитивный момент. Не все люди желают, да и имеют возможность постоянно находиться в ответственности за судьбы мира и человечества.

3. Основной межгрупповой общностью развитого индустриального общества есть «рассеянная» масса, которая является особой формой существования «человека-массы». Характерные особенности этой массы: определенная стабильность и длительность существования во времени, размытость пространственных границ, определенная трудность в фиксации повелении и сознании членов данной общности. В обществе может существовать множество «рассеянных» масс – читателей различных газет. Зрителей разнообразных программ и т.д. Сущность же «рассеянной» массы как таковой при переходе от одного вида к другому не изменяется. Формирование и жизнедеятельность этой массы неразрывно связаны с воздействием различных социальных и культурных факторов, поэтому ее нельзя считать исключительно психологической общностью.

4. «Рассеянная» масса проявляет себя в особой форме поведения составляющих ее людей, а так же обладает своеобразным сознанием. Это массовое сознание является особым, «общим» для большого количества людей, уровнем сознания «человека-массы». Данный уровень характеризуется наличием идентичных стимулов и ориентаций у большого количества людей, разделенных в пространственном отношении. Члены «рассеянной» массы осознают происходящие процессы, обладая достаточным уровнем рефлексии. Этим современная масса отличается от толпы, существование и реакции которой зависят от процессов, происходящих на бессознательном уровне. Основными формами массового сознания являются общественное мнение и массовые настроения, первая является наиболее рациональной и наиболее устойчивой, чем вторая.

5. Формирование «человека-массы» связано со следующими факторами: становление промышленного производства. Ориентированного на выпуск стандартизированной продукции; рост городов как промышленных центров и увеличение численности и плотности проживающего населения; рационализация сознания, ориентация человека на удовлетворение материальных потребностей, в ущерб духовному развитию; формирование особого уровня сознания современного человека – современного человека – массового сознания и последующая манипуляция данным сознанием, осуществляющаяся средствами массовой коммуникации; формирование «массовой культуры» - низкопробные произведения с примитивным смыслом, главной задачей которых является развлечение потребителя и его увод от действительности.

6. Вышеназванные детерминанты имеют негативное влияние на современное общество и «человека-массу», но в тоже время в них самих заложены позитивные механизмы для сглаживания и коррекции их отрицательного воздействия. Прежде всего можно назвать наличие конкуренции как в экономике, так и в других сферах. Именно конкуренция дает возможность создавать качественную разнообразную продукцию. Такая ситуация ведет если не к изменению стандартов, то по крайней мере к их численному увеличению, что, в конечном итоге дает человеку возможность выбора. Я считаю, что само наличие в обществе демократических процедур в первую очередь таких, как референдум, может оздоровить «массовое» общество. Наилучшим путем к такому оздоровлению, может быть введение реальной власти народа, заключающейся в принятии наиболее важных решений в жизни общества на уровне местного самоуправления.

Итак, согласно сделанным выводам, западное общество ХХ века – это «массовое» общество. В конце же ХХ века в обществе начались перемены, связанные с широким внедрением информационных технологий во многие сферы социальной действительности. О. Тоффлер и некоторые другие исследователи считают, что общество вступает в новую фазу своего развития – информационную. Пока не до конца ясно, как изменятся место и роль «человека-массы» в подобном обществе. Сейчас все чаще говорят о формировании совершенно новой – виртуальной массы. Ее появление связано с бурным распространением сети Internet. Для данной массы характерна полная анонимность ее членов и отсутствие реальных контактов между собеседниками. Последствия подобной ситуации могут быть более негативными, чем издержки «массового» общества.

Завершение эры «массового» общества, не означает и завершение изучения этого общества. Многочисленные аспекты его жизнедеятельности еще не освоены.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. – М.: Академ-книга, 2002;

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.; Правда, 1989;

3. Гайденко П. П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс»//Вопросы философии. – 1989. - №4;

4. Грушин Б.А. Процессы массовизации в современных обществах//Рабочий класс и современный мир. 1986 - №5;

5.  Дилигенский Г.Г.  Феномен массы и массового движения: социально-психологические аспекты//Рабочий класс и современный мир 1987. - №3;

6. Зыкова А. Б. «Учение о человеке в философии Ортеги-и-Гассета». – М.; 1978;

7. Лебон Г. Психология народов и масс. – Мн.; Харвест, М.; АСТ. 2000;

8. Леонтьев А.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения М., 1996;

9. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.; REFL-book, 1994;

10. Миллс Р. Властвующая элита – М.; Иностр. Литература. 1959;

11. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей//Избран. произведения. Т.1, 1994;

12. Ольшанский Д. Психология масс. – СПб.; Питер, 2001;

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии – 1989. №3;

14. Политология. Энциклопедический словарь. М., Издат-во Московского коммерческого университета, 1993;

15.  Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество//Социологические исследования – М., 1993;

16.  Тард Г. Психология толпы. М.: 1999;

17. Тоффлер О. Будущее труда.//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986;

18. Шаповалов В. Ф. «Восстание масс по-российски»//Свободная мысль. 1993.№12;

19. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории . Т. 1. М.: Мысль, 1993;

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991;

Интернет:

21. http://www.ckct.org.ru/study/soc/soc32.shtml

22. http://vor-stu.narod.ru/posob-2.html

23. http://db.informika.ru/spe/prog/htm/hf09.htm

 

 



2020-02-03 250 Обсуждений (0)
Роль средств массовой коммуникации в формировании «человека-массы». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль средств массовой коммуникации в формировании «человека-массы».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)