Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Содержательная характеристика универсальных учебных действий



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Содержательная характеристика универсальных учебных действий 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

1. Содержательная характеристика универсальных учебных действий

2. Содержательная характеристика логических универсальных учебных действий

3. Особенности формирования логических УУД на уроках математики в начальной школе

4. Приемы и способы формирования логических УУД на уроках математик

5. Моделирование на уроках математики как способ формирования логических УУД

Заключение

Список литературы


Введение

 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которые являются важным элементом содержания Федеральных государственных образовательных стандартов. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках [2, с.38].

Остается недостаточно раскрытым вопрос формирования отдельных УУД в процессе изучения конкретных дисциплин, в том числе и математики. Это определило выбор темы работы: "Формирование логических универсальных учебных действий в процессе преподавания математики в начальной школе".

Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе преподавания математики.

Цель исследования: изучить особенности формирования логических универсальных учебных действий в процессе преподавания математики в начальной школе.

Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:

·   охарактеризовать сущность понятия "логические УУД" в психолого-педагогической литературе;

·   проанализировать условия развития логических УУД на уроках математики в начальной школе;

·   рассмотреть систему работы по формированию логических УУД на уроках математики.

Методы исследования, используемые в работе: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме; моделирование работы на уроке математики, направленное на формирование логических УУД.


Содержательная характеристика универсальных учебных действий

 

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий [18, 75].

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться. В более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Функциональное назначение УУД заключается:

·   в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·   в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

·   в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [28, c.160].

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования [18, c.79].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный "высокой норме" развития, и свойства [3, c.153].

Важной группой УУД, отвечающей за общее познавательное развитие школьника является группа познавательных умений, к которой относятся общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

·   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·   структурирование знаний;

·   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·   рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·   смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·   постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

универсальное учебное действие математика

·   моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·   преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. [18, c.80].

В рамках нашего исследования, согласно теме курсовой работы, рассмотрим подробнее логические УУД.



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Содержательная характеристика универсальных учебных действий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Содержательная характеристика универсальных учебных действий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)