Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о словообразовании. Способы современного русского словообразования



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
Понятие о словообразовании. Способы современного русского словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие словарного состава языка происходит за счет появления новых слов и значений. Именно лексика как самый «подвижный» уровень языка отражает все многообразие жизни народа и изменения, происходящие в различных сферах его жизни. Одним из путей развития словарного состава языка выступает словообразование.

Е. С. Кубрякова определяет словообразование как постоянный «процесс образования слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств» [8, с. 467]. Словообразование признается основным способом пополнения словарного запаса языка.

Новые наименования, возникающие в языке, в словообразовании называются производными. Они образуются от производящих основ, т.е. основ слов, уже существующих в данном языке. В результате производные слова имеют вторичный характер, поскольку их формальная и семантическая зависимость от исходных слов оказывается ярко выраженной. На базе семантической выводимости, которая основывается на формальной выводимости одной единицы из другой, выделяется главный признак производного слова – мотивированность. При словообразовании единицы, выступающие в качестве источника номинации, являются мотивирующими, а производные от них слова – мотивированными [11, с. 40].

Под производным словом в самом широком смысле Е. С. Кубряковой понимается «любая вторичная, т.е. обусловленная другим знаком или совокупностью знаков единица номинации со статусом слова независимо от структурной простоты или сложности последнего» [7, с. 5].

В словообразовательных процессах участвуют следующие единицы: слово, словосочетание, предложение, словообразовательный аффикс (суффикс, префикс), связанная производящая основа, уникальная производящая основа, соединительный элемент (факультативно). При образовании новых лексических единиц используются разнообразные комбинационные возможности выделенных единиц [1, с. 35].

Важным понятием теории словообразования является понятие словообразовательной производности, по которой понимается свойство слова члениться на непосредственно составляющие элементы: производящую базу (основу) и словообразовательный формант [9, с. 196].

К производным основам относятся не только те, рядом с которыми имеются формально и семантически соотносимые с ними производящие основы, но и слова, мотивированные только формально, морфологически. К ним относятся семантически демотивированные производные, в т.ч. с уникальными производящими основами [1, с. 87].

Для установления между словами отношений морфолого-семантической мотивации необходимо, чтобы они одновременно обладали общими элементами в значении и форме. Значения мотивированных слов могут быть выведены из значений их непосредственно составляющих элементов.

Основной единицей теории словообразования признается словообразовательная конструкция, под которой следует понимать «комплекс различных морфем, рассматриваемый как одно слово» [1, с. 31]. Словообразовательными конструкциями являются традиционно выделяемые сложные (кофемашина), суффиксальные (словник) и префиксальные (подъезд, переезд) слова. С точки зрения непосредственно-составляющих элементов словообразовательные конструкции, как правило, являются бинарными, т.е. состоят из двух элементов. Небинарными словообразовательными конструкциями признаются производные слова, образованные без словообразовательной морфемы (при помощи нулевой морфемы) и соотносимые формально и семантически с другими свободными единицами [1, с. 31].

Бинарные словообразовательные конструкции могут состоять только из свободных непосредственно составляющих элементов, из свободной и связанной, только из связанных. Особенностью связанного непосредственно составляющего элемента по сравнению со свободным является то, что он способен функционировать только в сочетании с другими элементами, но не в свободном употреблении. Связанными признаются, прежде всего, словообразовательные морфемы – аффиксы. Их основной чертой является то, что они не встречаются в языке в свободном употреблении, но могут выступать в роли производящей основы для слов разной морфологической структуры и части речи.

Если связанные производящие основы встречаются как минимум в двух словообразовательных конструкциях, то т.н. «уникальные производящие основы» входят в состав только одного слова. Они представляют собой изолированными компонентами, более не используемыми для образования новых слов. Слова с уникальными составляющими элементами полностью демотивированы, т.к. их значение невозможно вывести из значений составляющих их компонентов [1, с. 32].

Важным понятием теории словообразования выступает понятие словообразовательной модели. М. Д. Степанова определяет словообразовательную модель как «типовую структуру, обладающую обобщенным лексико-категориальным содержанием и способную наполняться различным лексическим материалом (т.е. разными лексическими основами) при наличии определенных закономерностей сочетаемости ее элементов друг с другом» [15, с. 252].

Исследователь выделяет следующие основные принципы моделирования: «постоянный характер структуры, ее связь со смыслом, ее способность наполняться разным лексическим материалом» [16, с. 151].

Каждая словообразовательная модель соотносится с определенным способом словообразования, который показывает, с помощью какой операции было образовано то или иное слово.

 



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
Понятие о словообразовании. Способы современного русского словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о словообразовании. Способы современного русского словообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)