Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеалистическая философия СтепаносаЛьвовского



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Идеалистическая философия СтепаносаЛьвовского 0.00 из 5.00 0 оценок




 

СтепаносЛьвовский (ум.в 1687 г.) - выходец из армянской колонии Львова, где он получил солидное по тому времени образование. Приехав в Армению, он посвятил себя философской и переводческой деятельности. Он переводил, в частности, «Метафизику» Аристотеля с латинского на армянский язык, составил словарь философских и богословских понятий, представляющий значительный интерес для истории армянской философской мысли.

Признавая, что все сущее сотворено богом, Степанос Львовский уделял большое внимание вопросу о происходящих в мире изменениях, проблемам возникновения и уничтожения отдельных вещей. «Божественный порядок вещей, - писал он, - является их природой, согласно которой они находятся в движении, возникают и уничтожаются».

Все вещи, по Степаносу, подвержены изменениям; они изменяются, когда «возможность изменения имеется в самом предмете» и когда «возможность изменения существует вне предмета».

Степанос признавал реальность противоречия в вещах, он считал, что «противоречия па самом деле не противоречия в мыслях», а присущи самим вещам. Он считал, что «всякое возникновение происходит в результате противоречий», «уничтожениетакже не может быть там, где нет противоречия», «всякое единство, находящееся в противоречиях, по необходимости уничтожается». Иначе говоря, противоречие в вещах приводит к уничтожению одного сущего и к возникновению другого сущего. «Всякое возникновение и уничтожение происходит [благодаря тому], что имеет место [переход] от одного противоречия к другому противоречию».

Гносеология Степаноса противоречива. С одной стороны, он утверждал, что мыслящая душа создана богом, и связывал человеческое мышление с божественной мудростью. Он утверждал, что знание человека, его мудрость - божественный дар, что через общение с богом человек приобретает знание о божественном творении. С другой стороны, он высказывал мысль, что причина знания человека- «сами сущие», т. е. мир реальных вещей.

В вопросе об отношении общего и единичного Степанос защищает позицию средневекового реализма.

Степанос останавливается на отдельных формах и ступенях познания. Осязание, например, он рассматривает как «основание всякого ощущения,присущее каждому телу, которое пользуется этим осязанием в качестве орудия, благодаря чему тело называется чувствующим». Восприятиям подобного рода Степанос придавал большое значение: «Кто имеет хорошее осязание,- писал он, - тот соответственно этому имеет хорошее познание». При этом «осязание» трактуется им очень широко, почти отождествляется с понятием «ощущение».

Фантазия, по мнению Степаноса, никогда не приводит к познанию природы вещей, она направлена к восприятию случайностей в предметах. Фантазия не бывает без ощущения точно так, как у слепого от рождения не бывает различия в цветах. Именно ощущение внешних или случайных сторон вещей, представленных в памяти, называется фантазией.

Что касается ощущения, то оно «не может воспринять общее, не может постигнуть бестелесный вид потому, что всегда принимает в себя те единичные образы, которые получаются благодаря воздействию отдельных телесных вещей. Следовательно, ощущение имеет дело «с внешними чувственными вещами», находящимися в движении и изменении, которые и определяют собою содержание, а также изменения в самих ощущениях.

Наконец, Степанос говорит о рассудке, понимая под ним ту способность души человека, благодаря которой он возвышается над другими животными и через которую постигает бестелесные вещи. «Познание рассудком» есть, по его мнению, познание первичной важности, в то время как чувственное восприятие является постижением вторичной важности. Рассудочноепознание постигает сущность вещей, всеобщую (видовую) ее определенность, в то время как чувственное восприятие постигает специальную природу единичных вещей, частное и случайное. В своем «Лексиконе» Степанос затрагивает и некоторые вопросы теории искусства. Он считает, что в искусстве изображение должно быть подобием изображаемого, что следует передать общие и частные черты, характерные особенности, особенно же форму объекта изображения. В искусстве все следует изобразить так, чтобы изображаемое выражало какую-нибудь определенную идею. Для этого требуются знание объекта изображения, память, воля и стремление передать нужные идеи и мысли. Передача будет совершенной, если она представит идею не вообще как таковую, а в конкретно-конечном ее воплощении, представит, положим, не изображение человека вообще, а конкретно-определенного человека таким, какой он есть в действительности. «Прекрасное, - пишет Степанос, - это то восприятие, кото-рос приносит нам наслаждение», прекрасное воздействует на чувства человека, и потому искусство связано с эмоциональным миром человека. Искусство, согласно Степаносу, должно раскрыть истину вещей. «Доброе и прекрасное, - пишет Степанос, - основываются на одном и том же предмете, но доброе рассматривается как осуществление желанного, а прекрасное как возможность познания истины». Степанос утверждал, что искусство, как и наука, всегда должно творить добро, а если оно делает зло, то не является искусством. Этим и обусловливаются требования Степаноса «любви и добродетели», защиты «невинных и справедливости» в искусстве.

Будучи приверженцем идеалистической философии, Степанос все же насаждал и развивал в Армении высокую культуру философии. Особенно ценны его мысли о внутренних противоречиях в вещах. Наследие выдающихся философов способствовало расширению мировоззрения армянских мыслителей, создавало почву для постановки проблем постижения души и мира.


 

Заключение

 

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В армянской истории, как и в истории любой другой страны, имеются свои особенные черты. Важнейшая отличительная ее черта - постоянная борьба народа против чужеземных захватчиков - борьба, которая продолжалась веками. Эта черта армянской истории обусловливала историю культуры Армении. Понятно, что армянская культура в основных своих чертах должна была не только отражать общие закономерности и особенности развития армянской действительности, но и служить этой действительности, стать необходимым фактором ее развития. С этим связаны некоторые особенности развития армянской философии.

Отличительной чертой философии периода армянского эллинизма является то, что она не возвышалась над армянской классической рабовладельческой философией, так как таковая в Армении и не возникала. Это объясняется тем, что армянский эллинизм возник не как дальнейшая эволюция классической рабовладельческой формации и не как новый этап развития этой формации (как было в Элладе). Сама же эллинистическая философия в Армении по сравнению с передовыми странами эллинистического мира значительно отставала. Следующим этапом развития армянского эллинизма в период раннего феодализма было целое направление армянской культуры и философии - поздний эллинизм. В X-XIII вв. происходило разложение феодализма в Армении и появление в его недрах предпосылок для перехода в новую, высшую формацию. Однако такое общество в Армении не утвердилось из-за нашествия монгольских, а затем тюрко-татарских полчищ, господство которых привело к деградации и упадку социально-экономической и духовной жизни страны. В пору расцвета феодализма появились зачатки нового антифеодального образа мышления и философских обобщений, независимых от церковной идеологии. Однако этот образ мышления не получил дальнейшего естественного развития и начался упадок философии, перерастание ее в теологию. Потребовалось несколько веков, чтобы армянская философия на основе новых сдвигов в социально-экономической и политической жизни страны, а также благодаря армянским колониям, под влиянием прогрессивной философии западной буржуазии, вновь возродилась.

Основной вопрос философии - отношение материального и идеальногоэтот основной вопрос учения о сущем - онтологии - в средневековой армянской философии, как правило, решается идеалистически - в пользу первичности бога и вторичности природы. Идеалистическая онтология армянской средневековой философии большей частью сводится к христианскому догматическому представлению о боге, создающем природу. Такое представление было у всех апологетов армянского христианства периода раннего феодализма, а также у многих мыслителей развитого феодализма.

Отдельные представители идеалистической онтологии при определении отношения бога к природе не исходили из священного писания, а пытались найти разумное основание для утверждения первичной и производящей природы бога и вторичной, произведенной природы материального мира. К ним относятся Анания Ширакаци, Григор Татеваци, Степанос Львовский и другие. Наконец, идеалистическая онтология армянской средневековой философии имеет и таких представителей, которые хотя и признают первичность бога и вторичность природы, но специально этими вопросами не занимаются. Такова философия Давида Непобедимого, который, как правило, не ставит и не разбирает вопросы онтологического характера.

 


 

Список литературы

 

1. Адамян А. А. Эстетические воззрения средневековой Армении. - Ереван, 1955. - 234 с.

. Аревшатян С. С. Давид Непобедимый - выдающийся философ древней Армении. - М.: Наука, 1980. - 64с.

. Аревшатян С. С. К истории философских школ средневековой Армении (XIV в.). - Ереван: Изд-во АН Армянской СССР, 1980. - 79 с.

. Аревшатян С. С. Григор Татеваци - армянский философ-номиналист // Вопр. философии. - 1957. - № 4. - С. 132-137

. Аревшатян С.С. Формирование философской науки в древней Армении. - Ереван, 1973. - 168 с.

. Бабаян Л.О. Социально-экономическая и политическая история Армении в XIII - XIV веках. - М.: Наука, 1969. - 336 с.

. Брутян Г.А. Логика Давида Непобедимого. - М.: Наука, 1982. - 88 с.

. Давид Анахт. Сочинения. - М.: Мысль, 1975. - 262 с.

. Джугаеци Симеон // URL: http://ru.hayazg.info/Джугаеци_Симеон

. Григор Магистр // URL: http://ru.hayazg.info/Григор_Магистр

. Григорян, Г. О. Философская мысль в Армении в эпоху развитого феодолизма. - Ереван: Изд-во АН Армянской СССР, 1984. - 211 с.

. Григорян, Г. О. Философские взгляды Иоанна Имастасера // Ист.-филолог. журнал. - 1958. - № 3. - С. 25-30

. Еремян С. Т. Опыт периодизации истории Армении эпохи феодализма // Вопр. истории. - 1951. - № 7. - С. 54-58

. Еремян С. Т. Раннефеодальная культура Армении // Очерки истории СССР. - М., 1958. - С. 227-235

. Зулалян М.К. Армения в первой половине XVI века. - М.: Наука, 1971.

. Иованнес VI (католикос). История Армении / Иованнес Драсханакертци ; [пер. с древнеарм. яз., вступ. ст. и примеч. М. О. Дарбинян-Меликян]. - М.: Союз армян России, 2011. - 290 с.

. Лэнг, Дэвид. Армяне. Народ-созидатель / Дэвид Лэнг ; [пер. с англ. Е. Ф. Левиной]. - М. :Центрполиграф, 2006. - 348 с.

. Мирумян, К. А. Становление естественно-научной мысли в Армении. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1991. - 258с.

. Мовсес, Х. История Армении / Хоренаци Мовсес. - М.: Союз армян России, 2011. - 275 с.

. Мхитар Гош // URL: http://ru.hayazg.info/Мхитар_Гош

. СебастациМхитар // URL: http://ru.hayazg.info/Себастаци_Мхитар

. Тер-Нерсесян, С. М. Армения: быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2008. - 186 с.

. Тер-Саркисянц, А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. - М.: Восточ. лит., 2005. - 685 с.

. Тревер К. Очерки по истории культуры древней Армении. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 397 с.

. Философия Давида Непобедимого: [Сб. ст.]. - М.: Наука, 1984. - 272 с.

. Хачатурян А.Б. История прогрессивной армянской философской и общественно-политической мысли конца XVIII - середины XIX века. - М.: Высш. шк., 1973. - 263 с.

. Чалоян В. К. История армянской философии: Древний и средневековый период. - Ереван : Изд-во АН Армянской ССР, 1959. - 372 с.

. Чалоян В. К. Основные черты философии Иоанна Воротнеци // Вопр. философии. - 1956. - № 5. - С. 142-147

. Чалоян В. К. Развитие философской мысли в Армении (древний и средневековый период). - М.: Наука, 1974. - 293 с.

. Чалоян В. К. Философия Давида Непобедимого и ее влияние на мыслителей последующих веков. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1980. - 114 с.



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Идеалистическая философия СтепаносаЛьвовского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеалистическая философия СтепаносаЛьвовского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)