Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обработка результатов исследования



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Обработка результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для реализации поставленных задач нами было проведено исследование родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин.

В процессе выявления стиля воспитания в семье нами были получены следующие результаты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Стили семейного воспитания

Кооперация 35 56%
Авторитарная гиперсоциализация 16 25%
«Маленький неудачник» 2 3%
Симбиоз 5 8%
Принятие-отвержение 5 8%

 

Рисунок 1. Результаты опросника родительского отношения

А. Я. Варга, В. В. Столин.

В исследовании приняли участие родители 63 учащихся. Вопросы опросника не вызывали сложностей, отвечали быстро и легко. Анализ результатов, представленных в диаграмме (см.рис.1) позволяет отметить, что 56% опрошенных семей выбирают демократический стиль воспитания. Этот факт говорит о том, что в современном мире семьи больше уделяют внимания воспитанию ребёнка, его интересам и увлечениям. Авторитарный стиль воспитания предпочитают 25% опрошенных семей, которые уделяют большое значение дисциплине, здоровью и социальному положению ребёнка, но не «слышат» его. В целом можно сказать, что семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Наши выводы, в общем, подтверждаются идеями и исследованиями отечественных ученых (А. В.  Захарова, Е.В Ишматьева., А.И.Липкина и др.).

Менее характерны для родителей стили воспитания принятия-отвержения и «Маленький неудачник». Это говорит о небольшой значимости для родителей желаний и предпочтений самого ребёнка, недоверие к своему ребёнку, как к личности и отсутствие веры в его успех. Таким родителям кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его.

2. Следующим шагом нашего исследования была методика «Рисунок семьи», которая была  проведена с учащимися 3-4 классов (общее количество 63 человека). Результаты методики показали, что есть большое сходство с результатами опросника родительского отношения. Дети в большей степени (59%) выбирают демократический стиль воспитания, что совпадает с результатами их родителей. В  детских рисунках мы видим доброжелательные отношения между членами семьи, о ребенке заботятся, обращают внимание на его проблемы. Авторитарный стиль воспитания выбрали дети (20%), в семьях которых строгая и жесткая дисциплина, часто прослеживаются конфликты.

Анализ результатов методика «Рисунок семьи» позволяет отметить, что понимание стиля воспитания совпадает у детей и их родителей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если родители отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.

3. Для реализации поставленных задач нами было проведено исследование уровня самооценки младших школьников по методике А. И. Липкиной «Три оценки».

В процессе исследования нами были получены следующие результаты (см. таблицу 2).

Таблица 2

Уровень самооценки младших школьников

Завышенная самооценка 11 17%
Адекватная самооценка 42 65%
Заниженная самооценка 12 18%

 

Рисунок 2. Профиль самооценки детей младшего школьного возраста

Анализируя диаграмму (см.рис.2) можно сказать о том, что школьникам данной выборки наиболее характерна адекватная самооценка (65%), что говорит о объективном восприятии себя и своих возможностей. Дети этой группы характери­зуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориен­тируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля. Вторую позицию в определении уровня самооценки занимают дети с заниженной самооценкой (18%), для которых определяющим является то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления загля­нуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустой­чиво, самооценка занижена, т. е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы. Третью позицию занимает завышенная самооценка (17%), что примерно равно количеству детей с заниженной самооценкой. У таких детей нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Число осознаваемых ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Кроме того, они требуют особого руководства по формированию навыков само­контроля.

В помощь родителям были подобраны игры для формирования и поддержки адекватной самооценки младших школьников (см. Приложение № 6).

4. Далее мы исследовали самооценку личности по методику Дембо – Рубинштейна. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Самооценка личности

  Высокий Средний Низкий
здоровье 3 10 -
ум, способности 2 5 1
характер 1 7 1
уверенность в себе 2 6 3
авторитет у сверстников 3 4 1
умение многое делать своими руками, умелые ру­ки 2 3 2
внешность 1 4 2
Количество детей 14 39 10
Процентное соотношение 22% 62% 16%

 

Рисунок 3. Профиль самооценки личности.

Анализируя данные, представленные в диаграмме (см.рис.3) можно сказать, что полученные данные, в общем, совпадают с уровнем самооценки детей полученным по методике А. И. Липкиной «Три оценки». Это говорит о достоверности и объективности результатов.

Дети, имеющие среднюю самооценку (62%), активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это – оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Низкая самооценка проявляется реже (16%). Характерной особенностью детей с низкой самооценкой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нор­мальному развитию детей с низкой самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи.Очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки.

Дети с высокой самооценкой (22%) переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неус­пеха продолжают настаивать на своем или тут же переключа­ются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижно­сти. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

На основе проведенного исследования нами были составлены советы родителям, заинтересованным в формировании правильной самооценки своих детей (см. Приложение № 7).

 




2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Обработка результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обработка результатов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)