1. Атамалиева, Л. Конкуренция и её роль в работе предприятия / Л.Атамалиева // Финансы. Учёт. Аудит. – 2000. - №9.
2. Беляев, Г.Л. Маркетинг: основы теории и практики. / Г.Л.Беляев. - М.: КНОРУС, 2007. – 672 с.
3. Богомолова, И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П.Богомолова, Е.В.Хохлов// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №1.- С. 113-119.
4. Годин, А. М. Маркетинг: учеб. – метод. Пособие / В.Г.Галабурда, В.Е.Деружинский. – М.: Дашков и Ко, 2000. – 285 с.
5. Интернет: www.iteam.ru
6. Интернет: www.examen.od.ua
7. Интернет: www.marketing.spb.ru
8. Интернет: www.4p.ru
9. Киселевич, Е. Конкуренция и цены в сфере бытового обслуживания / Е.Киселевич // Финансы. Учёт. Аудит. – 2001. - №4.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга: перевод с английского / Ф.Котлер; // под.ред. Е.Н.Пеньковой. – СПб.: “Коруна”, 1994. – 669 с.
11. Михайлов, О. В. Основы мировой конкурентоспособности. / О.В.Михайлов. - М.: «Познавательная книга плюс», 1999. - 592 с.
12. Похабов, В.И. Основы маркетинга / В.И.Похабов, В.В.Тарелко.– Мн.: Высш.шк. - 2001. – 271 с.
13. Светуньков, С.Г. Методы маркетинговых исследований: учеб. Пособие / С.Г.Светуньков .- СПб.: Издательство ДНК, 2003. - 352 с.
14. Федько, В.П. Основы маркетинга: серия «Учебники Феникса» / В.П.Федько, Н.Г.Федько. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 480 с.
15. Яшева, Г. Конкурентоспособность предприятия: Методика оценки и результаты / Г.Яшева // Финансы. Учёт. Аудит. – 2000, - №4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маркетинговые методы управления фирмой
Метод маркетинговой политики
| % компаний поставивших фактор на 1-ое место
|
Разработка и выпуск новых товаров
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга
Организация работы торгового аппарата
Реклама и стимулирование сбыта
Усовершенствование выпускаемой продукции
Политика цен
Совершенствование организационной структуры
Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения
Сокращение издержек обращения
Кредитная политика и финансирование
| 79
73
59
56
52
50
44
41
17
14
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Формы конкуренции
Форма конкуренции
| Характеристика
|
Активная
| форма конкурентной борьбы, при которой применяются целенаправленные действия, мощный прессинг с одной задачей — победить конкурента. Эта форма конкуренции обычно носит “шумный” характер: публикуется множество “заказных” материалов в прессе и т.п. Для давления на соперников обязательно привлекаются бизнес-партнеры инициатора активных действий
|
Пассивная
| предполагает сосредоточение усилий на внимательном, профессиональном изучении положения конкурента на рынке, в отрасли и регионе. Для этого привлекаются консультанты и эксперты не только своих, но и сторонних аналитических структур, дабы обеспечить максимальную объективность
|
Целенаправленная
| форма, предполагающая проведение предварительной работы перед непосредственным включением в конкурентную борьбу, определение стратегии и тактического плана мероприятий против соперника, вариантов допустимого маневрирования, а также активное использование разнообразных аналитических материалов
|
Хаотическая
| конкуренция случается, когда соперник не подготовлен к борьбе. Его действия носят сумбурный характер, отличаются бессистемностью и несогласованностью. В результате проигрываются инициатива и время, складываются предпосылки для серьезных уступок на рынке вплоть до потери положения
|
Временная
| конкуренция проявляется от случая к случаю, обычно под влиянием сезонных особенностей спроса или погодных условий
|
Постоянная
| непрекращающаяся конкуренция. Однако интенсивность соперничества может меняться. При такой форме конкуренции различают фазу активности, фазу ожидания, фазу покоя, фазу столкновения и другие
|
Реальная
| форма, которая вызвана действительными событиями и действиями, происходящими на рынке
|
Мнимая
| конкуренция, при которой происходит имитация каких-либо действий без применения реальных, практических шагов в направлении потенциальных конкурентов. Часто мнимая конкуренция используется, как фальстарт в целях спугнуть, вынудить к действиям потенциального соперника, спровоцировать его на начальные действия, позволяющие оценить его реальные возможности. Мнимая конкуренция создает прикрытие для начала конкуренции реальной
|
Ценовая (финансовая)
| форма конкурентной борьбы, в ходе которой применяются в основном стоимостные инструменты давления на конкурента: цена, процент, зарплата, размер комиссии, налоги, курсовое соотношение валют, неустойка, аренда и ряд других. Такая форма конкуренции наиболее ощутимо влияет на спрос и предложение, на поведение клиентов при потреблении услуг или товаров, на отношения с постоянными деловыми партнерами
|
Неценовая
| форма конкуренции, связанная с подрывом деловых отношений и сформировавшихся связей соперничающей фирмы, оказанием существенного влияния на менеджмент этой компании в ходе принятия им решений и дискредитацией конкурента
|
Конкуренция в рамках закона
| форма конкуренции, осуществляемая без нарушения действующего законодательства: уголовного, административного, финансового, гражданского и иного
|
Тотальная
| конкуренция, напротив, предполагает использование всех доступных средств, включая методы, выходящие за рамки закона: шпионаж, разнообразные махинации и иные уголовно наказуемые деяния
|
Монопрофильная (одновидовая)
| проявляется только по одному виду услуг или товаров
|
Продолжение таблицы
|
Полипрофильная
| по нескольким товарам или услугам, по нескольким направлениям деятельности
|
Внутриотраслевая (внутригрупповая)
| форма, которая проявляется преимущественно в рамках одной отрасли, либо между участниками одной группы, союза, объединения или ассоциации. Она наиболее присуща тем отраслям экономики, которые расположены ближе к потребителю — физическому лицу
|
Межотраслевая (межгрупповая)
| форма конкуренции, проявляющаяся между отраслями экономики, хозяйственными субъектами как представителями разных отраслей. Например, конкуренция РАО “Газпром” и РАО “ЕЭС России”, банков и небанковских кредитно-инвестиционных структур, банков и страховых компаний и т.д.
|
Региональная
| соперничество в рамках одного региона
|
Межрегиональная
| в рамках нескольких. Компании могут соперничать в своем или чужом регионе; на нейтральной территории; в регионе, где интересы конкурентов присутствуют или отсутствуют; в регионе, где интересы конкурентов различны или даже противоположны
|