Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Молодежь как компонент трудовых ресурсов



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Молодежь как компонент трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ ПРОЕКТ (РАБОТА)

 

на тему: Использование труда молодежи в Омской области

 

по дисциплине «Экономика труда»

 

Студент Шестакова Юлия Олеговна группы ЭК-236

 

Пояснительная записка

 

Шифр проекта (работы)______________________________

 

Руководитель проекта (работы)

к. э. н., доцент

Богданчикова Т. В.

_______________________________

(Подпись, дата)

Разработал студент

_______________________________

(Подпись, дата)

Омск 2007
Содержание

Введение 3

Глава 1. Социально – экономические проблемы современной молодежи. 5

1.1.Молодежь как компонент трудовых ресурсов. 5

1.2. Молодежь на рынке труда. 11

1.3 Молодой специалист на предприятиях России и Запада. 16

Глава 2. Анализ состояния занятости молодежи на рынке труда 23

2.1 Положение молодежи на рынке труда страны. Методы оценки занятости молодежи. 23

2.2. Особенности занятости молодежи на омском рынке труда. 31

2.3. Реализация программ по содействию трудоустройства молодежи. 35

Глава 3. Мероприятия по содействию трудоустройства молодежи. 39

3.1. Комплекс мероприятий по содействию занятости молодежи. 39

Заключение 50

Библиографический список. 52


Введение

В настоящее время проблемы занятости населения чрезвычайно актуальны для российского государства, стоящего перед необходимостью сохранить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее экономическое развитие России в русле рыночных реформ и ее интеграция в систему международных экономических отношений, где одной из основных предпосылок конкурентоспособности страны является высококвалифицированная рабочая сила. Перспектива дальнейшего развития страны в немалой степени зависит от наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой части общества - молодежи. Но в то же время молодежь, демонстрируя развитие личностного потенциала, профессионализма и возможности в решении задач любого государственного уровня, является одной из слабо защищенных в социальном плане групп населения. В силу объективных причин современная молодежь в повседневной жизни сталкивается с рядом проблем, одной из которых является проблема занятости. Правильное понимание проблемы и путей ее решения определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.

Вступление молодежи в рынок труда сопровождается значительными трудностями и противоречиями, вызванными тем, что при выборе профессии молодежь ориентируется, в основном, не на ее востребованность на рынке труда, а на популярность и престижность в обществе. Поэтому после окончания учебного заведения большинство молодежи не трудоустраивается по полученной специальности или не трудоустраивается вообще, что приводит к росту уровня молодежной безработицы. В итоге средства, вложенные в получение образования этой части молодежи, не всегда оправдываются.

Немалую роль в решении проблем, связанных с востребованностью молодых специалистов на рынке труда, сыграет объединение усилий органов местной власти, работодателей и образовательных учреждений.

 

В связи с этим целью данной курсовой работы является выявление проблемных вопросов занятости молодежи в целом на российском рынке труда и в частности в Омской области, а также определение возможных путей решения данных проблем.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить особенности молодежи как специфической группы трудовых ресурсов;

- рассмотреть проблемы занятости молодежи на российском рынке труда;

- выявить особенности занятости молодежи в Омской области;

- рассмотреть реализованные программы по содействию трудоустройства молодежи в Омской области;

- предложить комплекс мероприятий по улучшению состояния занятости молодежи в Омской области.


Глава 1. Социально – экономические проблемы современной молодежи

Молодежь как компонент трудовых ресурсов

Молодежь является особой социальной группой населения и трудовых ресурсов. Решение большинства социально-экономических проблем молодежи, связанных с профориентацией, получением образования, трудовой адаптацией в коллективе, приобретением жилья, занятостью, безработицей, миграцией, имеет важное теоретическое и практическое значение не только на региональном, но и на государственном уровне. Роль молодежи в общественных процессах, функции и виды ее деятельности, а также ценностные ориентации, мировоззрение, интересы и психологические свойства обусловлены характером социального и геополитического развития, общественными отношениями, исторической ситуацией.

Повышение внимания к молодежи, как группе трудовых ресурсов, произошло в пятидесятые годы XX века, когда стало понятно, что она является важным ресурсом страны. Это подтвердилось работой молодежных комсомольских отрядов на стройплощадках Урала, Сибири и Дальнего Востока, при освоении целинных и залежных земель, развитии промышленности, различных отраслей экономики.

Тем не менее, в научных работах по экономике и статистике труда эта группа трудовых ресурсов исследована недостаточно. В основном используется понятие «трудовые ресурсы», а молодежь лишь выделяют в них по возрастным особенностям. Поэтому научное исследование «трудовых ресурсов молодежи» как наиболее мобильной и особо значимой группы трудовых ресурсов является актуальной задачей.

Н. А. Волгин и Ю. Г. Одегов считают, что термин «трудовые ресурсы» получил широкое распространение в практике плановых органов в начале 50-х годов XX века с целью измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях централизованного управления экономикой.

Л. А. Костин характеризует трудовые ресурсы как часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве.

П. Э. Шлендер и Ю. П. Кокин считают, что трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Согласно методологии Международной организации труда, трудовые ресурсы – это сумма численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки) [4, с. 122].

Физические, интеллектуальные, а также профессиональные способности человека зависят от его возраста. В начале жизненного пути, а также зрелом возрасте эти способности формируются и приумножаются, тогда, как в старости они постепенно утрачиваются. Поэтому одним из основных критериев выделения трудовых ресурсов в общей численности населения является возраст [1, с. 190].

Интерес к исследованию населения и трудовых ресурсов с точки зрения их возрастных характеристик возник у ученых сравнительно давно.

Так, например, древнегреческий философ и математик Пифагор различал четыре периода в жизни человека, соответствующие трем временам года. Это становление – «весна» (0-20 лет); молодость – «лето» (20-40 лет); увядание – «зима» (60-80 лет).

А. Шопенгауэр в работе «О возрастах человека» описывает свои наблюдения о восприятии времени на разных этапах жизни человека. В ней известный философ разделяет жизненный путь на ряд периодов, каждый из которых имеет свои черты и особенности. Для проведения аналогий он использовал названия греческих богов из мифологии.

К. Г. Юнг в работе «Стадии жизни» уделяет предпочтение среднему и зрелому периоду жизни. Детство рассматривается им как «стадия анархизма и хаоса», характеризующаяся полной зависимостью от взрослых. «Утро» жизни начинается с юности. Но это является только подготовительной стадией, связанной со вступлением человека в мир, развитием его самосознания. Основным периодом в жизни по К. Г. Юнгу является зрелость. В этот период у человека происходят его социальные достижения – успех, богатство, признание [11, с. 171].

В современной науке и ее направлениях возрастная периодизация населения и трудовых ресурсов имеет различные пределы.

При исследовании трудовых ресурсов ученые выделяют трудоспособный возраст.

М. Г. Назаров определяет его как период времени в пределах возрастных границ, в которых данное поколение людей способно трудиться.

В молодом возрасте человек формируется как личность, и именно в этот период происходят основные события, от которых в дальнейшем во многом будет зависеть его трудовая карьера и вклад в ВВП. Сюда относится получение образования, служба в армии и последующая трудовая деятельность, вступление в брак, рождение детей и т. д.

В ходе последовательной смены жизненных периодов человек проходит несколько этапов развития: детство, юношество, зрелость и старость. С течением времени один этап сменяет другой. На первый взгляд может показаться, что возраст является лишь биологическим индикатором, определяющим границы жизни человеческого организма. Однако это совсем не так. Антропометрические, физиологические и психологические изменения в организме человека протекают неравномерно. В связи с этим в научных направлениях, занимающихся вопросами исследования человека и его поведения, таких как физиология, социология, статистика, экономика и демография применяются различные подходы при определении возрастных границ человека.

Ученые-демографы делят население на три группы: молодых, среднего возраста и старых. Например, Р. Пресса считает, что «эти три группы выполняют в обществе разные роли и имеют отчетливо дифференцированные потребности».

Он утверждает, что возрастные границы населения в демографии должны быть следующими: до 20 лет, от 20 до 59 и от 60 и старше. С точки зрения экономики Р. Пресса считает, что возрастная периодизация трудовых ресурсов должна выглядеть следующим образом: 15-34 года; 35-54 года; 54 и старше [13, с. 60].

Американский демограф З. Г. Френкель дает несколько иные возрастные границы: 5-15 – юность; 15-24 года – ранний рабочий возраст; 25-44 года – главный рабочий возраст; 45-65 лет – средний возраст, 65-74 года – ранний период ухода на покой; 75 лет и старше – старость [13, с. 55].

Ученые-антропологи и психологи также расходятся во мнениях при определении возрастных границ. Б. Г. Ананьев полагает, что период взрослости молодежи происходит в период с 18 до 35 лет. Именно этот интервал, по мнению исследователя, является возрастными границами категории «молодежь».

Экономист-социолог Л. Розенмайер считает, что молодежный возраст имеет следующие границы: 13-24 года. Он не дает никакого собственного обоснования данной градации, говоря лишь об определенных различиях молодежи в этом возрасте. Эти возрастные границы поделены Розенмайером на два периода: 13-18 лет – юношество и 18-24 – молодые взрослые [13, с. 42].

И. А. Громов, проводя исследования молодежи, считает, что граница молодёжного возраста составляют 11-25 лет. Эти границы он определяет исходя из уровня социального созревания молодёжи. Этот период в его исследованиях разбит на три возрастных интервала: подросковый-11-14 лет, юношеский-15-17, молодёжный-18-25 лет. 18 лет считается возрастом, с наступлением которого молодой человек приобретает определённые юридические права и начинает выполнять определённые обязанности [8, с. 405].

Существующие методы оценки занятости молодежи в экономике приведены в таблице 1.

 

 

Таблица 1.

Методы оценки занятости молодежи в экономике

Наименование метода Источник информации Преимущества метода

Недостатки метода

Общий недостаток Предлагаемая методика
Балансовый статистическая отчетность предприятий различных форм собственности в сочетании с выборочными обследованиями позволяет выявить основные пропорции рынка труда, то есть соотношение экономически активного населения и экономически неактивного, а также численность занятых в экономике по отраслям народного хозяйства; проводить политику по регулированию численности трудовых ресурсов в экономике в разрезе отраслей в зависимости от спроса на рабочую силу. не учитывается скрытая безработица; не позволяет измерить потребности рынка труда в квалифицированных кадрах.

Данные методы и показатели, с одной стороны, не выявляют влияние различных факторов на результат оценки занятости молодежи, а, с другой стороны, по результатам их исследования трудно

определить эффективность и достоверность оценивания

изучение динамики численности трудовых ресурсов молодежи по переписи населения или методам выборочного наблюдения; определение факторов, оказывающих влияние на занятость молодежи; выбор модели зависимости, отражающей связи между анализируемыми факторными признаками; проверка полученной модели на адекватность с помощью критериев Фишера, Стьюдента; применение модели и ее результатов в экономических исследованиях

С помощью показателей: уровень занятости молодежи; уровень молодежной безработицы; продолжительность безработицы молодежи данные переписи населения, отчеты служб занятости, ежеквартальные выборочные обследования Позволяет: оценить ситуацию на открытом рынке труда в динамике на макроуровне; выявить уровень самозанятости; выявить продолжительность занятости; выявить причины экономической неактивности. не дает возможности выявить скрытую занятость и детский труд
Выборочное наблюдение анкетные данные является менее затратным в результате сокращения объектов исследования; широкий спектр изучаемых вопросов по исследуемому объекту большая вероятность получения тривиальных результатов при проведении различных обследований с выборкой
Экстраполяция тенденции статистические данные, данные выборочных обследований позволяет математически выявить и описать тенденцию уровня занятости и безработицы молодежи на рынке труда для проведения различных мероприятий, направленных на достижение их оптимального уровня в связи с кризисом в 90-х годах нет достаточно большого объема сопоставимой информации о занятости в динамике для проведения долгосрочного прогнозирования или анализа

 

Указанные методики являются общепринятыми и не позволяют в более полной мере оценить эффективность занятости молодежи в экономике, а также выявить резервы ее роста при влиянии различных факторов.

Между антропологами, социологами, экономистами ведётся полемика по определению возрастных границ трудовых ресурсов молодёжи, по этому единого и общепринятого их обоснования нет. У всех исследователей молодёжи наблюдается неоднозначность в определении. Согласно выше указанным точкам зрения возрастные границы трудовых ресурсов молодёжи находятся в интервале от 11 до 35 лет.



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Молодежь как компонент трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Молодежь как компонент трудовых ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)