Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семья и стили семейного воспитания  как факторы формирования и развития самооценки детей младшего школьного возраста



2020-02-03 241 Обсуждений (0)
Семья и стили семейного воспитания  как факторы формирования и развития самооценки детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. 

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Понимание статуса, содержания и принципов воспитания, как среди теоретиков, так и среди практиков неоднозначно. Одни считают, что воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду [4, с.51]; другие – что это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность; третьи – что это руководство деятельностью ребенка, способствующее его активному самовоспитанию посредством самостоятельных и ответственных поступков; четвертые – что это регулирование и коррекция развития ребенка. Воспитание можно рассматривать как процесс и механизм целенаправленной и сознательно контролируемой социализации в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой [47 c.19].

Семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным.

Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью (на это указывал еще Ж.-Ж. Руссо), особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости.

Одним из факторов, определяющих особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, его приоритетность по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), является глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, его индивидуально - эмоциональная направленность. (С.А.Козлова, А.Н.Леонтьев, Т.А.Маркова, А.В. Петровский и др.).

Действенность, силу, стойкость семейного воспитания обеспечивают еще два фактора (Т.А.Маркова): постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи; наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую деятельность семьи. Семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, А.Г.Харчев).

Воспитательная функция семьи зависит от ее структуры, т.е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее членами. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. На протяжении какого-то времени семья является для ребенка единственным местом получения опыта социальных взаимодействий. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Исследователи отмечают и такую особенность семейного воспитания, как регулирование разнообразных отношений ребенка с окружающим миром.

Основными трансляторами социальных и культурных ценностей являются родители ребенка.

Проблема влияния родителей на развитие личности ребенка интересовала многих зарубежных и отечественных ученых – представителей различных направлений в психологии.

Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обраща­ли внимание на ранний опыт взаимодействия родите­лей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (З.Фрейд, С. Холл, К. Хорни и др.) [41].

А. Адлер считал, что, прежде всего мать, а затем остальные члены семьи, способствуют процессу развития социального интереса ребенка.

Согласно теории Э.Эриксона полнота разрешения психосоциальных кризисов раннего возраста зависит в основном от типа родительского поведения в отношении ребенка.

Согласно убеждениям К. Хорни, решающим фактором в развитии личности ребенка являются социальные отношения между ним и родителями.

Представители гуманистического направления в психологии отмечали влияние родителей в развитии «самости» (чувства самоуважения,образа себя,рационального управления самим собой) ребенка, в формировании структуры «Я» ребенка (позитивный или негативный образа себя). А. Маслоу признавал влияние окружения на развитие личности ребенка, тогда, когда оно было невероятно разрушительной силой, вызывающей последующее эмоциональное расстройство у ребенка.

Представители бихевиорального направления в психологии, изучавшие влияние окружающей среды на поведение индивида, (Б. Ф. Скиннер, А. Бандура и др.) рассматривали влияние родителей как социальные стимулы, вызывающие и подкрепляющие поведение ребенка.

Отечественными учеными также рассматривался вопрос влияния ближайшего окружения ребенка на формирование его личности.

Б.Г.Ананьев считал, что на развитие личности биологические и социальные детерминанты влияют комплексно.

А.Н. Леонтьеву принадлежит тезис об определяющей роли внешних социальных условий в формировании высших прижизненных способностей.

В.М. Бехтерев затрагивая проблему, считал, что различные личности находятся в различных условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания, что значимо в отношении будущего развития каждой личности.

В культурно - исторической теории Л.С. Выготского абсолютизировалась роль социального в развитии и сущности личности. Л.С.Выготский настаивал на том, что среда («социальная ситуация развития») играет роль не обстановки, а источника детского развития.

С.Л. Рубинштейн раскрывал соотношение внешнего (прежде всего воспитательного) воздействия и внутренних условий психического развития ребенка, на которого это воздействие оказывается. Согласно С.Л. Рубинштейну, ребенок развивается в условиях воспитания и обучения, т.е. определенным образом организованного воздействия на него.

 Линию С.Л. Рубинштейна продолжает А.В.Брушлинский тезисом об «онтологической нераздельности природного и социального абсолютно на всех уровнях и этапах психического развития человека».

М.Я. Басов делал попытки выделить позитивные и негативные условия развития ребенка, исследуя среду.

Концепция Д.Б.Эльконина, касающаяся ранних периодов жизни растущего человека, строится на положении о том, что психическое развитие в ранние годы выступает как процесс качественного преобразования отношений «ребенок - взрослый».

Развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным, должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональная синтонность (созвучие) и др. [11, с.51].

Вслед за А.В.Мудриком и др. отнесем семью в группу микрофакторов социализации, оказывающих непосредственное влияние на конкретных людей.

Агентами социализации, оказывающими влияние на развитие человека, по отношению к детям и подросткам выступают родители, братья и сестры.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения.

Процесс социального научения идет по двум основным направлениям. Приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами. Кроме того, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Помимо этого, социализация в семье может осуществляться также посредством особого механизма социального научения, который называется викарным научением.

Исходя из цели нашего исследования, мы рассмотрим более детально целенаправленный процесс и механизмы воспитания ребенка в семье родителями.

Воспитание в семье осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка [16, с.31].

По большому счету, согласно мнению Э.Эриксона, практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль, социальные установки, система ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое [16 с.178].

Если оценивать воспитательный потенциал семьи, исходя из места детей во внутрисемейных отношениях, можно выделить три варианта психологических типов семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

При оценке воспитательного потенциала семьи можно учитывать и структуру семьи, в том числе и ролевую, которой может определяться тип воспитания в семье (принятие родителями по отношению к детям той или иной роли) (А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.) [47, с. 86].

Важно также учитывать психологический микроклимат семьи. Большое влияние на развитие личности ребенка оказывают отношения между отцом и матерью.

Как справедливо отмечал А.В.Петровский, в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка [31, с.11].

В качестве системообразующего фактора выступает цель воспитания (А.С. Макаренко). П.Ф.Каптерев утверждал, что цель воспитания - вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем. Стройной и упорядоченной система семейного воспитания может быть при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Семейное воспитание рядом авторов трактуется не только как целенаправленная система воздействия родителей на ребенка, но и как характер обращения с ним. При обозначении различных систем воздействия и способов обращения родителей с ребенком используются различные термины: тактика воспитания, стиль воспитания, тип воспитания и др. Кроме того исследователи выделяют ряд понятий: родительское отношение (А.Я.Варга), родительская позиция (А.С.Спиваковская), которые часто используются как синонимы «типа воспитания».

В основе сложившегося типа, стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Данный феномен определяется исследователями как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. При этом отмечается, что родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя, по крайней мере, три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребенка; межличностную дистанцию, т.е. степень близости к ребенку; форму и направление контроля за поведением ребенка. Причем каждое из трех измерений представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения (А.Я.Варга).

Выделяют три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий - «внутри» общения родителей с детьми в отечественной психологии.

Представления родителей о ребенке (когнитивный компонент) могут быть адекватными и неадекватными. Адекватное представление – это наиболее полное и объективное знание психических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия. Неадекватное представление родителей, как показывают клинические наблюдения, может выступать в виде недооценки психофизических особенностей ребенка, приписывании болезненности (инвалидизация), беспомощности, невозможности существования без родителей, прежде всего без матери (инфантилизация), тревоги о будущем.

Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку (иначе - эмоциональный компонент) не одномерно. В.В.Столин выделяет три оси эмоционально-ценностного отношения: симпатия – антипатия, уважение – неуважение, близость – отдаленность.

П.Ф.Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка в семье (не обращают внимание, чрезмерное восхищение, искренняя любовь и уважение, постоянное недовольство, удовлетворение всех прихотей, позиция при влиянии низкого уровня жизни) [16].

Рассматривая поведенческий аспект родительского (или семейного) воспитания (т.е. система воздействий на ребенка) чаще всего выделяют такие факторы, как: доминирование – подчинение; зависимость – независимость; сотрудничество – конкуренция.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей: подкрепление, идентификация, понимание.

Анализ литературы позволил нам выделить следующие параметры родительско – детских взаимоотношений:

- степень понимания и удовлетворения родителем потребностей ребенка (К.Хорни, А.Маслоу, К.Роджерс и др.);

- принятие (расположение, доброжелательность, эмоциональная поддержка) или отвержение (непринятие) родителем ребенка (А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.Н.Дружинин, Е.А. Воробьева и др.);

- степень дистанции в отношениях родителя с ребенком (Э.Г. Эйдемиллер и др.);

- степень эмоциональной близости, привязанности, согласие между ребенком и родителем (В Шутц, И.М. Марковская и др.);

- контроль (сдерживание) или автономия (терпимость, самостоятельность, свобода) со стороны родителя (С.Броуди, И.М. Марковская, В.Н.Дружинин, Е.А. Воробьева и др.);

- требовательность (требование зрелости) (И.М. Марковская, Э.Г.Эйдемиллер и др.); строгость (П.Слатер, И.М. Марковская и др.),

- непоследовательность – последовательность (У.Х. Севелл, А.И.Захаров, И.М. Марковская и др.),

- дисциплинарные воздействия родителя (Э.Г.Эйдемиллер и др.) [16, с.78].

В организации семейного воспитания так же важна роль родительского авторитета (А.С.Макаренко, С.П.Ковалев) и степень удовлетворенности родителя процессом взаимодействия с ребенком (И.М. Марковская).

В формировании воспитательной системы в конкретной семье важна роль того, как родители понимают и как они удовлетворяют потребности ребенка (потребность в безусловном позитивном внимании, потребность в принадлежности и любви, потребность в безопасности и защите, потребность к общению) (З. Фрейд, К.Роджерс, Э.Эриксон, и др.). Соответственно, этиологию нарушенного поведения следует искать в нарушении когнитивного и эмоционального компонентов отношений между ребенком и родителем.

 «Непринятие, эмоциональное отвержение» (непринятие индивидуальных особенностей, отсутствие любви, ненависть) оказывает крайне неблагоприятное воздействие на ребенка. А.Я.Варга подобный тип родительского отношения определяет как «явное отвержение». Тип родительского отношения «повышенная моральная ответственность» по некоторым параметрам соотносится с вышеназванными вариантами.

Важным параметром системы родительского воспитания является возможная дистанция в отношениях. Обычно исследователи выделяют степень протекции родителей в отношении подростка (ребенка) [40].

Ряд авторов (В.Сатир, Э.Г.Эйдемиллер и др.), в качестве важной характеристики детско - родительских отношений выделяют параметр «эмоциональной близости» [47].

В системе воздействия на ребенка обычно обращается внимание на контроль, наказание и поощрение. К.Маккоби включает в родительский контроль следующие составляющие: ограничительность; требовательность; строгость; навязчивость. При последовательном родительском контроле у детей обнаруживается: способность контролировать агрессивные импульсы; высокая самооценка в подростковом возрасте; активность – способность подойти к новой ситуации с доверием, проявить инициативу и настойчивость в начатых делах, общее позитивное настроение.

Значимым параметром родительского контроля является уровень требований родителей к ребенку. При предъявлении детям определенного количества требований у детей можно обнаружить низкую агрессивность (у мальчиков), альтруизм чаще, чем эгоизм, весьма высокий уровень самостоятельности и активности.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести дисциплинарные воздействия на ребенка, методы поощрения и наказания в семье. В зарубежных исследованиях широко изучались три типа дисциплинарных воздействий на детей: использование власти (принуждение); объяснение; лишение родительской любви [42].

Что касается отношений между ребенком и взрослыми с позиции  «доминирования - подчинения», выделяют пять видов социальной власти: власть вознаграждения, власть принуждения, власть эксперта, власть авторитета, власть закона (форма внеличной власти).

Поведение ребенка может контролироваться родителями аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами (Ф.Б. Скиннер): наказанием (позитивноеи негативное) и негативным подкреплением. Наказание (согласно мнению Ф.Б. Скиннера) – не достаточно эффективное средство контроля поведения: тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Угроза, внушаемая аверсивным контролем, может также подтолкнуть людей к моделям поведения даже более спорным, чем те, за которые их первоначально наказали.

Наиболее эффективным методом для устранения нежелательного поведения Ф.Б.Скиннер считал позитивное подкрепление, заключающееся в предъявлении положительного стимула. Поощре­ние и подкрепление могут более эффективно дейст­вовать на изменение нежелательного поведения ребен­ка, чем наказания.

Д.А. Шефер, выделяя генеральные параметры семейных отношений, построил применительно к родительско-детским отношениям сферическую модель, основанную на выделении трех измерений: принятие – отвержение; психологический контроль через вызвание в ребенке чувства вины, тревоги; слабый контроль – жесткий контроль [49, с. 11].

Н.Беккер также предлагает трехкомпонентную структуру: «любовь - ненависть», «тревога - спокойствие», «автономия - контроль».

Все три вышеуказанных компонента (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) имеют равное значение для выработки определенного типа воспитания, и между ними существует тесная взаимосвязь. При этом когнитивный (представления) и эмоциональный (отношение) компоненты составляют внутреннюю основу определенного типа родительского воспитания, который внешне проявляется в воспитательных воздействиях и способах обращения родителей с ребенком.

В подобном направлении наиболее полной, на наш взгляд, является систематизация типов родительского воспитания, предложенная Э. Г. Эйдемиллером [47, с.152], который выделяет: скрытую и явную гопопротекцию, доминирующую и потворствующую гиперпротекцию, явное и скрытое эмоциональное отвержение, жестокое обращение с ребенком, повышенную моральную ответственность, противоречивое воспитание, смену воспитательных приемов в зависимости от динамики семейной жизни, воспитание вне семьи.

Сочетание отдельных параметров, характеризующих взаимоотношения родителей с детьми, позволяет выделить отдельные воспитательные стили родителей. Д.Баумринд, например, описывает следующие модели родительского поведения: модель авторитетного родительского контроля; властная модель родительского поведения; снисходительная модель родительского поведения [46, с. 135].

G.H. Elder также берет за основу критерий контроля и выделяет такие стили (модели) родительского воспитания: автократичный, авторитарный, демократичный, равноправный, разрешительный, безудержный и игнорирующий [47].

 А.В.Петровский выделяет тактики воспитания в семье, опираясь на характеристики типов семейных взаимоотношений. И тогда стили воспитания можно рассматривать как предпосылки и, в то же время, как результат этих отношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [31].

Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника.

На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.[22]

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения.

Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника.

Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями. [22, с.23].

 




2020-02-03 241 Обсуждений (0)
Семья и стили семейного воспитания  как факторы формирования и развития самооценки детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семья и стили семейного воспитания  как факторы формирования и развития самооценки детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)