Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самооценка личности как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Самооценка личности как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИО САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ

 

 

специальность: 050706 «Педагогика и психология»

 

Исполнитель:

студентка 6 курса ОЗО

факультета педагогики и

практической психологии

отделения психологического

образования

Чихута Евгения Ивановна

 

Научный руководитель:

к.пс.н., ст. преп. кафедры

психологии образования

Корсун Инна Викторовна

 

 

Ростов-на-Дону

2010 г.

Содержание

Введение                                                                                                                  3

ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Самооценка личности как предмет изучения отечественной, и зарубежной психологии                                                               5

1.2. Общая характеристика младшего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода                         14

1.3. Семья и стили семейного воспитания как факторы формирования и развития самооценки детей младшего школьного возраста                                                                   22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ

2.1.Организация и процедура исследования                                    36

2.2. Обработка результатов исследования                                           39

2.3. Анализ результатов исследования                                                  46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                      52

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                 56
ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема самооценки младших школьников традиционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологической помощи детям. В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постепенное увеличение числа детей, испытывающих трудности самооценки, в адаптации к школе и социальному окружению.

Современное развитие образования в нашей стране ориентировано на тесную взаимосвязь с семьёй, особенно на начальном этапе обучения. В этих условиях важное значение сохраняют вопросы изучения семьи ребёнка и особенностей воспитания в ней. Несомненно, особенности самооценки младших школьников напрямую зависят от стиля воспитания в семье.

Практическая значимость проблемы изучения особенностей самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания и недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы определяет актуальностьтемы данного исследования. Результаты практической части моей дипломной работы могут быть использованы в профессиональной работе школьных психологов, учителей начальных классов, в беседах с родителями учащихся.

Объект – младшие школьники в семьях разного стилем воспитания.

Предмет – самооценка младших школьников из семей с разным стилем воспитания.

Цель– выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста в семьях с разным стилем воспитания.

В соответствии с целью исследования определены следующие основные задачи:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

2. Исследовать особенности самооценки у детей младшего школьного возраста.

3. Изучить влияние семьи на особенности самооценки у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза – самооценка младших школьников из семей с разным стилем воспитания будет отличаться.

Методологическая основа работы – теоретические работы по проблеме самооценки младшихшкольников, теоретические работы по проблеме стилейвоспитания в семьях.

Методы и методики – анализ научной литературы по проблеме, наблюдение, беседа, проективная методика «Рисунок семьи» выявления стиля воспитания, тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика А. И. Липкиной «Три оценки» и методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).

Эмпирическая база исследования – СОШ ГОУ СПО «Вёшенский педагогический колледж им. М. А. Шолохова», начальная ступень, учащиеся и родители 3б, 4б классов, всего 78 человек.

Научная новизна заключается в выявлении особенностей самооценки у современных младших школьников из семей с разным стилем воспитания.

Практическая значимость – полученные эмпирические данные могут быть использованы в профессиональной деятельности школьных психологов ,в консультативной и психокоррекционной работе, в деятельности учителей начальных классов при организации бесед с родителями учащихся по проблемам самооценки и её развитии.

Теоретическая значимость – материал моей работы может стать основой для дальнейшего исследования.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка литературы (52 источника)


ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Самооценка личности как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии

 

К проблеме самооценки обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира.

Н.А.Менчинская подчеркивала, что в учебной деятельности каждого школьника самооценка играет большую роль. Как один из «…важных личностных параметров умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности» [26, с.150].

Исследования, проводившиеся А.И.Липкиной под руководством Н.А.Менчинской, показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и на результате учебной деятельности. Возможно повышение самооценки школьника, когда она была занижена в результате длительных учебных неудач путем целенаправленного изменения с помощью педагога «социальной позиции» ученика в коллективе класса.

Формирование самооценки на протяжении раннего и дошкольного детства, отмечала Л.И.Божович, происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего же школьника именно учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А «…на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний». [8, с.176]. Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки.

М.И. Лисина писала, что «аффективную часть образа, абстрагированную от знания, мы называем самооценкой ребенка. А когнитивную часть предпочитаем именовать представлением ребенка о себе, чтобы подчеркнуть ее связь по происхождению и по природе с познавательными процессами индивида» [21, с.26]. Также придерживалась мнения, что общую самооценку нужно характеризовать не количественно (насколько она высока), а качественно — каков ее состав и окраска (положительная — отрицательная, полная — неполная и т. д.). Конкретная самооценка выражает отношение ребенка к успеху своего отдельного, частного действия.

Самосознанию и самооценке в частности много внимания уделял И.С.Кон. Описывая изменения, происходящие в юношеском возрасте, ученый отмечал, что перестройка самосознания в подростковом и юношеском возрасте, связанная с открытием своего внутреннего мира, появлением новых контекстов и углов зрения, под которыми индивид себя рассматривает, оказывает значительное влияние на самооценку. Это объясняется еще и переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.

Самооценка также служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается: самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний[18, с.84].

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих  возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её.

Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности [9, с.21]. Эксперименты последних лет раскрывают зависимость уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида. Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой самооценки к низкой. Т. е. констатируют присутствие обратной зависимости величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь определенно вообще подтвердить не удалось. [10, с.37].Анализ соотношения этих трех элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и притязаний, а формируется как реакция на это расхождение.

Длительное рассогласование между самооценки и уровня притязаний — это ситуация, при которой человек сам с собой не в ладу, ситуация пролонгированного внутриличностного конфликта, иногда весьма острого. Попытка выровнять его “прыжком” не всегда срабатывает, частые же, но неудачные “прыжки” способны увеличить корректируемую дистанцию, а хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего патогенного фактора, соотносимого ряду психосоматических заболеваний.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [2, с.68].

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [49, с.99].

Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я» [42, с.67].

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.

В западной психологии к изучению самооценки обращали взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса (1890) представление об актуализации идеального – Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

                          успех

Самооценка = ----------------------------------

                        Притязания

Т. Шибутани пишет о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».[46,с.220] Понятие самооценки было детально исследовано Р.Бернсом. Ученый рассматривал самооценку в составе системы, известной как «Я–концепции личности». По мнению Бернса Я–концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. [7, с.30].

Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

 Я–концепция:

- познавательная, описательная (образ Я) и

- эмоциональная, оценивающая (самооценка)

– поведенческая (реакцией на эти составляющие является поведение (действия) индивидуума).

Я–концепция рассматривается как динамическая совокупность личностных установок, направленных на саму личность. Самооценка не застывшее образование, она постоянно меняется, поскольку и сама личность изменяется, меняются ее представления о себе и отношение к себе.

Так как образов Я очень много (реальное, идеальное, зеркальное и др.), считается, что высокая степень совпадения реального-Я с идеальным-Я есть важный показатель психического здоровья и высокой самооценки. При формировании самооценки важно, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности существенно влияют на формирование самооценки: чем больше достижения, тем выше самооценка.

Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами, что позволяет больше внимания уделять окружающему миру.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше, чем у их сверстников, что объясняется настойчивым подчеркиванием родителями ценности стремления к совершенству. Они ориентируют ребенка на определенные стандарты, создают обратную связь в виде своих оценочных суждений и указывают ему на необходимые средства для достижения большего успеха. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Дети с высокой самооценкой ставят более высокие цели и добиваются успеха. Ожидания родителей (или отсутствие таковых) является важным фактором, направляющим развитие ребенка по определенному руслу, что особенно проявляется в школе в виде «реализующего пророчества».

У единственного ребенка в семье самооценка в среднем выше, чем у детей в многодетных семьях. Но мальчики, растущие в семье, где все остальные дети – девочки, имеют высокую самооценку.

Бернс считает, что семейные взаимоотношения значительнее влияют на формирование Я-концепции, чем классовая, религиозная и этническая принадлежность. Хотя Розенберг в книге «Общество и образ Я в юношеском возрасте»(1965) писал, что у мальчиков из высших и средних классов самооценка выше приблизительно на 19%, чем у мальчиков из семей рабочих. У девочек всего на 6% [7, с.126].

Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивные образ Я и самооценку и наоборот. В исследовании Кирхнера и Вондрека (1975) показано, что в качестве источников самооценки наиболее часто, чаще, чем родители, называются друзья, братья и сестры, что говорит об исключительно большом влиянии сверстников на развитие представления о себе у детей. А в подростковом возрасте именно группа сверстников, а не семья выступает в качестве основного источника обратной связи. Дети, у которых есть близкий друг, обладают более высокой самооценкой, чем те, у которых такого друга нет. (Маннарино, 1978) [7, с.130].

Марчиа (1967) в своих исследованиях обнаружил, что в группе студентов, достигших идентичности, самооценка является выше, чем у представителей других категорий (неопределенность идентичности, предварительная идентичность, стадия кризиса). Интересные выводы были сделаны учеными (Симмонс и супруги Розенберг, 1973), исследовавшими образы Я и самооценку : у младших подростков (12-14 лет) уровень самооценки оказался сниженным по сравнению с детьми 8-11 лет. Они считают причиной этого пубертат и переход в среднюю школу (7-ой класс). А также то, что более старшим детям присущи больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств, статуса родителей и прочего. Ученые считают, что не происходит существенных изменений в Я-концепции в интервале 12-18 годов (Инджел, 1959;Монг,1973). Как показал анализ (Эллис, Гехмен, Катценмайер, 1980), если вначале самовосприятие регулируется с помощью внешних стандартов достижений (13-15 лет), то с возрастом основой регуляции становятся стандарты внутренние (17-18 лет). Роль значимых других несколько снижается.( Р.Бернс, 1986).

Немецкий психиатр Х.Ремшмидт пишет о Я-концепции как о динамической психологической величине, зависящей от изменений социального окружения и общественных отношений. Развивается под влиянием первичного опыта социализации в семье, в дальнейшем все большее значение приобретают внесемейные факторы. Я-концепция — результат взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных влияний в ходе развития. Это основа чувства самоценности, весьма важного для формирования поведения человека и восприятия им собственного положения в обществе. 

Так Я-концепция у плохих учеников значительно менее благоприятна, чем у хороших. У молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В последних работах влияние школьных успехов на Я-концепцию прослеживается менее четко. Молодые люди могут, по-видимому, снижать субъективное значение школьных успехов, компенсируя уровень самооценки в среде сверстников.

Можно считать установленным, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. [34, с.94].

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Тут существуют параллели как с хронологическим возрастом, так и с независимым от него напрямую процессом созревания. В то время как между отношением к половой зрелости, эмансипацией и хронологическим возрастом наблюдается явная взаимозависимость, у подростков с замедленным половым созреванием существует четкая связь неблагоприятной Я-концепции (ощущение отверженности, негативизм по отношению к родителям, чувство зависимости) именно с этой задержкой, но не с хронологическим возрастом. Подтвердились данные о более позитивной Я-концепции акселератов.




2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Самооценка личности как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самооценка личности как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)