Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарождение философии Армении в IV - IX вв.



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Зарождение философии Армении в IV - IX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

Введение

Глава 1. Становление философской и социологической мысли Армении

Зарождение философии Армении в IV - IX вв.

Развитие философских воззрений в Армении X - XV вв.

Расцвет армянской философской мысли XVI - XVIII вв.

Глава 2. Философские воззрения выдающихся мыслителей Армении

Философские воззрения Давида Анахта (Непобедимого)

Татевская философская школа. Иоанн Воротнеци и Григор Татеваци

Идеалистическая философия Степаноса Львовского

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

История философии отдельного народа является частью всемирной истории философской мысли. Первоначально не только у древних греков, но и у народов Древнего Закавказья, Средней Азии, Древней Руси философия означала любовь к знаниям, мудрость и занималась изучением мира в целом, аккумулируя все другие еще не развившиеся отрывочные знания о явлениях природы и общества, представления о природе человека.

Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения. Особое значение имело то обстоятельство, что в V-VI вв. на армянский язык были переведены важнейшие труды античных философов и ученых - Аристотеля, Платона, Зенона, Филона Александрийского и др. Некоторые из этих трудов сохранились только в армянском переводе (в том числе «Определения» Гермеса Трисмегиста, «Апология» Аристида, некоторые трактаты Филона Александрийского).

Актуальность курсовой работы состоит в том, что армянская философия содержит много ценных идей как в области религии, так и в области гносеологии, метафизики и этики. Ценности, созданные армянскими философами стали гордостью армянской нации и одним из важнейших показателей духовного прогресса и просвещенности.

Отсюда вытекает цель курсовой работы - исследование особенностей становления армянской философской мысли.

Цель курсовой работы определила ее задачи:

1. Проанализировать процессы зарождения, развития и расцвета философской мысли Армении.

2. Рассмотреть особенности философских воззрений выдающихся мыслителей Армении.

.   Определить роль армянской философии в становлении национального самосознания армянского народа.

Методологическую основу работы образуют методы обобщения, систематизации, философско-компаративистский подход, теоретический анализ исторической и философской литературы.

Источниковой базой работы послужили «История философии в СССР» том 1, монографии и статьи из журнала «Вопросы философии» С. С. Аревшатяна, В. К. Чалояна, посвященные истории Армении, сборник статей «Философия Давида Непобедимого» и другие.

философское воззрение национальное сознание народ

 


 

Глава 1. Становление философской и социологической мысли Армении

Зарождение философии Армении в IV - IX вв.

 

Формирование армянского народа, начавшееся в VI в. до н. э., завершилось в III в. до н. э. К этому времени Армения находилась в стадии раннего рабовладельческого общества, в котором сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Мировоззрение армянского народа в этот период отразилось в религиозных мифах и в памятниках народного творчества.

В эллинистический период в Армении значительное распространение получают идеи греческой философии. Ко двору армянского цари Тиграна II стекались многие греческие деятели культуры. Так, при дворе Тиграна II жил и занимался философией Метродор Скепсийский, по словам Плутарха, «муж многоученый», написавший во время пребывания в Армении сочинение о разуме животных. Он же написал историю царствования Тиграна II. Можно упомянуть также Амфикрата Афинского, ритора при дворе Клеопатры - царицы Армении, о котором говорит Плутарх, и других. Но каких-либо письменных памятников, характеризующих уровень развития эллинистической философии в рабовладельческую пору Армении, не сохранилось.

С V по IX в. в Армении складывается феодализм. На основе развивающихся феодальных отношений стала формироваться культура раннего феодализма Армении. В армянской философии этого периода существовали два основных течения. Одно из них было связано с апологетикой армянского христианства, другое выражало взгляды светских кругов феодального общества и продолжало эллинистические традиции.

Наиболее ярким представителем философии апологетики христианства в период раннего феодализма является Езник Кохбаци, автор труда «Опровержение сект», написанного в первой половине V в.

В философии Езника Кохбаци бог как субстанциональное начало есть сущность постоянная и вечная, которая ничем не определяется и не обусловливается и является причиной всего сущего, изменяющегося и движущегося. Произведенная богом природа состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды, земли (качествами этих элементов являются теплота, сухость, влажность и холод), которые Езник называет «корнями всего существующего». Из этих элементов (в определенном сочетании и в определенной пропорции) состоят все тела. Если нарушаются сочетания и пропорции - тело распадается, образуются новые тела, но сами элементы никогда не уничтожаются. Распад и образование вещей вызываются «скрытой силой», под которой Езник понимал воздействие бога.

Познается мир при помощи ощущения и рассудка: при помощи ощущения человек воспринимает материальный мир, а рассудок определяет его действия. Под материальным миром вещей Езник понимает все то, что действует на наши органы чувств. Это понимание объясняется наивно-реалистическим восприятием внешней природы: Езник не сомневался в реальности мира вещей и возможности его познания. «Все, что через наши чувства воздействует на нас, наблюдается или ощущается нами, есть материальное, а то, что не воздействует на наши ощущения, - не материальное. Стихия света - тонкая природа, но так как она наблюдается глазом, это нечто материальное; стихия воздуха - тонкая природа, но так как она своим холодом воздействует на тело человека, это есть нечто материальное».

Человек, согласно Езнику, имеет двоякую природу: материальную (телесную) и нематериальную (не телесную), или душу. Езник дважды упоминает платоновское разделение человеческой души, «разумное, гневное и алчное» ее проявления. Однако он считает, что такое представление о душе несовместимо с признанием ее божественного происхождения.

Езник различает логическое и догматическое мышление и пытается ограничить область применения каждого из них. Особенностью его логического мышления является релятивизм, в котором есть момент диалектики. Мыслитель полагает, что ничто никогда не бывает абсолютно вредным или абсолютно полезным. Исходя из этого убеждения, он и решает главную проблему своей книги - проблему добра и зла. Его целью является выяснение причин происхождения зла, или, как он говорил, «неурядиц».

Езник выступает против зороастризма, признающего две противоположные субстанции - свет (добро) и тьму (зло). Он понимает, что признание зла в качестве самостоятельной субстанцииведет к фатализму. Напротив, если ничто не бывает от природы злым, то этим отрицается неизбежность зла и для человека открывается возможность воздействовать на ход жизни и изменить его: вредное сделать полезным, несчастье - счастьем. Судьба человека в его руках.

По Езнику, конкретное действие человека только в определенных условиях может быть по своим последствиям злым явлением. Причину добра и зла Езник находит в свободе человеческой воли; свобода эта присуща человеку как разумному существу. Признание индивидуальной свободы воли означает признание ответственности человека за свои поступки. На вопрос, имеет ли человек возможность избежать зла, философ без колебаний отвечает утвердительно. Отсюда он делает практические выводы: он защищает законы, направленные против зла. Последователем Езника был его младший современник Егише автор знаменитой книги «О Вардане и армянской войне». Вопросы онтологии Егише решает примерно так же, как и Езник. Он считает, что произведенная богом природа имеет реальное существование. Однако Егише идет дальше: «Как бог существует сам по себе и нет ничего ему подобного, так и мир (природа) существует сам по себе в своей самобытности. Как бог не имеет начала в своем существовании, так и мир (природа), начало которого никем не отмечено». Егише но отвергает идею сотворения природы, однако мысль о том, что возникновение природы никем не установлено, противоречила христианскому учению. Мир, по Егише, материален, а «материальные [вещества мира] различны и внутри себя противоположны».

Вслед за Езником, Егише считает, что зло не от бога, оно не субстанционально. Усвоив эту концепцию Езника, Егише использует ее в борьбе с религией маздеизма, т. е. в конечном счете в борьбе против порабощения Армении персидскими завоевателями.

К философии апологетики армянского христианства близок Иоанн Майраванеци, время деятельности которого относится к первой половине VII в. Влияние Езника Кохбаци на творчество Иоанна Майраванеци бесспорно. Оно сказалось главным образом в понимании предопределения и свободы воли. Вслед за Езником, Майраванеци поучает: «Не заблуждайтесь как язычники в понимании рока, судьбы и предопределения»; человек силой собственной воли направляет свое действие, в этом и отличие его от неразумных созданий. Иоанн Майраванеци первым в армянской литературе поставил вопрос о социальном неравенстве людей, указал на существование несправедливости в обществе. «Нужно, - писал он, - думать и мыслить о страданиях бедных и обездоленных, нужно думать, что они - братья и нуждаются во всем необходимом так же, как и все остальные, думать о тех, которые, не имея покоя, бродят по дорогам и при угрозе голодной смерти прибегают к насилию, томятся от зноя, дрожат от холода, у которых пустой желудок и голое тело, увядшие, желтые лица; о тех, кто исхудалые и в лохмотьях блуждают, ничего не ведая, добывая крохи хлеба в неимоверных страданиях».

Реакционную идеологию раннего феодализма в Армении выражали Давид Харкаци (вторая половина VII в.), Иоанн Одзнеци (начало VIII в.) и др. Они не только защищали и обосновывали церковную догматику, проповедовали религиозное учение, но и выступали против стремления народа освободиться от духовного и земного порабощения.

 



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Зарождение философии Армении в IV - IX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зарождение философии Армении в IV - IX вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)