Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О законах выживания и изобилия



2020-02-04 247 Обсуждений (0)
О законах выживания и изобилия 0.00 из 5.00 0 оценок




САМОАНАЛИЗ

САМОАНАЛИЗ

Важное замечание

При чтении этой книги ни в коем случае не пропускайте слова, которые вы не поняли полностью.

 

Единственная причина, по которой человек бросает учёбу, или запутывается, или не способен учиться, — это то, что он пропустил слово, которое не понял.

 

Замешательство или неспособность усвоить или выучить возникает ПОСЛЕ того, как человек встретил слово, которому он не нашёл определения и которое он не понял.

 

С вами когда-нибудь случалось, что, дойдя до конца страницы, вы осознавали, что не помните, о чём читали? Что ж, где-то раньше на этой странице вы пропустили слово, для которого у вас не было, определения либо было неправильное определение.

 

Вот пример. «Наше внимание привлекли ропаки, ослепительно сверкавшие в лучах восходящего солнца». Смотрите, что получается: вам кажется неясным всё предложение, тогда как на- самом-деле ваше непонимание произошло исключительно от одного слова, которое вы не поняли: «ропак», что значит «льдина, стоящая ребром».

 

Слова, которые вам придётся найти в словаре, необязательно будут новыми или необычными. Часто может оказаться неверным ваше понимание самого простого слова, что и будет причиной замешательства.

 

Эта информация о том, что нельзя пропускать непонятые слова, является наиболее важной во всём обучении. Каждый предмет, который вы начали изучать и бросили, содержал слова, значения которых вы не знали.

 

Поэтому при чтении этой книги ни в коем случае не пропускайте слова, которые вы не вполне понимаете. Если материал кажется запутанным и его никак не удаётся понять, то прямо перед этим местом вы обнаружите непонятое слово. Не спешите двигаться дальше, а вернитесь назад, ДО того места, где у вас начались трудности, найдите непонятое слово и посмотрите его значение в словаре.

 

Определения

 

В помощь читателям наиболее трудные и новые слова вынесены в сноски на тех страницах, где они появились впервые. Другие определения этих слов тоже возможны. Их можно найти в словарях.

 

Глоссарий, включающий значения всех слов, вынесенных в сноски, имеется в конце этой книги.

Тем миллионам горячих поклонников

Тем миллионам горячих поклонников

Дианетики, которые подняли знамя

Душевного здоровья против ветхих

Цитаделей суеверия и стали

Знаменовать собой надежды

Человечества.

 

Не слишком прислушивайтесь к тому, кто

Станет говорить вам, что эта система не будет

Работать. Такой человек не сможет чувствовать

Себя в безопасности, если люди вокруг него станут

Слишком сильными. Мудрый человек проверяет,

Прежде чем говорить. А критик лишь следует

Преходящие моде циничного, и проникнутого

Апатией века. У вас есть право на своё

Собственное мнение. Работает данная система

Или нет — вы увидите по собственному опыту.

Никаким авторитетам во всём христианском

Мире неподвластно изменить законы природы.

Введение

«Самоанализ» не может воскресить мёртвого.

«Самоанализ» не приведёт к тому, что опустеют психиатрические лечебницы или прекратится война. Это задачи дианетического одитора1 и специалиста, применяющего методы Дианетики при работе с группами.

 

Но с помощью «Самоанализа» вы переживёте самое интересное приключение в вашей жизни. Это приключение — вы сами.

 

Насколько вы эффективны? Каковы ваши потенциальные возможности? Насколько лучше вы можете стать? По существу, ваши намерения в отношении самого себя и ваших ближних хорошие. А ваши потенциальные возможности, хотя они иногда и затуманиваются не столь уж бледным налётом негативного опыта, в сущности, намного больше, чем кто-либо когда-либо позволял вам поверить.

 

Возьмём, например, вашу память. Это лишь малая часть всего того ценного, чем вы обладаете. Совершенна ли она? Можете ли вы по своему желанию вспомнить всё, что когда-либо узнали или услышали: каждый телефонный номер, каждое имя? Если нет, то, как видите, у вас есть возможность кое-что усовершенствовать. Кто-то, едва взглянув на страницу с названием этой книги, может предположить, что «Самоанализ» просто-напросто улучшает память. Это всё равно что сказать: единственное, что поезд может делать, — это приходить по расписанию. Он делает гораздо больше. Но память — это то, с чего всё начинается. Если бы ваша память была столь же точной, как компьютерная индексная2 система фирмы IВМ3 на перфокартах4, и даже работала ещё быстрее, вы были бы более эффективным и чувствовали себя более комфортно, и, определённо, вам больше не пришлось бы делать письменные заметки. Конечно, вы, скорее всего, не будете слишком довольны вашей памятью на те вещи, которые вы изучили и которые вам нужны.

 

Но есть множество вещей столь же важных, как и память, Например, скорость вашей реакции. Большинство людей в чрезвычайных обстоятельствах реагирует слишком медленно. Скажем, вам требуется полсекунды, чтобы отдернуть руку от раскалённой плиты. Это во много-много раз дольше того времени, в течение которого такой контакт допустим.

 

Или скажем, вам требуется треть секунды, чтобы увидеть, как движущийся перед вами автомобиль останавливается, и нажать на тормоза своего автомобиля. Это слишком долго. Масса несчастных случаев происходит из- за медленной реакции.

 

У атлета скорость реакции — непосредственный показатель его спортивного потенциала. Таким образом, способность быстро реагировать помогает человеку во многих отношениях.

 

«Самоанализ» увеличивает скорость реакции. Можно проделать такую хитрую штуку. Возьмите не согнутую бумажную купюру. Пусть кто-нибудь держит её вертикально над вашей рукой. Нижний край купюры должен находиться чуть выше промежутка между вашими большим и указательным пальцами. Теперь пусть ваш друг отпустит купюру. Вы должны постараться поймать её большим и указательным пальцами. Купюра скользнула ниже пальцев, и вы поймали воздух? Это очень медленная реакция. Вы поймали купюру за верхний край, когда она уже почти пролетела? Слишком, слишком медленно. Вам удалось поймать купюру за середину? Посредственно. Или вы поймали её за нижний край ещё до того, как она начала по- настоящему падать? Именно так и должно быть. Несчастных случаев было бы меньше, а общий уровень алёртности5 был бы выше. Если только у вас нет реального физического повреждения руки, «Самоанализ» сделает вас более ловким при выполнении этого.

 

Трудно ли вам заснуть или встать с постели? Часто ли вы чувствуете себя немного усталым? Что ж, это поправимо.

 

А что касается заболеваний, которые называют пcиxocoмaтичecкими6 — синусита7, аллергий, некоторых сердечных недомоганий, «странных» болей, плохого зрения, артрита8 и т. д. и т. п., до семидесяти процентов болезней человека, — то здесь «Самоанализ» должен помочь в заметной степени.

 

Кроме того, если рассмотреть такой вопрос: насколько молодо вы можете выглядеть, то здесь «Самоанализ» может привести к существенным переменам.

 

И наконец, если взять очень простую человеческую способность — быть счастливым и испытывать удовольствие, то здесь «Самоанализ» даёт блестящий результат, поскольку он обычно достаточно быстро может поднять ваш тон9, и тогда даже вы согласитесь с тем, что дела могут обстоять хорошо.

 

Кумир моего детства, художник Чарльз Рассел10, как-то раз описал одно зелье: «Оно даже зайца заставит плюнуть в глаз волку». Возможно, «Самоанализ» не всегда производит подобный эффект, но такое происходит достаточно часто, чтобы считать это обычным явлением. Безусловно, у того, кто занимается по «Самоанализу», часто бывает такой период, и это вызывает большую тревогу у его друзей. «Самоанализ» на самом деле производит действие, подобное описанному в песне:

 

И парня того могу победить,

И девушке той поцелуй подарить,

И дикую лошадь могу оседлать.

Заставить её подо мною скакать…

 

Мораль и предостережение: не выбирайте слишком большого волка. По крайней мере до тех пор, пока не позанимаетесь «Самоанализом» некоторое время и не обретёте снова более или менее объективный взгляд на вещи.

Короче говоря, это — приключение. Насколько лучше вы можете стать?

 

В немалой степени это зависит от того, насколько высок ваш потенциал. Но будьте уверены: он гораздо выше, чем вы когда-либо предполагали. И вне всякого сомнения, он выше, чем вам когда-либо могли сказать ваши друзья.

 

Пожалуйста, не падайте духом, если обнаружите, что находитесь довольно низко на таблице самооценки, которая приводится в книге. Не всё потеряно. Глава «Процессинг»11 поможет вам подняться достаточно быстро, если вы будете продолжать заниматься.

 

И не удивляйтесь, если при работе с этой главой вы внезапно почувствуете себя не комфортно. Будьте готовы к тому, что время от времени такое может случаться. Просто продолжайте работать. Если это будет проявляться слишком сильно, просто обратитесь к разделу под названием «Если, вспоминая что-либо, вы получили неприятные ощущения» (стр. 257), выберите нужный список и несколько раз ответьте на предложенные в нём вопросы — очень скоро вы должны почувствовать себя лучше.

 

Всё, что я хочу вам сказать: приключения скучны, если в них внезапно не появляется немного острых ощущений, и они не заставят себя ждать — иной раз их будет даже слишком много.

 

И когда вы подойдёте к финишной черте, вы будете довольно много знать о себе.

 

Ответственность за всё, что вы будете делать, ложится на вас самих. Столь мощные средства, как эти процессы, время от времени могут вызывать «взрыв». Если вы достаточно уравновешенны, то никакой реальной опасности нет. Но не буду вводить вас в заблуждение. Человек может сойти с ума, просто читая эту книгу, Если вы увидите, что кто-то, кто не настолько уравновешен, как ему кажется, занимается по «Самоанализу», уговорите его прекратить это занятие. Если он едва переносит куриный бульончик для ума, то у него нет никакого права есть на обед сырое мясо. Направьте его к дианетическому oдитopy12 и даже если у этого человека произойдёт «сдвиг по фазе», дианетический одитор сможет привести его в порядок, просто пошлите за одитором.

 

Итак, не пытайтесь вывести себя из «заблуждения», что «Самоанализ» может привести неуравновешенного человека в состояние помешательства.

 

Здесь мы имеем дело с тем, что лежит в основе психических расстройств у людей. Хотя это и не объяснено в данной книге, это можно найти в стандартных работах по Дианетике. Как бы то ни было, «Самоанализ» едва ли может вызвать столько умопомешательств за год, сколько вызывают бланки налоговой декларации, которые присылает наше старательное, хотя и несколько твердолобое, правительство.

 

Теперь перейдём к деталям. На странице 81 вы найдёте тесты. Вы можете выполнить первый из них. Он даст вам цифру, которая укажет ваше положение на таблице. Не вините меня, если оно будет невысоким. Вините своих родителей или классного руководителя.

 

Затем, вероятно, у вас появится интерес к тому, чтобы прочесть эту книгу. Возможно, она заставит вас взглянуть на вещи по-новому. Я сожалею, если она слишком проста для учёного мужа, или слишком сложна, или что-нибудь ещё в этом роде. Это всего лишь попытка изложить доступным языком несколько идей о разуме13 основанных на большом количестве технического материала Дианетики. При этом я сделал текст более приятным для чтения. Процессинг будет идти успешнее, если вы прочтёте этот текст.

 

Глава «Процессинг» состоит из множества частей. Вы можете прорабатывать все эти части одну за другой или же повторять каждую снова и снова до тех пор, пока не почувствуете, что достаточно исследовали данный аспект своей жизни. В любом случае вы пройдёте через каждый раздел не один раз.

 

В этом вам поможет двусторонний диск, прилагаемый к книге. Указания по его использованию находятся на самом диске.

 

Итак, вы готовы приступить к путешествию по собственной жизни. Это интересное приключение для каждого. Я приложил все силы, чтобы сделать его более лёгким. Но не будьте слишком строги ко мне, если сядете на мель какой-нибудь давно затерянной реки и вас съедят каннибалы или ингрaммы14. Последняя глава поможет вам выбраться оттуда. Или по крайней мере, тому, что от вас останется.

 

Однако не поддавайтесь малодушию и не ослабляйте усилий, когда столкнётесь с трудностями. Прекратить заниматься легко. Но в таком случае вы уже никогда не узнаете, кто же вы такой на самом деле.

 

Вы решили идти до конца? Вы — отважный человек. Я восхищаюсь вами.

 

И да не останьтесь таким, каким вы были прежде.

 

Л. Рон Хаббард

О познании себя

Друг ли вы самому себе?

 

Возможно, ваш друг, которым вы больше всего пренебрегаете, — это вы сами. И всё же каждый человек, прежде чем он сможет стать настоящим другом миру, сначала должен стать другом самому себе.

 

В этом обществе, где в многолюдных городах и деловых центрах процветают аберрации1, мало найдётся людей, которые не подверглись воздействию повсеместно проводимой кампании, цель которой — убедить их в том, что их значимость гораздо меньше, чем они полагают.

Если бы кто-то позволил себе высказать в адрес ваших друзей то, что намёками говорится о вас, то вы набросились бы на него с кулаками. Настало время вступиться за самого лучшего друга, которого вы когда-либо сможете иметь: за самого себя.

 

Первый шаг на пути к тому, чтобы завязать эту дружбу, — это узнать, кто вы такой, и кем вы могли бы стать. «Познай себя» — сказал древний грек. До недавнего времени не было возможности достаточно хорошо познать самого себя. Научного знания о поведении человека не хватало. Но атомная физикa2 открывая человеку новые знания, раскрыла также общие характеристики жизненной энергии, а это позволяет узнать многое из того, о чём раньше и не подозревали. Вам нет необходимости знать атомную физику, чтобы познать себя, но вам нужно знать кое-что о видимой цели жизни вообще и о собственных целях в частности.

 

В одной из последующих глав есть вопросы, ответив на которые, вы лучше осознаете свои способности: каковы они есть и какими они могут стать; и не впадайте в заблуждение — дни могут увеличиться до такой степени, что превзойдут все ваши ожидания.

 

Теперь давайте поговорим о цели жизни вообще. Зная её, мы можем в какой-то мере понять основные законы, которые движут нашими стремлениями и поступками.

 

Все проблемы, в сущности, просты, если только вы знаете тот ответ, который лежит в основе всего. Жизнь также не выходит за рамки этого правила. Тысячелетиями люди стремились узнать, какие движущие силы лежат в основе существования. И в этот просвещённый век, когда исследование вселенных уже раскрыло достаточно тайн, чтобы у нас появились атомные бомбы, мы смогли провести исследования и найти фундаментальный закон жизни. Что бы вы сделали, если бы у вас был этот фундаментальный закон? Насколько легко вы бы поняли тогда все головоломки, загадки и сложности, связанные с личностью человека и его поведением? Вы могли бы понять фокусников и президентов банков, полковников и кули3 королей, кошек и грузчиков угля, и что гораздо важнее, вы смогли бы без труда предсказать, что они будут делать в конкретных обстоятельствах любого рода, и вы бы не строили догадок, а с поистине дьявольской точностью и уверенностью знали, что ожидать от любого человека.

 

«Вначале было Слово» — но что это было за слово? Какой фундаментальный принцип оно описывало? Что понял бы человек, если бы знал это слово?

 

Однажды в древние времена один персидский царь потратил много сил, чтобы узнать это слово. Он попытался найти его, приказав своим мудрецам извлечь самую суть из всего знания мира.

 

По его приказу все написанные к тому времени книги, какие только можно было найти, были собраны в огромную библиотеку. Книги доставлялись в тот древний город караванами. И мудрые люди того времени работали годами, чтобы вместить каждую крупицу существовавшего тогда знания в один-единственный том.

 

Но царь хотел, чтобы это главное слово было выражено более чётко. И он заставил своих мудрецов свести этот том к одной странице. А затем заставил их сократить и её до одного предложения. И, наконец, спустя ещё многие годы исследований, его философы получили это единственное слово — формулу, способную разрешить все загадки.

 

Однако тот город был уничтожен во время войны, и слово было утрачено.

 

Что же это было за слово? Несомненно, оно было дороже всех сокровищ Персии: ведь оно давало возможность понять человека. И сейчас, спустя две тысячи лет, опираясь на исследования атомных и молекулярных явлений, мы снова можем сделать предположение, что это было за слово. И использовать его. Использовать, чтобы познать самих себя. Чтобы предсказывать поведение других людей.

О законах выживания и изобилия

Динамический1 принцип существования таков: «Выживай!»

 

На первый взгляд это может показаться слишком элементарным. Это может показаться слишком простым. Но когда мы исследуем это слово, мы обнаруживаем, что с ним связаны определённые вещи, которые позволяют нам проделать с ним некоторые трюки — и узнать то, что никогда до этого не было известно.

 

Знание можно представить в виде пирамиды. Вершиной пирамиды у нас будет простой факт, но в этом факте будет настолько полно отражена вся вселенная, что, зная его, можно будет узнать множество других фактов. Можно вообразить, что, если мы будем опускаться из этой точки вниз, мы будем получать всё большее количество фактов, что отражается в увеличении сечения пирамиды.

 

В какой бы точке мы ни рассматривали эту пирамиду, мы обнаружим, что по мере движения вниз мы будем находить факты, которые будут всё более далеки друг от друга и всё менее и менее связаны между собой. А поднимаясь вверх, мы будем находить всё большую и большую простоту. Наука — это процесс, при котором начинают снизу пирамиды и двигаются вверх в стремлении обнаружить основополагающие факты, которые объясняют те факты, что находятся ниже на пирамиде, — во многом подобно тому, как это делал персидский царь. Можно сказать, что философия — это деятельность по отбору основополагающих фактов и дальнейшему их использованию для объяснения всё большего и большего количества фактов.

 

На вершине этой пирамиды находится «Выживай!».

 

Всё выглядит так, как будто когда-то давным-давно Верховное Существо отдало всей жизни приказ: «Выживай!» Не было сказано ни как выживать, ни даже как долго. Было сказано только: «Выживай!» Противоположностью выживания является гибель. Вот каково наказание за неучастие в выживательной деятельности.

 

Но как быть с такими вещами, как мopaль2 идеалы, любовь? Разве они не выше «просто выживания»? К несчастью или к счастью — нет.

 

Когда человек думает о выживании, он склонен допускать ошибку, подразумевая под выживанием «самое необходимое». Но это не выживание, поскольку в нём нет запаса на случай потери.

 

Инженер, когда строит мост, использует так называемый «запас прочности». Если мост должен выдерживать десять тонн, то инженер строит его так, чтобы он выдерживал пятьдесят. Он делает мост в пять раз прочнее. Тогда у моста есть запас, рассчитанный на износ материалов, перегрузку, внезапную и непредвиденную нагрузку, вызванную стихиями, и любые другие возможные происшествия.

 

В жизни единственной реальной гарантией выживания является изобилие. Фермер, которому, по его расчетам, требуется в год двенадцать бушелей3 зерна на еду, явно снижает свои шансы на выживание, если он сеет такое количество зерна, которое даст ему всего двенадцать бушелей. Фактически, он не сможет выжить, если только кто-то из его соседей не окажется более предусмотрительным. Ведь часть посевов пшеницы будет уничтожена саранчой. Часть погибнет от засухи. Часть побьёт град. Что-то унесёт сборщик налогов. И к тому же, где этот фермер возьмет зерно для посева, если он намерен потратить на еду всё, что он выращивает?

 

Нет, фермеру, который знает, что он съест двенадцать бушелей пшеницы в будущем году, лучше посеять столько пшеницы, сколько нужно, чтобы получить сто бушелей. Тогда саранча и сборщики налогов смогут отхватить этой пшеницы столько, сколько хотят. Фермер всё же сможет собрать достаточно урожая, чтобы прокормить себя, конечно, если только он не живёт при социализме4, при котором не выживает никто — по крайней мере, не выживает достаточно долго!

 

Выживание или гибель индивидуума находится в прямой зависимости от его способности приобретать и удерживать средства, необходимые для выживания. Стабильное рабочее место, например, подразумевает некоторую гарантию выживания: другие угрозы существованию не становятся столь непреодолимыми. Человек, зарабатывающий двадцать тысяч долларов в год, может позволить себе одежду, которая лучше защищает от непогоды, дом лучшего качества и в лучшем состоянии, медицинское обслуживание для себя и своей семьи, хорошие средства передвижения и, что важно, он пользуется уважением окружающих. Все эти вещи являются выживательными.

 

Конечно, у того, кто зарабатывает двадцать тысяч долларов в год, может быть настолько беспокойная работа и он может вызывать так много зависти у своих коллег или быть так затравлен, что он теряет какую-то часть своего выживательного потенциала. Но даже профессиональный революционер изменит свою политическую окраску, если вы предложите ему двадцать тысяч долларов в год.

 

Возьмем, например, человека, который зарабатывает десять долларов в неделю. Он носит одежду, которая плохо защищает его тело. Поэтому он легко может заболеть. Его жилище очень плохо защищает его от непогоды. От забот у него осунувшийся вид, так как его уровень выживания настолько низок, что у него нет никакого запаса, нет изобилия. Он не может ничего положить в банк на тот случай, если он заболеет. И он не может заплатить врачу. Он не может позволить себе отпуск. Даже в коллективистском государстве5 у него будет такая судьба, и его жизнь будет настолько регламентирована, что он не многое сможет сделать для защиты своего выживания.

 

У молодости, по сравнению со старостью, выживание находится в изобилии, так как молодость ещё не потеряла стойкости. И мечты молодости — а мечты так способствуют выживанию — ещё не разрушены неудачами. Кроме того, у молодости впереди много времени, и это важно, ведь выживание включает в себя и то, как долго ещё осталось жить.

 

Что же касается идеалов, честности, любви к ближнему, то там, где их нет, вы не найдёте хорошего выживания ни для себя, ни для других. У преступника уровень выживания низок. Средний преступник проводит большую часть своих зрелых лет в клетке, как какой-то дикий зверь, под дулами автоматов метких стрелков. Человек, известный своей честностью, получает в награду выживание; хорошую работу, хороших друзей. И уровень выживания человека, имеющего свои идеалы, остаётся высоким лишь до тех пор, пока человек остаётся им верен, независимо от того, насколько настойчиво приспешники дьявола прельщают его отказаться от них. Слышали ли вы когда-нибудь о враче, который ради наживы начинает тайно помогать преступникам или торговать наркотиками? Такой врач не выживает долго после того, как предаёт свои идеалы.

 

Короче говоря, самые эзотерические6 понятия являются частью такого понимания выживания. Человек выживает, пока он остаётся верен себе, предан своей семье, предан своим друзьям, соблюдает законы вселенной. Когда он не делает чего-либо из этого, его выживание сокращается.

 

Конец выживания, однако, не наступает внезапно. Когда мы говорим о выживании, мы имеем в виду не то, что человек может быть жив в данный момент и мёртв в следующий, в действительности выживание — это градуированная шкала7.

О смерти сознания

Где тот момент, когда прекращается выживание человека и начинается его гибель? Эта граница — не смерть, какой мы её знаем. Граница обозначена тем, что можно было бы назвать смертью сознания индивидуума.

 

Величайшее оружие человека — его разум. Не имея клыков, бронированного панциря и когтей, которыми обладают столь многие формы жизни, человек сделал ставку на свою способность мыслить, чтобы выживать более успешно.

 

Выбор способности мыслить в качестве главного оружия оказался удачным. В награду человек получил в своё владение Землю. Разум — отличное оружие. У животного его клыки, его бронированный панцирь, его длинные когти — это его постоянное оружие, и животное не может его изменить. Оно не может приспособиться к изменяющейся окружающей среде. А чтобы выжить, чрезвычайно важно изменяться, когда меняется окружающая среда. Каждый вымерший вид вымер потому, что он не смог измениться, чтобы контролировать новую среду. Разум в значительной степени исправляет эту неспособность. Ибо человек может создавать новые орудия труда, новое оружие и совершенно новую окружающую среду. Разум позволяет ему изменяться, чтобы действовать в соответствии с новой ситуацией. Разум позволяет ему удерживать контроль над новой окружающей средой.

 

Любое животное, которое просто приспосабливается к окружающей среде, обречено. Окружающая среда меняется быстро. У животных, которые контролируют окружающую среду и изменяют её, наилучшие шансы на выживание.

 

Коллективистское государство можно создать одним способом — убедить людей в том, что они должны приспосабливаться и адаптироваться к неизменной окружающей среде, подобно животным. Люди должны быть лишены права индивидуально контролировать окружающую среду. Тогда можно вводить строгую регламентацию их жизни и сгонять их в группы. Люди становятся собственностью, а не собственниками. Они должны быть лишены разума и права размышлять, ибо самой сутью разума является право формировать собственное мнение о своей окружающей среде.

 

Человеку противостоят как силы природы, так и другие люди. Главная мишень врагов человечества и врагов отдельного человека — это его право и способность мыслить. Грубые и слепые силы природы — бури, холод и тьма — угрожают человеческому разуму, бросают ему вызов и затем, быть может, даже разрушают его, также как и тело человека.

 

Но точно так же, как бессознательность всегда предшествует смерти — хотя бы на мгновение, — так и смерть разума всегда предшествует смерти организма. Этот процесс может продолжаться достаточно долго — полжизни и даже больше.

 

Вы когда-нибудь наблюдали, насколько высок уровень алёртности у молодого человека в его столкновении с силами, которые противостоят жизни? А наблюдали ли вы когда-нибудь человека в преклонных годах? Вы обнаружите, что пострадала именно его способность мыслить. Человек с большим трудом приобрел опыт и, начиная со среднего возраста, пытается продвигаться дальше, опираясь на него. Общеизвестно, что молодость при малом опыте соображает быстро, а старость, имея большой опыт, думает медленно. Молодые люди далеко не всегда мыслят безошибочно, так как они пытаются мыслить, не имея достаточно данных.

 

Предположим, у нас был бы человек, который полностью сохранил всю свою способность мыслить и в то же время имел бы большой опыт, представьте, что наши седовласые старцы могли бы мыслить со всем энтузиазмом и энергией молодости и при этом располагали бы также и всем своим опытом. Старость говорит молодости: «У тебя нет опыта». Молодость говорит старости: «Ты недальновидна, ты не только не примешь, но даже не станешь и рассматривать новые идеи!» Очевидно, идеальным для человека было бы совместить жизненный опыт старости с энергией и дальновидностью молодости.

 

Вы, может быть, говорили себе: «Со всем жизненным опытом, который у меня теперь есть, чего бы я только не отдал за крупицу того энтузиазма, который у меня был когда-то». Или, может быть, вы оправдали всё это, сказав себе, что вы «утратили свои иллюзии». Но вы не уверены, что это были иллюзии. Неужели радость существования, порыв энтузиазма, сильное желание жить и воля к жизни, вера в судьбу — неужели всё это иллюзии? Или в этом как раз и проявляется сущность жизни, полной энергии? И не является ли угасание этого симптомом смерти?

 

Знание не разрушает волю к жизни. Боль и утрата селф-детерминизма1 разрушают её. Жизнь может причинять боль. Приобретение опыта часто бывает болезненным. Сохранение этого жизненного опыта существенно важно. Но разве опыт перестаёт быть опытом, если в нём всё же нет боли?

 

Представьте, что вы смогли бы уничтожить всю боль, физическую и любую другую, которую вы накопили за свою жизнь. Разве было бы так уж ужасно, если бы вам пришлось распрощаться с огорчениями или психосоматическими заболеваниями, со страхами, тревогами и кошмарами?

 

Предположим, что у человека опять появился шанс, сохранив все свои знания, снова прямо посмотреть в лицо жизни и вселенной и сказать, что их можно одолеть. Помните ли вы тот день, когда вы были моложе и, проснувшись, увидели прозрачную росу, сверкающую на траве, листья и золотое солнце, ярко сияющее над радостным миром? Помните ли вы, насколько этот мир был великолепен и прекрасен когда-то? Первый нежный поцелуй? Теплоту настоящей дружбы? Интимность прогулки под луной? Что же заставило этот великолепный мир стать чем-то иным?

 

Сознательное восприятие человеком окружающего мира не является чем-то абсолютным. В один момент жизни человек может воспринимать цвета, их яркость, а также чувствовать радость лучше, чем в другой. В молодости ему легче почувствовать великолепную реальность2 вещей, чем в старости. Не похоже ли это на закат сознания, или осознания?

 

Что же заставляет человека в меньшей степени осознавать великолепие окружающего мира? Разве мир изменился? Нет, ведь каждое новое поколение видит очарование и красоту, кипучую энергию жизни — той самой жизни, которую старость в лучшем случае видит безрадостной. Меняется сам человек. Но что заставляет его меняться? Может быть, постепенное старение желёз и сухожилий? Едва ли, поскольку все работы по улучшению состояния желёз и сухожилий — структуры тела — возвратили человеку лишь малую часть этого великолепия жизни, если вообще что-нибудь дали.

 

«Ах, молодость, — вздыхает человек средних лет, — если бы только я снова обрёл твой вкус к жизни!» Что же его притупило?

 

По мере того как уменьшается осознание великолепия жизни, то же происходит и с сознанием самого человека. Осознание ухудшается в точности пропорционально ослаб мир и способность делать точные выводы относительно него — это практически одно и то же.

 

Очки — признак снижения сознания. Чтобы мир выглядел ярче, человек вынужден прибегнуть к помощи «оптических костылей». Утрата способности передвигаться гак быстро, как бегают в детстве, — также признак снижения сознания и способностей.

 

Полная бессознательность — это смерть. Полубессознательное состояние — это смерть наполовину. Бессознательность на четверть — это смерть на четверть. И когда человек накапливает боль, которая сопутствует жизни, и при этом не накапливает удовольствия, он постепенно уступает в единоборстве старухе с косой. И за этим, наконец, следует физическая неспособность видеть, мыслить и быть — под названием «смерть».

 

Как человек накапливает эту боль? И если бы он избавился от неё, вернулось бы к нему полное сознание и полное ясное представление о жизни? И есть ли способ избавиться от этой боли?



2020-02-04 247 Обсуждений (0)
О законах выживания и изобилия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О законах выживания и изобилия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)