Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Положение молодежи на рынке труда страны. Методы оценки занятости молодежи



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Положение молодежи на рынке труда страны. Методы оценки занятости молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок




Для оценки положения молодежи на рынке труда нашей страны и Омской области необходимо проанализировать соответствующие данные о численности студентов, получающих образование средних специальных и высших учебных заведениях, и устраивающихся в последующем на работу.

В таблице 3 представлена численность выпускников средних специальных учебных заведений по России и Омской области.

Таблица 3.

Выпуск специалистов государственными средними специальными учебными заведениями, чел.

Регион

2003 г.

2004 г.

Темп роста, %

2005 г.

Темп роста, %

2006 г.

Темп роста, %

2007 г.

Темп роста, %
Российская Федерация, тыс. чел.

563

568

100,9

593

104,4

646

108,9

671

103,9

в том числе:

Омская область

102

96

93,7

108

112,4

119

110,5

117

98,5

Из приведенных данных видно, что численность выпускников средних специальных учебных заведений до 2007 г. растет, на протяжении 2006 года выпускников больше, чем в 2004 году на 8%, но в 2007 году происходит уменьшение численности выпускников на 5%. В Омской области также заметен рост числа выпускников до 2005 года на 18,7%, хотя наблюдаемое снижение незначительное. Это свидетельствует о падении престижа средних специальных учебных заведений и специальностей, предоставляемых ими. Все больше предпочтение отдается высшим учебным заведениям.

Для более наглядного представления положения выпускников средних специальных учебных заведений посмотрим данные о предоставлении работы выпускникам по окончании учебного заведения.

Таблица 4.

Удельный вес выпускников государственных средних специальных учебных заведений, получивших и не получивших работу

(в процентах от общего числа выпускников).

Регион

 

2005 год

2006 год

Темп роста, %

2007 год

Темп роста, %

получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу
РФ

31

13,7

32,4

12,5

104,5

91,2

32

-

98,8

-

В том числе: Омская область

41,3

9,9

44,1

8,5

106,8

85,9

44

8,4

99,8

98,8

 

Анализ полученных данных позволяет сделать такой вывод, что число выпускников, получивших работу, также к 2006 году снижается по сравнению с 2005 годом на 5,7%, а до этого момента растет. По Омской области наблюдается похожая тенденция – численность получивших работу снизилось к 2006 году на 7%, до 2006 года происходило увеличение числа молодых людей, получивших работу. Это также объясняется снижением привлекательности средних специальных учебных заведений и получаемых в них профессий. А вот численность студентов, не получивших работу снижается и по стране в целом и по Омской области в том числе, что можно считать благоприятной тенденцией, в Омской области число не получивших работу в 2006 году снизилось по сравнению с 2004 годом на 1,5% от общей численности. [17, с. 65].

В таблице 4 представлены данные о численности выпускников, получивших работу по окончании вуза. Проанализируем их и сделаем соответствующие выводы, сравним с численностью выпускников средних специальных учебных заведений, получивших работу.

Таблица 5.

Удельный вес выпускников государственных высших учебных заведений, получивших и не получивших направление на работу

(в процентах от общего числа выпускников).

Регион

2005 год

2006 год

Темп роста, %

2007 год

Темп роста, %

получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу получили направление на работу не получили  направление  на работу
РФ

46,8

10

46,7

8,8

99,8

88

48

-

102,8

-

в том числе

Омская область

42

20

36,9

24,7

87,9

123,5

40,9

18,7

110,8

75,7

 Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что численность выпускников, получивших работу в целом по России снизилось в 2006 году на 0,1%, а вот в 2007 году увеличилось на 1,3%. Число не получивших работу снижается до 2006 года, что довольно благоприятно влияет на ситуацию на рынке труда и увеличивает занятость молодежи. В Омской области численность получивших работу выпускников снижается в 2006 году на 5,1%, а в 2007 году увеличивается на 4%. Количество не получивших работу выпускников увеличилось на 4,7% в 2006 году и снизилось на 6% в 2007 году [3, с. 16].

При сравнении положения выпускников высших учебных заведений и средних специальных на рынке труда наблюдается различие в том, что количество выпускников средних специальных заведений, получивших работу, уменьшается к 2007 году, а численность выпускников высших учебных заведений, получивших работу, увеличивается в этом году.

Причины такой ситуации объясняются тем, что в последнее время все больше внимания уделяется вопросам получения образования молодежи, содействию занятости и развитию политики активной поддержки этого слоя населения. В связи с этим изменяются требования работодателей к молодым специалистам, а также развитие общества требует притока более квалифицированных специалистов на рынок труда. Поэтому молодые люди стремятся получать высшее образование в силу того, что в вузах личность развивается всесторонне и методика преподавания значительно выше, что по окончании вузов выпускники имеют больше шансов устроится на хорошую работу.

Состояние молодежной занятости в Омской области на сегодняшний день можно представить в таблице 5, в которой приведена среднесписочная численность занятой молодежи в составе общей численности трудовых ресурсов. Это позволит нам также сравнить молодежную занятость с занятость других возрастных групп, провести анализ представленных в таблице данных и сделать соответствующий вывод.

Таблица 6.

Распределение численности занятых в экономике

по возрастным группам, %

Годы, темп роста

до 20

20-29

30-39

40-49

50-59

60-72

1

2

3

4

5

6

7

2002 год

4,1

23,5

33,2

20,6

15,6

3

2003 год

3,8

22,1

30,4

30

11,4

2,3

Темп роста, %

92,7

94

91,6

145,6

73,1

76,7

2004 год

3,3

22,4

27,7

30,7

12,4

3,5

Темп роста, %

86,8

101,4

91,1

102,3

108,8

152,2

2005 год

2,6

22,6

26,2

31,6

13,7

3,3

Темп роста, %

78,8

100,9

94,6

102,9

110,5

94,3

 


Продолжение табл. 6.

1 2 3 4 5 6 7
2006 год 2,4 23,7 24,5 32,3 14,3 2,8
Темп роста, % 92,3 104,9 93,5 102,2 104,4 84,8
2007 год 3,5 23,9 24,5 31,1 14,3 2,7
Темп роста, % 145,8 100,8 100 96,3 100 96,4

По приведенным данным и рассчитанным показателям можно сделать такой вывод, что по сравнению с общей численностью занятых в экономике процент занятости молодежи довольно высок, особенно в возрастной группе 20-29 лет. В целом в этой группе относительно стабильная ситуация с небольшими отклонениями, в 2003 году видно снижение численности занятых на 6%, наибольшая численность занятых в 2007 году, по сравнению с 2006 годом произошло увеличение на 0,8%. В общем, из всех возрастных групп наибольшая занятость наблюдается в группе 30-39 лет, что связано с увеличением общего периода получения образования и осознанием важности этого молодыми людьми, выходящими на рынок труда и сталкивающимися с требованиями работодателей, к 2007 году происходит ее снижение на 6,5% по сравнению с 2005 годом.

До 2006 года наблюдается снижение занятости молодежи в возрасте до 20 лет, а в 2007 году происходит ее увеличение на 45,8%. Больше всего занятых в этой возрастной группе в 2002 году – 4,1% общей численности занятых в экономике, меньше всего в 2006 году – 2,4% [2, с. 15].

           Изменения в жизни общества, связанные со сменой планового уклада экономики и ее переход к рыночным методам хозяйствования, в значительной степени оказали свое влияние на методологию исследования большинства социально-экономических процессов в различных научных и исследовательских направлениях, одним из которых является сфера труда. Особое место в экономической статистике занимает учет трудовых ресурсов, основные характеристики которых измеряются с помощью баланса трудовых ресурсов.

На основе данных отчетности выполняется баланс трудовых ресурсов, первоначальным источником которого является информация по труду, представляемая в органы статистики различными предприятиями – субъектами рынка. Отчетность по труду в зависимости от размеров предприятия и видов его деятельности может составляться и предоставляться ежемесячно, ежеквартально или раз в год. Составление баланса трудовых ресурсов является актуальным и сегодня. Но современный баланс имеет свои особенности, продиктованные новыми реалиями социально-экономической ситуации на рынке труда. [2, с. 20].

Как отмечает С. С. Утинова, проведение реформ в экономике потребовало пересмотра принципов составления баланса трудовых ресурсов с учетом новых процессов в трудовой сфере. К ним относятся:

- увязка показателей баланса с основными показателями межотраслевого баланса;

- распределение трудовых ресурсов по преимущественной занятости для достижения сопоставимости ресурсов труда с их использованием по каждому виду деятельности;

- обеспечение сопоставимости ресурсов труда с их использованием раздельно по городу и селу.

Балансовый метод является одним из основных при количественной оценке занятости и использования трудовых ресурсов, в том числе молодежи.

Выделяются показатели, с помощью которых производят оценку состояния рынка труда. К ним относятся:

- уровень занятости, рассчитываемый как отношение численности занятого населения к общей численности экономически активного населения;

- уровень безработицы, определяемый как доля численности безработных в численности экономически активного населения и измеряемый в долях или процентах;

- продолжительность безработицы или продолжительность поиска работы, определяемая как длительность периода, в течение которого человек, будучи безработным, ищет работу;

П. Э. Шлендер Ю. П. Кокин выделяют четыре группы показателей, отражающих эффективность занятости:

- пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности;

- уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве, отражающий, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а, с другой – потребность населения в рабочих местах;

- структура распределения работающих по отраслям национального хозяйства;

- профессионально-квалификационная структура работающих, отражающая распределение работающего населения по профессионально квалификационным группам и степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

Исследование трудовых ресурсов, в том числе молодежи, может быть дополнено также демографическими методами. Прогнозы таких показателей, как численность населения и трудовых ресурсов, уровень занятости, точность которых тем выше, чем полнее известны действующие в этой области законы и закономерности. [4, с. 190].

Параметры рынка труда могут быть также исследованы с помощью различных методик. Например, используются такие источники информации, как выборочные статистические обследования населения, предприятий и организаций, клиентов и отчетов центров занятости.

По мнению Е. Л. Посадкова, при исследовании рынка труда с помощью методов статистического наблюдения, которое необходимо проводить в режиме мониторинга в масштабе страны, следует расширить перечень рассчитываемых индикаторов. В качестве основных индикаторов можно выделить показатели, характеризующие: предложение труда, спрос на рынке труда и баланс между спросом и предложением на рынке труда.

Для решения этих вопросов необходимо разработать специальную методику применительно к трудовым ресурсам молодежи, основанную на применении методов математической статистики, связанных с построением соответствующей модели и последующей проверкой ее параметрических данных на адекватность. В случае получения положительных результатов данной проверки в дальнейшем можно было бы использовать данную модель в экономических исследованиях и расчетах, а также молодежных программах при решении различных социально-экономических проблем.

Первым этапом исследования является изучение динамики численности трудовых ресурсов молодежи по переписи населения или выборочному наблюдению, предполагающему проведение анкетирования.

При этом определяются количественные характеристики трудовых ресурсов молодежи и систематизируются качественные характеристики, оказывающие влияние на результат – оценку молодежной занятости. Поэтому на втором этапе исследования должны быть выявлены факторы, влияющие на формирование молодежного рынка труда и занятость молодежи. Исследование связей в условиях массового наблюдения и действия данных факторов осуществляется, как правило, с помощью экономико-статистического моделирования. Наиболее разработанной в теории статистики является методология парной корреляции, рассматривающая влияние вариации факторных признаков на результативный признак и представляющая собой факторный корреляционный и регрессионный анализ.

Поэтому третьим этапом исследования должен стать выбор модели, в качестве которой может быть, например, уравнение линейной регрессии. Сложность при этом заключается в том, что из множества функций необходимо выбрать такую, которая бы лучше других показывала реально существующие связи между анализируемыми факторными признаками.

Выбор типа функции может опираться на теоретические знания об изучаемом явлении и опыт предыдущих аналогичных обследований или осуществляться эмпирически, то есть перебором и оценкой функций разных типов.

 



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Положение молодежи на рынке труда страны. Методы оценки занятости молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Положение молодежи на рынке труда страны. Методы оценки занятости молодежи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)