Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов исследования



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




С целью проверки нашей гипотезы была составлена сводная таблица, в которой представлены результаты диагностики (см. Приложение № 5). В ходе наших исследований мы определили, что для родителей младших школьников в целом характерно преобладание демократического стиля воспитания. Вторую позицию занимает авторитарный стиль воспитания. Менее характерны для родителей позиции «принятия-отвержения» и «маленький неудачник». Так как количество этих родителей незначительно в общей выборке, то в анализе стилей семейного воспитания не учитывается.

Что касается уровня самооценки, то проведенные исследования показали, что у учащихся младшего школьного возраста доминирует адекватная самооценка. При их сопоставлении с результатами теста-опросника родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и  проективной методики «Рисунок семьи» выясняется, что развитие самооценки младших школьников зависит от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные – это семьи с демократическим стилем воспитания. Таких детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженной или завышенной самооценкой растут в семьях, где с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни, то есть это семьи с авторитарным стилем воспитания.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Итак, представления о себе в младшем школьном возрасте фор­мируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми и прежде всего в семье. Самооценка ребенка зависит от стиля воспитания, что и подтверждают гипотезу исследования.

С целью проверки гипотезы исследования на статистическом уровне, мы провели статистический анализ данных. Для этого экспериментальную группу мы разбили на 5 групп в соответствии с преобладающими стилями воспитания: 1 группа - принятие-отвержение; 2 группа – симбиоз; 3 группа – кооперация; 4 группа – авторитарный; 5 группа – «маленький неудачник». Эти группы необходимо сравнить попарно друг с другом на предмет выраженности низкой, адекватной или высокой самооценки младших школьников. Для статистической проверки был использован метод сравнения групп критерий U-Манна-Уитни, который определяет достоверные различия, направления между двумя группами [52]. Результаты подсчета значимости различий отражены в таблице (таблица 3).

 

Таблица 3.

Показатели значимости различий

Стили воспитания Асимп.знч. (двухстор.) Уровень значимости α
1. Принятие-отвержение/ Кооперация 0,0001 0,01
2. Кооперация/симбиоз 0,0001 0,01
3. Кооперация/ «маленький неудачник» 0,015 0,01
4. Симбиоз/ «маленький неудачник» 0,042 0,05
5. Принятие-отвержение/«маленький неудачник» 0,042 0,05
6. Симбиоз/авторитарный 0,012 0,05

 

Из таблицы следует, что обнаружены значимые различия по выраженности самооценки младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания: принятие-отвержение – кооперация (0,0001, при α 0,01), кооперация – симбиоз (0,0001, при α 0,01), кооперация – «маленький неудачник» (0,015, при α 0,01), симбиоз/ «маленький неудачник» (0,042, при α=0,05), принятие-отвержение – «маленький неудачник» (0,042, при α=0,05), симбиоз – авторитарный (0,012, при α=0,05).

Таким образом, статистический анализ данных вывил наличие значимости различий в самооценке младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания, что говорит о том, что наша гипотеза подтверждается и на статистическом уровне.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе была проанализирована связь самооценки младших школьников и стиля семейного воспитания. Данная работа объединяет в себе две предметные области – стиль воспитания в семье и самооценка детей младшего школьного возраста. Проблемой стиля воспитания занимались Е.В. Ишматьева, А.И. Липкина, А.В. Захарова и др.

Проблема самооценки личности рассматривается отечественными психологами, как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания (Н.А.Менчинская,  А.И.Липкиной,  Л.И.Божович,  М.И. Лисина,  Л.В.Бороздиной, И.С.Кон, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконина). Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. (З.Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, У.Джемс, Т. Шибутани, Бернс Р., Х.Ремшмидт).

Анализ литературы по заданной проблеме показал, что в отечественной и зарубежной литературе недостаточно предоставлено работ по изучению непосредственной взаимосвязи самооценки младшего школьника от стиля семейного воспитания.

 Самооценка личности, основываясь на представлении индивида о самом себе, формирует ядро личности в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Представления о себе в младшем школьном возрасте фор­мируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми в первую очередь родителей.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в формировании самооценки основную, долговременную и важнейшую роль. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. Это характеризует демократический стиль воспитания в семье.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

В семье с авторитарным стилем воспитания родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то он как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, у ребенка формируется заниженная самооценка, он не уверен в родителях, не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

В моей работе мною рассмотрена проблема особенностей самооценки детей младшего школьного возраста. Так же я изучила различные стили семейного воспитания. Проанализировав литературу по данным вопросам, мною был сделан вывод, что стиль семьи влияет на особенности самооценки младших школьников.

Ссылаясь на выводы, сделанные при исследовании можно утверждать, что самооценка младших школьников из семей с разным стилем воспитания отличаются.

В ходе наших исследований мы определили, что для родителей младших школьников в целом характерно преобладание демократического стиля воспитания. Вторую позицию занимает авторитарный стиль воспитания.

При сопоставлении результатов полученных в ходе практического исследования выяснилось, что развитие самооценки младших школьников зависит от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные – это семьи с демократическим стилем воспитания.

Дети с заниженной или завышенной самооценкой растут в семьях, где с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, не ожидают от них успехов в школе и в дальнейшей жизни, то есть это семьи с авторитарным стилем воспитания.

Гипотеза о том, что представления о себе в младшем школьном возрасте фор­мируется в процессе оценочной деятельности самого ребенка, а так же в процессе его общения в семье подтвердилась. Самооценка ребенка зависит от стиля воспитания, что и подтверждают гипотезу исследования.

Можно утверждать, что гармонизация детско-родительских отношений является одним из приоритетных направлений социально-педагогической деятельности по созданию благоприятных условий успешного развития самооценки ребёнка и укрепления воспитательного потенциала семьи.

 




2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)