Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие философских воззрений в Армении X - XV вв.



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Развитие философских воззрений в Армении X - XV вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В период расцвета феодализма хронологически первой выступает философская концепция тондракийцев как мировоззрение трудового народа.

Современник тондракийского движения Григор Магистр свидетельствует, что одной из трех форм воззрений тондракийцы был атеизм, - представители его «как эпикурейцы, и проповедовали безбожие». Второе течение тондракийцев представляло собой, как указывает Гр. Магистр, «нечто подобное [учению] манихейцев, которое проклинается тондракийцами, но по которому они действуют». Наконец, сторонники третьего течения тондракийцев, о котором говорит Магистр, «учили по христианскому преданию», т. е. согласно первоначальному христианству.

Тондракийцы первого направления отрицали важнейшие догматы церкви, такие, как «страшный суд» и «наказание-возмездие», «вечную деву-богородицу» и пр. Они подвергали критике Библию, особенно Ветхий завет, считая, что все это «придумано для обмана народа». Сохранилось изречение тондракийцев: «Мы поклонники не материи, а бога», где под понятием материи подразумевается церковь, которая в глазах тондракийцев являлась лишь материальным сооружением человека. По существу это было не что иное, как отрицание самой церкви. Отсюда утверждение, что человек достигает блаженства независимо от церкви, что блаженство может быть земное, оно в руках самого человека. Тондракийцы, наконец, признавали не божественную, а только человеческую природу Христа.

Они проповедовали идею равенства людей: равенство мужчины и женщины, равенство по происхождению, социальное равенство.

Наиболее полно антифеодальные устремления масс в период расцвета феодализма в Армении выразились в героическом армянском эпосе «Давид Сасунский».

В эпосе акцентируется идея героической борьбы народа против своих врагов, против господствующих классов и созданного ими «злого мира». Борьба против социального зла изображается в «Давиде Сасунском» как борьба за жизнь и свободу, за хлеб и воду. Своих врагов народ изображал в виде Вишана - мифического чудовища, которое запрудило воду, чтобы взимать с народа за нее дань; в виде хищного льва, который заграждает пути торговли, задерживая хлеб для людей; наконец, в виде черного быка - исчадия болота и тьмы, дэвов - злых духов.

Выступления трудового народа против феодалов - царей и князей - изображены в эпосе также и без иносказаний. Таковы борьба Давида против феодальных привилегий (разрушение стен заповедника); борьба героев с отечественными и чужеземными поработителями - царями, князьями и им подобными; защита бедных людей: земледельцев, пастухов и т. д. - от попов и феодальных хозяев или же помощь Давида пахарям своим личным трудом.

Всем идеям народного творчества созвучна деятельность выдающегося представителя армянской народной культуры средних веков Фрика (XIII в.). Пытаясь постигнуть причину появления общественного неравенства, Фрик приходит к убеждению, что во всем виновата судьба. «Все от бога и власть - его».

Это означает, что подлинной причиной несправедливости в обществе является бог. Вот почему Фрик гневно ополчается против бога, который допускает насилие одних над другими.

Первыми представителями философской мысли прогрессивных слоев в период расцвета феодализма являются Григор Нарекаци (X в.), выразивший протест против церковной иерархии, и Григор Магистр (XI в.), а также Иоанн Софист (Имастасер).

Григор Магистр изучает естествознание и математику, грамматику и литературу, выступает как философ, поэт, переводчик и преподаватель. Он создал по античному образцу научные центры в различных местах Армении.

В сочинениях Иоанна Софиста (ум.в 1129 г.) весьма интересны мысли о происхождении космических тел и шарообразности земли. «Арпи», или космическую огненную сферу, он считал той «безмерной и беспредельной материей», из которой был образован мир - звезды, небо и земля. Он утверждал, что часть этой материи - огненной сферы - «отделилась, пламя и вихри воздуха расширялись и уплотнялись, образовали небо, часть же пламени скрылась внутри земли, которая не имела своего света и которая освещалась образовавшимся к тому времени солнцем. Земля маленькая. Она окружена со всех сторон небом».

Иоанн Софист считал, что «причина бытия мира не бог, а круговое движение неба». В его представлении шарообразная земля держится в безбрежном пространстве благодаря «движению воздуха, огня и неба»; «земля,- пишет он, - круглая, она имеет форму шара и окружена со всех сторон воздухом и огнем».

Во многих местах своих произведений ученый говорит, что все вещи состоят из четырех элементов, которые находятся как и «соединении и смешении между собой», так и «противостоят друг другу». Он высказывает очень важную мысль: «Каждая вещь имеет природу, приспособленную к противоречиям, как, к примеру, лира, у которой различные струны при исполнении какого-нибудь мотива приспособляются». Здесь термин «приспособление» имеет значение понятия единства.

Иоанн Софист считает в принципе возможным познать все сущее. Мышление человека рассматривается им только как способность, содержание же этого мышления - результат воздействия внешнего мира. Так, Иоанн Софист пишет: «Слово (мысль) есть не что иное, как выражение вещи; будет верно, если мы проследим истину и не выразим ничего вопреки тому, что представляют вещи».

Приведем еще одно высказывание Иоанна Софиста: «Немало приходится трудиться и стараться, чтобы узнать истину мыслей и вещей. При этом (нужно знать, что) не мысли подтверждают вещи, а вещи подтверждают мысли; именно так привыкли искать и находить истину».

Представителем философской мысли прогрессивной части господствующих классов, в учении которого в наибольшей мере отразились социальные противоречия эпохи, являлся Мхитар Гош (конец XII-начало XIII в.). Он пытался дать объяснение системе общественных отношений своего времени, прежде всего имущественному неравенству. Причиной этого неравенства Мх. Гош считал отсутствие у бедных собственной земли и воды. «Создатель, пишет Гош, - сотворил человеческие существа свободными - зависимость их от господ возникла из-за нужды в земле и воде».

По Гошу, только мудрость придает народным массам силу и поможет им преодолеть несправедливость в обществе.

Философская мысль Григора Магистра и Иоанна Софиста, а затем социальная философия Мхитара Гоша подготовили переход к новой, более зрелой ступени в развитии армянской философии, та новая ступень связана с философией школы Татева (XIV в.).

Начиная с XV в. потерявшая под ударами тюрко-монгольских племен свою государственную самостоятельность, Армения переживала долгий период деградации в общественном развитии. Этим и объясняется упадок культуры и философии, показателем которого являлась философия Аракела Сюнеци (начало XV в.).

Он полностью подчиняет философию требованиям церковной догматики. Для Сюнеци бог - самое высшее понятие, которое не подлежит никакому определению и «не нуждается в определении». Используя идеалистические положения философии Аристотеля и прежде всего его учение о «первом двигателе», он утверждал, что бог создал мир из «бескачественного тела», под которым он понимал материю. Однако это бескачественное тело, т. е. материя, также создано богом, следовательно, все, что существует, начиная с первоматерии, вплоть до многообразия мира, представляет собой божественное творение. Мировоззрение АракелаСюнеци не выходило за рамки теологического мышления.

Деятели так называемой эллинофильской школы в Армении уделяли большое внимание разработке логического учения Аристотеля. С этой целью они создали ряд комментаторских трудов, посвященных «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля, а также «Введению» Порфирия. Данное «Толкование «Категорий» Аристотеля» написано неизвестным автором. Оно значительно отличается от одноименного труда Давида Непобедимого и акцентирует материалистические тенденции аристотелевского учения. «Толкование» Анонима оказало большое влияние на последующих армянских философов, в особенности на номиналистов Ваграма Рабуни (XIII в.) и Иоанна Воротнеци (XIV в.), которые обильно использовали его в своих логических трактатах.

Древнеармянский текст «Толкования «Категорий» Аристотеля» Анонима вместе с русским переводом и комментариями С. С. Аревшатяна издан в Ереване в 1961 г.


 



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Развитие философских воззрений в Армении X - XV вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие философских воззрений в Армении X - XV вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)