Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Молодежь на рынке труда



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Молодежь на рынке труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Рынок труда является одним из основных элементов современной экономики. На нем происходит процесс купли-продажи рабочей силы, которая представляет совокупность физических и умственных способностей к труду у человека. Достижение баланса между спросом и предложением на рабочую силу на рынке труда является одной из главных задач в процессе его регулирования [9, с. 302].

Формирование рынка труда предполагает свободное перераспределение рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями народного хозяйства, предприятиями, собственниками которых могут быть как государство, так и частные лица [8, с. 300].

Известно, что факторы, влияющие на формирование современного рынка труда, можно обозначить как факторы спроса и предложения на рабочую силу.

Государство, проводя политику занятости, осуществляет контроль за соблюдением правовых норм и отношений между работником и работодателем. В этой связи здесь выделяются институциональные факторы, зависящие от эффективности функционирования нормативно-правовой базы рынка труда. Институциональные факторы тесно связаны с трудовыми ресурсами молодежи, для которых, с одной стороны, разрабатываются специальные целевые программы на уровне государства или региона, а, с другой стороны, формируются фонды занятости, связанные с выплатой различных пособий, стипендий, грандов в рамках этих программ и различных законодательных актов.

К следующей группе факторов, влияющих на формирование современного молодежного рынка труда, относятся социально-психологические. Среди них выделяется профориентация, профессиональное обучение, адаптация, престижность профессии, содержание и характер труда, готовность к смене характера трудовой деятельности, возможность совмещения работы и учебы, а также перспективы профессионального роста.

Другую группу факторов формирования молодежного рынка труда составляют организационные, характеризующиеся функционированием служб занятости, деятельность которых связана со сбором и обработкой информации о состоянии рынка труда и имеющихся на нем вакансий. Служба занятости проводит мероприятия, связанные с организацией помощи безработным в их обучении и переобучении, создании для них общественных работ [10, с. 82].

Трудовые ресурсы на рынке труда обладают возрастно-половыми, количественными и качественными характеристиками, изменяющимися в процессе их воспроизводства. Поэтому демографические факторы занимают особое место в формировании рынка труда.

Вышеуказанные факторы в значительной степени оказали отрицательное влияние на формирование современного рынка труда. Имеются и другие дестабилизирующие факторы:

- медленные темпы преодоления спада производства, вызванного кризисом в политической и экономической системах;

- рост скрытой безработицы;

- неконтролируемая миграция рабочей силы между странами;

- несовершенство законодательной базы;

- недостаточная эффективность административных и рыночных методов регулирования занятости;

- отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания [10, с. 93].

Современный рынок труда является составной частью рыночной экономики. В рыночных условиях государство уже не является основным регулятором рынка труда, а им становится равновесие между спросом и предложением на рабочую силу в результате функционирования механизма саморегулирования рынка труда, заключающегося во взаимодействии и согласованности разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда. Структура данного механизма включает в себя спрос на труд, предложение труда, цену на труд и конкуренцию [3, с. 74].

А. А. Никифорова считает, что высокий уровень безработицы молодежи связан с особенностями поведения этой группы населения и определяет следующие проблемы возникновения молодежной безработицы:

Во-первых, в силу невысоких заработков на первом рабочем месте у молодежи низкая материальная заинтересованность в сохранении работы;

Во-вторых, отсутствие мотивации в получении стабильного дохода, которое связано с тем, что молодежь во многих случаях в материальном отношении поддерживается родителями;

В-третьих, молодежь, зачастую, стремится получить свой первый трудовой опыт не на определенной работе, а в различных видах профессиональной деятельности, меняя рабочие места;

В-четвертых, - это поведение работодателей, которые при любом ухудшении рыночной конъюнктуры, в первую очередь, сокращают молодых работников как менее квалифицированных и менее опытных.

Кроме того, сокращение численности занятых за счет выхода на пенсию достаточно большого количества трудовых ресурсов, достигших пенсионного возраста, происходило и происходит в незначительных масштабах, потому, что уровень пенсионного обеспечения заставляет людей, как можно дольше сохранять статус занятых. Это, в свою очередь, также снижает шансы молодежи на трудоустройство, способствует распространению молодежной безработицы и снижению уровня экономической активности данной группы.

Далее представлены факторы формирования отношения к труду, профессиональные и образовательные ценности студенчества для более полного раскрытия проблемы ожиданий молодежи и требований работодателей на современном рынке труда в современном обществе [10, с. 32].

 По данным обследования Российской академии предпринимательства, 58% респондентов сами выбирали вуз и специальность, 24% последовали совету родителей и родственников, 8% и 6% соответственно – совету знакомых и школьных учителей, на решение около 3% респондентов оказали влияние СМИ. Для половины студентов оно не было скоропалительным. Однако серьезность и основательность их подхода также вызывают сомнение, поскольку того количества менеджеров, юристов, экономистов и психологов, что готовят сегодня высшие учебные заведения, рынку рабочей силы явно не требуется. Почти каждый четвертый школьник ориентируется не на специальность, а на конкретный вуз. Для половины юношей это возможность получить отсрочку от армии. Примерно каждый пятый опрошенный студент, отвечая на вопрос: «Что побудило вас выбрать данную специальность?», главной целью называет получение диплома. Для трети респондентов важны диплом определенного статуса и престижность профессии, для 56% - характер профессии, позволяющий найти работу, соответствующую личным качествам и желаниям, 32% рассчитывали, что выбранная специальность обеспечит материальное благополучие, 45% - успех в жизни. Учеба в вузе для 27% молодых людей – попытка оттянуть время жизненного самоопределения, отсрочить решение проблемы трудоустройства. По данным опроса, в настоящее время работают или подрабатывают 71% студентов (среди дневников – 29%). Сферы их занятости – торговля, предприятия фаст-фуд, маркетинг (большей частью сетевой); по специальности устроились 23%. Основная причина совмещения учебы с трудовой деятельностью – материальная (Таблица 2) [17, с. 30].

Таблица 2.

Причины совмещения учебы и трудовой деятельности

Причина совмещения работы с учебой Работающие студенты всех форм обучения, % Работающие студенты очной формы обучения, %

Насущно необходимый заработок

28

8,6

Дополнительный заработок

71,1

86

Материальная независимость

12,1

3,5

Опыт работы (стаж)

26,3

50

Опыт работы по специальности или в близкой области

28,1

17,2

Забота о будущем конкретном месте работы

8,4

18,9

Закрепление знаний на практике

13,9

15,5

Новое общение, времяпровождение, за компанию

3,5

17,2

 

Двойная занятость имеет и достоинства, и недостатки. С одной стороны, она отрицательно влияет на качество учебы и может привести к ухудшению здоровья; кроме того, несовпадение получаемого образования с профилем работы снижает шансы будущего трудоустройства по специальности. С другой – жесткий, насыщенный учебно-трудовой график стимулирует и организует энергичных молодых людей, ориентированных на карьеру.

Если вечерники и заочники трудоустраиваются, как правило, по специальности, то для очников это не характерно. Потеря большинством вузов баз для прохождения студентами практики, где они могли бы приобрести минимальный опыт работы и закрепить полученные знания, снижает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, осложняет их трудоустройство. Будущие специалисты, серьезно относящиеся к обучению и выбранной профессии, не довольны формальным подходом вузов к организации практики по принципу «там, где удалось договориться». Не меньше проблем возникает и при трудоустройстве выпускников специальными вузовскими службами (если они созданы).

По разным данным, лишь немногим более четверти всех студентов знают, где они будут работать по окончании вуза. Министерство образования РФ рассматривает такую ситуацию как неблагоприятную. По некоторым оценкам, только 30-50% молодых специалистов могут найти для себя вакансии, а по ряду университетских специальностей – 12-25%. Низкая цена труда в науке, образовании и высшей школе усугубляет обстановку на рынке рабочей силы. Среди студентов ширится ориентация на международные рынки труда, что не всегда оправданно. . [17, с. 32].

Приведение трудовых ожиданий студентов в соответствие с запросами работодателей к кандидату на вакантное место – задача, требующая реального отражения в образовательной программе.

 



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Молодежь на рынке труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Молодежь на рынке труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)