Организация и процедура исследования.
Объект исследования – младшие школьники в семьях разного стиля воспитания. Предмет исследования – самооценка младших школьников из семей с разным стилем воспитания. Цель исследования– выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста в семьях с разным стилем воспитания. Гипотеза исследования – самооценка младших школьников из семей с разным стилем воспитания будут отличаться. Проверка этой гипотезы требует решения следующих задач: - теоретический анализ проблемы самооценки в психологии; - теоретический анализ особенностей младшего школьного возраста, самооценки и личностных характеристик; - теоретический анализ подходов к описанию стилей семейного воспитания в психологии; - выявления особенностей самооценки младших школьников в зависимости от стиля воспитания в семье; - проявление связей между самооценкой и стилем семейного воспитания в младшем школьном возрасте; - подбор методов, адекватных целям и задачам исследования. Методы исследования – эмпирический, метод познания (теоретический), диагностический метод, метод математической статистики. Для обработки полученных данных использован математический метод - непараметрический критерий U-Манна-Уитни для 2 независимых выборок. Подсчет осуществлялся в программе SPSS 16,0. Методы и методики – анализ научной литературы по проблеме, наблюдение, беседа, проективная методика «Рисунок семьи» выявления стиля воспитания, тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика А. И. Липкиной «Три оценки» и методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн). Эмпирическая база исследования – СОШ ГОУ СПО «Вёшенский педагогический колледж им. М. А. Шолохова», начальная ступень, учащиеся и родители 3б, 4б классов, всего 126 человек. Анализ результатов исследования представлен в третьем параграфе данной главы работы. Для подтверждения правильности выдвинутой гипотезы подобраны различные методы и методики исследования. I. Для выявления стиля семейного воспитания выбран тест–опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин (Приложение №1). Этот опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Тест состоит из утверждений, с которыми родитель может согласиться или опровергнуть. Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам и интерпретируются как: 1. принятие – отвержение; 2. социальная желательность; 3. симбиоз 4. авторитарная гиперсоциализация; 5. инфантилизация. Данный тест был проведен с родителями 3б, 4б классов (56 респондентов) СОШ ГОУ СПО «Вешений педагогический колледж им. М. А. Шолохова». Так же для выявления стиля семейного воспитания с детьми проведена проективная методика «Рисунок семьи» (Приложение № 2). Данный тест был проведен с детьми 3б, 4б классов (56 респондентов) СОШ ГОУ СПО «Вешений педагогический колледж им. М. А. Шолохова». II. Для выявления особенностей самооценки детей младшего школьного возраста использовано 2 методики: методика А. И. Липкиной «Три оценки» и методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн). Для изучения самооценки мы использовали методику А.И. Липкиной «Три оценки» (Приложение № 3). Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы: 1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным? 2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит? 3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают? Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям: – совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя; – характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы; б) любая другая аргументация. – устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы. Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо-С. Рубинштейн (Приложение № 4) основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Высота самооценки определялась с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале равняется 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывался средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5. Методики были проведены с детьми 2-3 классов (56 респондентов) СОШ ГОУ СПО «Вешений педагогический колледж им. М. А. Шолохова».
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |