Взаимосвязи между мотивами выбора профессии и направленностью личности
При р 0,01(**), При р 0,05(*)
По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Были выявлены особенности мотивации выбора профессии старшеклассниками. Наиболее значимыми мотивами у старшеклассников являются внутренние социально значимые мотивы и внутренние индивидуально значимые мотивы. 2. Согласно полученным результатам по методике «Направленность личности» при выборе профессии в исследуемой группе преобладает направленность на общение и направленность на дело. 3. При исследовании особенностей предпочтений старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности, профессиональные типы в исследуемой выборке распределились в следующем порядке: -социальный тип (36%); -артистический тип (24%); -предприимчивый тип (16%); -конвенциальный тип (12%); -реалистичный тип (8%); -интеллектуальный тип (4%). 4. В ходе работы выявили следующие преобладающие типы темперамента у данных старшеклассников; -сангвиник (32%); -холерик (28%); -флегматик (26,4%); -меланхолик (13,3%). 5. Выявили взаимосвязь внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя (r = 0,66 при р 0,01) и взаимосвязь внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение (r = 0,45 при р 0,05), выявлена взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело (r = -0,47 при р 0,05). Заключение Мы рассмотрели различные подходы к вопросу самоопределения как центральному моменту в раннем юношеском возрасте. Мы увидели, что, не смотря на большой интерес, который вызывает данная проблема на протяжении многих лет, ее актуальность и практическая значимость остается острой и не решенной. Также, мы описали понятие «мотивация». Проблема мотивации и мотивов поведения деятельности – одна из стержневых в психологии. Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы: -были выявлены особенности мотивации выбора профессии старшеклассниками. Наиболее значимыми мотивами у старшеклассников являются внутренние социально значимые мотивы и внутренние индивидуально значимые мотивы. -согласно полученным результатам по методике «Направленность личности» при выборе профессии в исследуемой группе преобладает направленность на общение и на дело. -при исследовании особенностей предпочтений старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности, в исследуемой выборке преобладают профессиональные типы: · социальный тип; · артистический тип; · предприимчивый тип; -в ходе работы выявили следующие доминирующие темпераменты у данных старшеклассников; · сангвиник; · холерик; -выявили взаимосвязь внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя и взаимосвязь внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение, выявлена взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело. Исходя из результатов проведенного исследования доказали, что выбор профессии старшеклассниками зависит от темперамента, направленности личности и мотивации выбора профессии. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.Таким образом, цель исследования достигнута – изучены особенности выбора профессии старшеклассниками в зависимости от мотивации и направленности личности, поставленные задачи выполнены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П.Азаров. - М., 1985. 2. Бодалев, А.А. Мотивация и личность [Текст]: сборник научных трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1982. 3. Бодалев, А.А. О психологических основах воспитания личности [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. -1986. - № 1. 4. Бодалев, А.А. Психология и педагогика самовоспитания [Текст] / А.А. Бодалев // Психологический журнал.- 1981. - Т. 2.- №1. 5. Божович, Л.И. Психология развития школьника и его воспитание [Текст] / Л.И.Божович [и др.]. – М.: Знание, 1979.-96с. 6. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1972. 7. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1975. - № 1. 8. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Академия, 1990. 9. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас // Вопросы психологии. - 1985.- № 2. 10. Вилюнас, В. К. Психология потребностей: шаги к реальности [Текст] / В.К. Вилюнас. – СПб.: Нева, 2005. 11. Дружинин, В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1982.- Т. 3. -№ 6. 12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с. 13. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений [Текст] /В.И. Ильин//Психологический журнал. - 1984.- Т. 5. -№ 4. 14. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст]: конспект лекций / А.Н. Леонтьев. - М., 1971. 15. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. - СПб.: Питер, 2003. 16. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности: 030301 – Психология [Текст] / сост. Е.Н. Власова, С.В.Небыкова. – Абакан, 2007. – 48 с. 17. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина.- М., 2003. 18. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов. - М., 1998. - Кн. 3-. 19. Практическая психология образования [Текст] / И.В.Дубровина [и др.].– М., 1997. – 528 с. 20. Психология [Текст]: Словарь / А.В.Петровский [и др.]. – М., 1990. 21. Реан, А.А. Психология изучения личности [Текст]: учебное пособие / А.А. Реан.- СПб., 2002. 22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Редковец. – М.: Владос - Пресс, 2002. 23. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Сидоренко.– СПб., 2004. 24. http://www.fio.ru/ 25. http://www.do.ektu.kz/s_help_stud/workbook.htm#up#up 26. http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=103767 27. http://www.sgu.ru/faculties/physical/departments/it-physics/international2006/docs/guskov.doc
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1. Мотивы выбора профессии
Таблица 2. Особенности направленности личности у старшеклассников по Голланду
Таблица 3. Особенности направленности личности у старшеклассников
Таблица 4. Особенности темперамента у старшеклассников
Таблица 5. Корреляция внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности
личности на себя
С1=∑V12 - С2=∑V22 - r = χ2 = n * r2 C1 = 10074 - = 233,36 С2 = 17938 - = 829,36 r = = 0,66 χ2 = 25*0,662 = 10,89
χ2 = 3,8 (р ) 10,6 (р 3,8 < χ2 > 10,6, а это означает, что у старшеклассников существует взаимосвязь внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя.
Ответ: между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на себя у испытуемых обнаружены статистически значимые связи (r = 0,66 при р 0,01).
Таблица 6. Корреляция внутренних социально значимых мотивов и направленности Личности на общение
С1=∑V12 - С2=∑V22 - r = χ2 = n * r2 C1 = 10074- = 400,24 С2 = 19670 - = 1065,04 r = = 0,45 χ2 = 25*0,452 = 5,06 χ2 = 3,8 (р ) 10,6 (р 3,8 < χ2 < 10,6, а это означает, что у старшеклассников существует взаимосвязь внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение.
Ответ: между внутренними социально значимыми мотивами и направленностью личности на общение у испытуемых обнаружена взаимосвязь (r = 0,45 при р 0,05). Таблица 7.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |