Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рассеянная» масса как основная межгрупповая общность развитого индустриального общества и форма бытия «человека-массы»



2020-02-03 257 Обсуждений (0)
Рассеянная» масса как основная межгрупповая общность развитого индустриального общества и форма бытия «человека-массы» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современное общество, сложившееся в результате индустриализации и демократизации всех его сфер – общество массовое. Это общество является массовым потому, что люди приобретают стандартные материальные и духовные блага, распространяемые в массовом масштабе. В результате человек чаще всего покупает то, что продается, реагирует на события так, как ему «предлагают» реагировать СМИ. В современном обществе человек практически все время, вольно или не вольно является членом той или иной массы: потребителей, читателей, слушателей, избирателей и т. д. Главной особенностью всех этих масс является то, что они невидимы и не могут быть зафиксированы эмпирическим путем. Поэтому в науке эти массы принято называть рассеянными, несобранными или поляризованными. Они являются межгрупповыми, межклассовыми общностями, несовпадающими ни с какими социальными группами.

По Г. Лебону рассеянная масса – это та же толпа, поэтому на нее распространяются все характеристики толпы.[7,13] Большинство же современных исследователей считает, что рассеянная масса, несомненно, обладает рядом особенностей, отличающих ее от толпы.

Одним из первых не стал разделять толпу и массу Г. Тард. Для него моделью массы является не суетящийся участник беснующейся толпы, а комфортно устроившийся в своем кресле зритель. «Следует не смешивать толпу и публику, - которая есть чисто духовная совокупность, группа индивидуумов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью. … Эта связь состоит в одномерности их убеждения или увлечения, в сознании, проникающем каждого, что эта идея или это желание разделяется в данный момент огромным количеством других людей».[16,259] Само осознание солидарности большего числа людей с каким-либо суждением располагает их судить в одинаковом смысле, следовательно, образование массы предполагает духовную и общественную эволюцию, значительно более прогрессивную, нежели образование толпы. Г. Блумер считал главными характеристиками массы -анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, случайность их социального происхождения и положения, отсутствие организованности.

Таким образом, «рассеянную» массу не следует рассматривать, как некое целое, ведь она по определению чисто номинальная группа, нужно остановится на особенностях человека, которые позволяют отнести его к данной группе. По Х. Ортеге-и-Гассету «средний человек» - это человек в той мере, в какой он не отличается от других и повторяет общий тип, стихийный рост массы предполагает совпадение мыслей, целей, образа жизни. Данное повторение общего типа выражается и опредмечивается, прежде всего, в следовании людей устоявшимся стереотипам в самых разных областях жизни. Стереотипы потребностей, интересов, вкусов, взглядов навязываются и пропагандируются различными агентами манипуляции сознанием и поведением и становятся, в конце концов, неотъемлемой частью человеческого бытия. 

К « рассеянной» массе или не собранной публике относят читателей одних и тех же газет, зрителей одних и тех же телевизионных программ и т.д. Может показаться, что эти массы, как и толпы, временны и ситуативны. Но так как мы говорим не о видах массы, а о форме существования современного человека, мы выделяем степень одинаковости – стереотипности, стандартизированности его мышления и реакций во всех случаях его «пребывания» в той или иной массе. Ситуативность пребывания не следует считать и ситуативностью мышления. Первое изменчиво, второе – достаточно стабильно.

В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы, а некоторые из них ей могут быть вообще не присущи. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации.

Основным источником запрограммирования для членов «рассеянной» массы выступают средства массовой информации, и добиться такого же уровня заражения, который существует в толпе, для них трудно достижимо. Они способствуют снижению рефлексивности и деиндивидуализации аудитории, не в той мере, как это происходит при физическом контакте множества людей. Главным психологическим механизмом, способствующим формированию данного феномена, выработки у индивидов сходных взглядов и готовности реагировать сходным образом на идентичные стимулы, является внушение. Этому способствует внутренняя установка «человека-массы», не привыкшего, а, зачастую и не умеющего критически мыслить, демонстрирующего «леность» ума и не желающего отказываться от подобного существования. Так же обстоит дело и со склонностью к подражанию. С одной стороны человек подражает, чтобы быть «как все», с другой же, хочет выразить свою индивидуальность. Примером последнего может послужить следование моде в той или иной области, но «человек-масса» придерживается обычно той моды, которой уже последовало большинство, что опять позволяет ему не выделяться из массы себе подобных.

Тем не менее, не смотря на то, что воздействие психологических механизмов на «рассеянную» массу и ее членов существует, следует подчеркнуть, что, оно выражено несравнимо слабее, чем в случае с толпой, так как осуществляется не непосредственно, а опосредовано, следовательно, и результаты этого воздействия не всегда однозначны. «Человек-масса» не теряет полностью способность рассуждать, он в состоянии противостоять манипуляциям с его сознанием. Существует парадокс: в «рассеянной» массе все строго индивидуально, ведь человек является «массой» не столько потому, что он живет, «как все», а потому, что он хочет жить «как все» и нет для него ничего хуже, чем стать «белой вороной», выделиться из массы себе подобных. Человек, стремящийся быть больше индивидом, несет в себе те же психологические механизмы, но всю жизнь борется с навязыванием чужого мнения, старается сохранить свою автономность. Девиз «человека-индивида» - «найди себя и оставайся собой при любых обстоятельствах». Он сам выбирает способ своего бытия, тогда как «массовый» человек чаще всего избирает себе чей-нибудь путь, мотивируя это, тем, что «кто-то» обладает теми или иными достоинствами.[13,46]

 



2020-02-03 257 Обсуждений (0)
Рассеянная» масса как основная межгрупповая общность развитого индустриального общества и форма бытия «человека-массы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рассеянная» масса как основная межгрупповая общность развитого индустриального общества и форма бытия «человека-массы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)