Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимосвязи между мотивами выбора профессии и направленностью личности



2020-02-03 443 Обсуждений (0)
Взаимосвязи между мотивами выбора профессии и направленностью личности 0.00 из 5.00 0 оценок




    Направленность личности на себя Направленность личности на общение Направленность личности на дело
внутренние индивидуально значимые мотивы 0,66** 0,05 -0,47*
внутренние социально значимые мотивы   -0,17   0,45*   -0,24
внешние положительные мотивы -0,12 0,32 -0,1
внешние отрицательные мотивы -0,15 0,21 -0,05

При р 0,01(**), При р 0,05(*)

 

 

По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:

 

1. Были выявлены особенности мотивации выбора профессии старшеклассниками. Наиболее значимыми мотивами у старшеклассников являются внутренние социально значимые мотивы и внутренние индивидуально значимые мотивы.

2. Согласно полученным результатам по методике «Направленность личности» при выборе профессии в исследуемой группе преобладает направленность на общение и направленность на дело.

3. При исследовании особенностей предпочтений старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности, профессиональные типы в исследуемой выборке распределились в следующем порядке:

-социальный тип (36%);

-артистический тип (24%);

-предприимчивый тип (16%);

-конвенциальный тип (12%);

-реалистичный тип (8%);

-интеллектуальный тип (4%).

4. В ходе работы выявили следующие преобладающие типы темперамента у данных старшеклассников;

-сангвиник (32%);

-холерик (28%);

-флегматик (26,4%);

-меланхолик (13,3%).

5. Выявили взаимосвязь внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя (r  = 0,66 при р  0,01) и взаимосвязь   внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение (r  = 0,45 при р  0,05), выявлена взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело

(r  = -0,47 при р  0,05).

Заключение

Мы рассмотрели различные подходы к вопросу самоопределения как центральному моменту в раннем юношеском возрасте.

Мы увидели, что, не смотря на большой интерес, который вызывает данная проблема на протяжении многих лет, ее актуальность и практическая значимость остается острой и не решенной.

Также, мы описали понятие «мотивация».  Проблема мотивации и мотивов поведения деятельности – одна из стержневых в психологии. Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека.

По результатам исследования были сформулированы следующие выводы:

-были выявлены особенности мотивации выбора профессии старшеклассниками. Наиболее значимыми мотивами у старшеклассников являются внутренние социально значимые мотивы и внутренние индивидуально значимые мотивы.

-согласно полученным результатам по методике «Направленность личности» при выборе профессии в исследуемой группе преобладает направленность на общение и на дело.

-при исследовании особенностей предпочтений старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности, в исследуемой выборке преобладают профессиональные типы:

· социальный тип;

· артистический тип;

· предприимчивый тип;

-в ходе работы выявили следующие доминирующие темпераменты у данных старшеклассников;

· сангвиник;

· холерик;

-выявили взаимосвязь внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя и взаимосвязь   внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение, выявлена взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело.

Исходя из результатов проведенного исследования доказали, что выбор профессии старшеклассниками зависит от темперамента, направленности личности и мотивации выбора профессии.

Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений.

Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Таким образом, цель исследования достигнута – изучены особенности выбора профессии старшеклассниками в зависимости от мотивации и направленности личности, поставленные задачи выполнены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П.Азаров. - М., 1985.

2. Бодалев, А.А. Мотивация и личность [Текст]: сборник научных трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1982.

3. Бодалев, А.А. О психологических основах воспитания личности [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. -1986. - № 1.

4. Бодалев, А.А. Психология и педагогика самовоспитания [Текст] / А.А. Бодалев // Психологический журнал.- 1981. - Т. 2.- №1.

5. Божович, Л.И. Психология развития школьника и его воспитание [Текст] / Л.И.Божович [и др.]. – М.: Знание, 1979.-96с.

6. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1972.

7. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

8. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Академия, 1990.

9.  Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас // Вопросы психологии. - 1985.- № 2.

10.  Вилюнас, В. К. Психология потребностей: шаги к реальности [Текст] / В.К. Вилюнас. – СПб.: Нева, 2005.

11.  Дружинин, В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1982.- Т. 3. -№ 6.

12.  Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.

13.  Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений [Текст] /В.И. Ильин//Психологический журнал. - 1984.- Т. 5. -№ 4.

14.  Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст]: конспект лекций / А.Н. Леонтьев. - М., 1971.

15.  Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. - СПб.: Питер, 2003.

16.  Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности: 030301 – Психология [Текст] / сост. Е.Н. Власова, С.В.Небыкова. – Абакан, 2007. – 48 с.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина.- М., 2003.

18.  Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов. - М., 1998. - Кн. 3-.

19.  Практическая психология образования [Текст] / И.В.Дубровина [и др.].– М., 1997. – 528 с.

20.  Психология [Текст]: Словарь / А.В.Петровский [и др.]. – М., 1990.

21.  Реан, А.А. Психология изучения личности [Текст]: учебное пособие / А.А. Реан.- СПб., 2002.

22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Редковец. – М.: Владос - Пресс, 2002.

23.  Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Сидоренко.– СПб., 2004.

24.  http://www.fio.ru/

25.  http://www.do.ektu.kz/s_help_stud/workbook.htm#up#up

26.  http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=103767

27.  http://www.sgu.ru/faculties/physical/departments/it-physics/international2006/docs/guskov.doc


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Таблица 1.

Мотивы выбора профессии

код имени испытуемого

внутренние

индивидуально

значимые

мотивы

И

внутренние социально значимые мотивы

С

внешние положительные мотивы

"+"

внешние отрицательные мотивы

"-"

1

23

11

18

14

2

21

9

15

5

3

20

14

13

10

4

14

17

16

15

5

18

19

15

13

6

18

16

11

10

7

23

15

12

14

8

20

16

20

17

9

25

22

13

14

10

19

21

21

16

11

18

22

14

10

12

25

13

16

16

13

14

20

21

18

14

21

14

10

9

15

23

20

16

14

16

22

18

18

3

17

20

15

11

12

18

22

23

21

17

19

20

17

13

12

20

18

12

13

8

21

19

18

15

18

22

22

18

21

16

23

14

16

14

15

24

21

20

18

14

25

16

7

19

12

 


 Таблица 2.

Особенности направленности личности у старшеклассников по Голланду

  Реалистический тип   Интеллектуальный тип   Социальный тип   Конвенциальный тип     Предприимчивый тип   Артистический тип тип
1 7 7 4 7 10 7
2 4 5 6 9 11 7
3 10 6 5 5 10 6
4 10 10 6 3 7 6
5 6 5 12 6 8 6
6 8 9 10 3 6 6
7 9 6 8 9 7 4
8 3 3 9 9 8 10
9 5 7 10 5 4 11
10 5 2 13 6 8 8
11 4 7 11 6 5 9
12 7 6 6 8 9 6
13 6 7 14 4 5 6
14 5 7 8 8 6 9
15 4 7 13 4 6 8
16 3 5 8 10 8 7
17 6 4 7 10 8 7
18 5 10 5 6 3 13
19 1 4 9 8 11 9
20 6 8 6 6 5 11
21 2 5 12 9 8 6
22 5 8 7 4 6 12
23 6 8 14 3 7 9
24 4 8 11 5 6 8
25 7 9 8 3 6 9

 

Таблица 3.

Особенности направленности личности у старшеклассников

код имени испытуемого Направленность на себя "Я" Направленность  на общение "О" Направленность на дело "Д"

1

32

16

29

2

35

25

21

3

27

17

37

4

26

17

37

5

22

20

25

6

22

19

31

7

29

18

26

8

28

30

21

9

33

33

19

10

23

27

37

11

21

34

17

12

32

26

19

13

20

30

24

14

32

25

24

15

27

33

21

16

30

32

20

17

29

34

24

18

29

36

22

19

26

25

33

20

24

20

36

21

31

33

18

22

31

31

19

23

13

35

33

24

13

35

33

25

19

31

31

 


 

Таблица 4.

Особенности темперамента у старшеклассников

 

 

холерик

%

сангвиник

%

флегматик

%

меланхолик

%

1

10

37,04

11

40,74

5

18,52

1

3,7

2

14

30,43

16

34,78

14

30,43

2

4,35

3

9

24,32

13

35,14

15

40,54

0

0

4

11

33,33

13

39,39

8

24,24

1

3,03

5

6

13,95

8

18,6

15

34,88

14

32,56

6

12

34,29

13

37,14

9

25,71

1

2,86

7

4

10,26

7

17,95

19

48,72

9

23,08

8

12

27,27

16

36,36

15

34,09

1

2,27

9

15

44,12

10

29,41

5

14,71

4

11,76

10

7

16,67

16

38,1

15

35,71

4

9,52

11

13

48,15

11

40,74

2

7,41

1

3,7

12

14

37,84

10

27,03

4

10,81

9

24,32

13

9

26,47

7

20,59

11

32,35

7

20,59

14

9

24,32

10

27,03

14

37,84

4

10,81

15

7

25

9

32,14

10

35,71

2

7,14

16

18

56,25

13

40,63

0

0

1

3,13

17

10

25

13

32,5

15

37,5

2

5

18

6

13,64

8

18,18

16

36,36

14

31,82

19

11

24,44

16

35,56

10

22,22

8

17,78

20

11

25

14

31,82

13

29,55

6

13,64

21

11

26,19

13

30,95

5

11,9

13

30,95

22

7

17,95

10

25,64

10

25,64

12

30,77

23

8

28,57

17

60,71

3

10,71

0

0

24

11

24,44

16

35,56

10

22,22

8

17,78

25

8

25

7

21,88

10

31,25

7

21,88

 

699,94

 

808,57

 

659,02

 

332,44

Ср.знач.

 

27,9976

 

32,3428

 

26,3608

 

13,2976

 

Таблица 5.

Корреляция внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности

№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

23

32

529

1024

736

2

21

35

441

1225

735

3

20

27

400

729

540

4

14

26

196

676

364

5

18

22

324

484

396

6

18

22

324

484

396

7

23

29

529

841

667

8

20

28

400

784

560

9

25

33

625

1089

825

10

19

23

361

529

437

11

18

21

324

441

378

12

25

32

625

1024

800

13

14

20

196

400

280

14

21

32

441

1024

672

15

23

27

529

729

621

16

22

30

484

900

660

17

20

29

400

841

580

18

22

29

484

841

638

19

20

26

400

676

520

20

18

24

324

576

432

21

19

31

361

961

589

22

22

31

484

961

682

23

14

13

196

169

182

24

21

13

441

169

273

25

16

19

256

361

304

496

654

10074

17938

13267

личности на себя

 

 


 

С1=∑V12 -

С2=∑V22 -

r =

χ2 = n * r2

C1 = 10074 -  = 233,36

С2 = 17938 -   = 829,36

r =  = 0,66

χ2 = 25*0,662 = 10,89

 

χ2 = 3,8 (р )

    10,6 (р

3,8 < χ2 > 10,6, а это означает, что у старшеклассников существует взаимосвязь   внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя.

 

Ответ: между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на себя у испытуемых обнаружены статистически значимые связи (r  = 0,66 при р  0,01).

 

Таблица 6.

Корреляция внутренних социально значимых мотивов и направленности

Личности на общение

№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

11

16

121

256

176

2

9

25

81

625

225

3

14

17

196

289

238

4

17

17

289

289

289

5

19

20

361

400

380

6

16

19

256

361

304

7

15

18

225

324

270

8

16

30

256

900

480

9

22

33

484

1089

726

10

21

27

441

729

567

11

22

34

484

1156

748

12

13

26

169

676

338

13

20

30

400

900

600

14

14

25

196

625

350

15

20

33

400

1089

660

16

18

32

324

1024

576

17

15

34

225

1156

510

18

23

36

529

1296

828

19

17

25

289

625

425

20

12

20

144

400

240

21

18

33

324

1089

594

22

18

31

324

961

558

23

16

35

256

1225

560

24

20

35

400

1225

700

25

7

31

49

961

217

413

682

7223

19670

11559

 

С1=∑V12 -

С2=∑V22 -

r =

χ2 = n * r2

C1 = 10074-  = 400,24

С2 = 19670 -   = 1065,04

r =  = 0,45

χ2 = 25*0,452 = 5,06

χ2 = 3,8 (р )

    10,6 (р

3,8 < χ2 < 10,6, а это означает, что у старшеклассников существует взаимосвязь   внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение.

 

Ответ: между внутренними социально значимыми мотивами и направленностью личности на общение у испытуемых обнаружена взаимосвязь (r  = 0,45 при р  0,05).


Таблица 7.



2020-02-03 443 Обсуждений (0)
Взаимосвязи между мотивами выбора профессии и направленностью личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимосвязи между мотивами выбора профессии и направленностью личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)