Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Середина речи. Изложение: описание



2020-02-03 335 Обсуждений (0)
Середина речи. Изложение: описание 0.00 из 5.00 0 оценок




В составе высказывания, в отношении к конкретному содержанию тезы и разделения аргументация подразделяется на положительную (изложение и подтверждение) и отрицательную (опровержение), а также на техническую (рассуждение) и нетехническую (описание и повествование).

Как было показано выше, оба эти разделения относительны. Изложение фактов является аргументом: оно содержит положение и обоснование, а рассуждение, в свою очередь, оперирует фактами. Положительная аргументация является подтверждением тезы, которая может быть выражена и отрицательным суждением, а опровержение, напротив, может строиться как положительные утверждения. Однако эти относительные подразделения небезосновательны: чтобы освоить сложные или смешанные формы речи, нужно уметь строить простые, а у каждого из перечисленных видов аргументации есть свои особенности, которые важны в ходе построения.

Середина высказывания содержит главные содержательные части: описание, повествование, подтверждение в виде связанной системы аргументов и доводов, опровержение в виде критики софизмов слов и софизмов мысли и построения критических аргументов, а также различные связки и переходы между композиционными частями.

Изложение

Существуют два способа представления данных - описание и повествование, которые в совокупности и образуют изложение. Но изложение не ограничивается этими речевыми формами, так как может содержать объяснения, обобщения, связки и различного рода выводы. В целом задача изложения - представление данных в благоприятном для целей ритора виде.

Следует подчеркнуть, что распространенное требование «объективной информации» - недобросовестная уловка, рассчитанная на наивных людей. Возможно правильное, точное, ясное, последовательное, честное изложение фактов, но не бывает объективного изложения, так как факты отбираются кем-то и излагаются с определенной целью. Ритор, заявляющий, что его информация «объективна» или «нейтральна» и тем самым, будто он стремится к тому, чтобы его идеи были скомпрометированы, либо несостоятелен, либо лицемерит, и потому его высказывания требуют особенно тщательного анализа. Изложение является самым сильным и надежным аргументом. Как правило, аргументация сводится к изложению фактов, ибо рассуждения необходимы тогда, когда факты неясны, недостоверны или недостаточны. Вот почему умение строить изложение - это одновременно умение его анализировать.

Общие правила изложения можно сформулировать в следующем виде.

Изложение должно быть:

1. Правдоподобным. Это значит, что из состава данных, соответствующих действительности, для изложения следует отбирать те, которые вызовут наименьшие сомнения. Данные должны быть совместимыми с опытом аудитории.

2. Приемлемым. Факты, которые приводятся в изложении, и слова, которые употребляются для их изображения не должны оскорблять нравственное чувство читателя или слушателя, даже если такой читатель или слушатель составляет меньшинство аудитории.

3. Ясным. Это значит, что слова и фразы, которые в нем содержатся, знакомы аудитории и понимаются сразу и полностью. Поэтому в изложении по возможности следует избегать длинных и сложных предложений, необычного порядка слов, различных оборотов, двусмысленностей в обозначении действующих лиц.

4. Последовательным. Это значит, что о действиях или событиях сообщают в порядке их следования.

5. Воспроизводимым. Это значит, что его не следует перегружать не относящимися к делу подробностями и отступлениями. Изложение должно быть построено так, чтобы его основное содержание легко запоминалось.

6. Интересным. Чтобы вызвать интерес, восходят от более известных фактов к менее известным.

7. Завершенным. Это значит, что изложение содержит внутренне связанные факты и события, образующие смысловое единство, и что в конце изложения подводится итог сказанному - делается вывод, обобщение или характеристика.

Судебная риторика

Описание - это изображение предмета как существующего независимо от ситуации общения и является эпидеиктической формой изложения.

В описании говорящий и слушающий находятся как бы в одной точке, из которой они вместе рассматривают изображаемый предмет. Местоположение этой точки в отношении к предмету (перспектива) может изменяться в процессе описания, но единство говорящего и слушающего сохраняется. Искусство описания в основном состоит в поддержании этого единства.

Центр описания - имя существительное, прилагательное или глагол в значении процесса или состояния, обычно в настоящем времени.

Описание представляет собой развернутую форму определения. Соответственно описания подразделяются по характеру предмета на описания вещей, ситуаций, последовательности действий, людей, характеристики идей или конструкций мысли -теорий, гипотез, предложений. По словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные: первые дают образ предмета в ходе его созерцания, вторые - аналитический образ строения, структуры, назначения, то есть идею предмета.

Они, в свою очередь, бывают дедуктивными, индуктивными и смешанными в зависимости от задачи и композиции. Описание - один из важнейших элементов построения. Оно является самым сильным аргументом почти универсального свойства, поскольку в описании данные представляются таким образом, как будто они принадлежат слушающему в той же мере, что и говорящему. Другое дело, что описание - принадлежность главным образом письменной речи, так как в устной речи объем и смысловая сложность описания ограничены и ритору постоянно приходится перебивать описание более занимательным повествованием и «украшать» выразительными подробностями, чтобы удержать внимание аудитории.

Проще других наглядное естественное описание конкретного предмета.

Описание может разворачиваться от общего к частному и от частного к общему. Такое совмещение дедуктивного и индуктивного ходов в описании является наилучшим, так как увеличивает достоинства и уменьшает недостатки каждого. Дедуктивный ход описания позволяет сразу представить цельный образ предмета, из которого осмысливаются части и детали, но в процессе дедуктивного описания интерес к предмету падает. Описание от частей к целому позволяет поддерживать интерес, но затрудняет осмысление, так как целое «замутняется» подробностями.

Естественное описание представляет даже единичный предмет как однородный в ряду других подобных.

Портрет - естественное описание одушевленной индивидуальности, разновидность естественного описания, построение которого следует гуманитарному принципу: чувственный (зрительный, слуховой, тактильный) образ воспроизводит впечатление, соотносит предмет с его видом, но сам предмет описания индивидуализируется использованием символов, которые связывают чувственный образ с волей, разумом, этосом. Предмет предстает уникальным: связанные в описании признаки в совокупности создают единый индивидуальный образ.

Изобразительное описание основано на том же принципе сочетания смыслового и чувственного образа, что и портрет. Но предмет изобразительного описания не лицо, а явление, событие, действие. Как всякая риторическая форма, изобразительное описание делается с определенной задачей - в явлении представить смысл и тем самым индивидуализировать и оценить предмет.

Изобразительное описание с комментарием является переходной формой от естественного описания к искусственному, поскольку оценочно-смысловой комментарий является не вспомогательным средством, в отличие от комментария объяснительного, а выступает в качестве положения аргумента.

Искусственное описание строится, исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Искусственное описание может быть наглядным и содержать конкретные изобразительные детали, но может и не содержать их. Главное, что состав и порядок частей описания отражают элементы структуры, отличительные признаки, назначение, свойства, видо-родовые отношения предмета, обозначения которых являются либо общими местами, либо элементами редукций. Поэтому искусственное описание - часть эпидейктической аргументации.

От представления идеи или понятия искусственное описание может распространяться в направлении изобразительности и даже художественности, сохраняя при этом основной принцип, если состав и последовательность элементов - ракурсов, планов, наименований следует делению идеи, в совокупности элементы являются частями содержания идеи, а их изобразительные выражения иллюстрируют и подтверждают деление, выступая в качестве доводов. Вот почему естественное описание в аргументации обычно используется как пример или модель, а искусственное - как иллюстрация.



2020-02-03 335 Обсуждений (0)
Середина речи. Изложение: описание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Середина речи. Изложение: описание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)