Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Содержательная характеристика логических универсальных учебных действий



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Содержательная характеристика логических универсальных учебных действий 0.00 из 5.00 0 оценок




Для нашей работы особый интерес представляют логические УУД, которые имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной) [20, c.74].

Классификация логических действий включает:

·   сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества, различия, определения общих признаков и составления классификации (см. рис.3.);

·   опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной список (см. рис.2).

Дадим краткую характеристику психологического содержания операций, составляющих универсальные логические действия.

Сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества, различия, определения общих признаков и составления классификации основывается на умении сравнивать, находить различия в признаках объектов, с последующим составлением классификаций.

Опознание конкретно-чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете, которые кодируются с использованием предлагаемой или самостоятельно создаваемыми символами (буквенно-цифровыми, графическими). Опознание основывается на развернутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности. Опознание предполагает осуществление следующей последовательности операций:

·   кодирование (декодирование) объекта;

·   выделение признаков объектов и кодирование их а) в произвольной, самостоятельно созданной символике), б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах;

·   описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам;

·   выделение существенных и несущественных признаков;

·   кодирование (декодирование) операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций). Цель отрицания признака в том, чтобы ученики поняли, что если объект имеет определенные свойства, он не может иметь противоположные. Изменение признака позволяет сформировать умение выделять признаки, причем изменение признаков может привести как к сохранению объекта, так и к появлению другого объекта [20, c.75]. (см. Приложение 2)

Установление отношений между объектами и множествами объектов включает такие операции как:

·   установление отношений эквивалентности между объектами, множествами объектов по одному или нескольким признакам. Эквивалентность устанавливается между качественными признаками (форма, цвет), а в отношении количественных устанавливаются отношения "равно", "неравно", "больше", "меньше";

·   установление отношений эквивалентности между числами;

·   уравнивание объектов или множества объектов;

·   понимание и использование аксиом величин;

·   выделение пространственных отношений между объектами;

·   ориентировка в системе координат и установление положения объекта в ней;

·   выстраивание цепей отношений между объектами;

·   установление отношений порядка между числами (см. рис.14).

Номенклатура логических действий включает:

·   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·   синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·   выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·   подведение под понятие, выведение следствий;

·   установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·   построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

·   доказательство;

·   выдвижение гипотез и их обоснование (см. Приложение 4).

Формируя универсальные логические действия, стоит опираться на вышеизложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной.

В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач [27].

Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике.

Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения. При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить компоненты общего приема, которые будут описаны нами ниже [22, c.73].

Предполагается, что результатом формирования логических универсальных учебных действий будут являться умения:

·   произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

·   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

·   использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

·   ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·   учиться основам смыслового чтения художественных и логических текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·   уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·   уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

·   уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·   уметь устанавливать причинно-следственные связи;

·   уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·   уметь устанавливать аналогии;

·   владеть общим приемом решения учебных задач;

·   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

·   создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·   уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Конкретизируем содержание логических УУД, которые формируются на уроках математики:

·   осознание, что такое свойства предмета - общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

·   моделирование;

·   использование знаково-символической записи математического понятия;

·   овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

·   использование индуктивного умозаключения;

·   выведение следствий из определения понятия;

·   умение приводить контрпримеры [31, c.26] (см. Приложение 3).

Особое значение логическим УУД придается в процессе изучения математики, т.к. выполнение всех математических операций, формируемых в начальной школе, происходит на основе сформированных логических УУД, что является основой для успешного обучения по данному предмету. Отсюда вытекает следующий раздел нашей работы: "Особенности формирования логических УУД на уроках математики в начальной школе".



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Содержательная характеристика логических универсальных учебных действий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Содержательная характеристика логических универсальных учебных действий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)