Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Философские воззрения выдающихся мыслителей Армении



2020-02-04 291 Обсуждений (0)
Глава 2. Философские воззрения выдающихся мыслителей Армении 0.00 из 5.00 0 оценок




Философские воззрения Давида Непобедимого

 

Давид Непобедимый (Давид Анахт, Давид Нергинаци,Давид Армянин) - учёный-философ-неоплатоник, представитель александрийской школы античной философии, внёсший значительный вклад в армянскую средневековую философию. Долгое время Давид Непобедимый учился, а затем преподавал философию в Александрии одном из крупных центров научной и философской мысли того времени, бывал в Афинах и Константинополе, где участвовал в спорах с византийскими учеными, неоднократно одерживая в этих спорах победы, за что и получил почетное прозвище «Анахт» (Непобедимый).

Давид выступал против догматизма и схоластики, развивал светское научное мышление, доказывал возможность познания мира.

Его наследие способствовало расширению мировоззрения армянских мыслителей, создало почву для постановки проблем постижения души и мира в художественном творчестве. Его сочинения - образцы высокого риторического искусства.

Цель философии, по Давиду Непобедимому, - поиски и указание путей избежания зла и достижения духовного совершенства. Знание не является самоцелью, оно должно служить нравственному возвышению человека.

В учении о душе Давид развивал неоплатонические идеи; его логического построения включают диалектические идеи. В армянскую средневековую философию, связанную с теологией, система Д. Анахта внесла светское, рационалистическое начало.

Постижение всего сущего, «человеческих и божественных вещей», у Давида проходит через ряд последовательных стадий. Первая стадия - это исследование окружающих человека вещей, имеющих «по предмету и по мышлению материальное бытие» и, т. е. исследование всех чувственно воспринимаемых предметов, которые невозможно представить без их материального субстрата.

Второй стадией является постижение форм, имеющих «по предмету материальное, а по мышлению нематериальное бытие». Формы по содержанию материальны, ибо не бывают без материи. Вместе с тем по отношению к ним не мыслится ничего вещественного, ибо воссоздает эти формы наше мышление; формы - абстрагированные от материального вещества образы.

Третьей стадией восхождения познания является постижение «по предмету и по мышлению нематериального бытия», каковы: бог, разум, душа; и по реальному существованию, и по мысли они не вещественны.

Познание, по Давиду, имеет пять восходящих ступеней: ощущение, воображение, мнение, размышление и разум. Ощущение он относит к чувственному роду познания и исходит при этом из того, что оно обусловливается существованием реальных вещей. Однако ощущение, по мысли Давида, «содержит лишь частичное знание», ибо оно замыкается в единичном, не переходя к обобщению. К чувственному роду познания Давид относит воображение, которое дает только частичное знание, но уже не непосредственно данной, а отсутствующей вещи. Переходным звеном от низшей ступени знания к более высокой является мнение. Как беспричинное знание единичного оно связано с чувственной формой познания, как причинно обоснованное знание общего (в ограниченном охвате бытия) - с рациональной формой. Общее между причинно обоснованным мнением и размышлением - то, что они возникают как причинно обоснованное познание общего. Но в то время как мнение является заключением из известных предпосылок, размышление само находит и подготовляет общеприемлемые положения, необходимые для исследования; эти положения становятся для него основанием в построении общетеоретических выводов. Последняя и высшая ступень познания - разум, деятельность которого направлена навсеобщее; его проявления представляют предельные обобщения предельно широкого круга вещей.

Одной из важнейших проблем главной работы Давида «Определения философии» является проблема дефиниции философии. Он с различных точек зрения рассматривает определения философии у Пифагора, Платона и Аристотеля и пытается дать собственное решение вопроса.

По Давиду, всякое определение должно исходить из двух начал того, что в определяемом (познаваемом) служит подлежащим (предметом), и того, что служит его целью (задачей).

Давид выдвигает шесть определений философии: «философия есть наука о сущем как таковом»; «философия есть наука о божественных и человеческих вещах»; «философия есть забота о смерти»; «философия есть подражание богу, совершаемое в меру сил человеческих»; «философия есть искусство искусств и наука наук» и, наконец, - «любовь к мудрости».

Логику Давид относит к области разума. Среди категорий логики наиболее важное место занимает определение, которое, по Давиду, является исходным принципом всякого научного исследования. Понятие определения вовсе не есть порождение самого разума, логического мышления. Жизнь людей, человеческие отношения - вот где таятся генетические корни этой логической категории.

В логике Давида Непобедимого, как и в его гносеологии, чувствуется ясно выраженная материалистическая тенденция.

 



2020-02-04 291 Обсуждений (0)
Глава 2. Философские воззрения выдающихся мыслителей Армении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Философские воззрения выдающихся мыслителей Армении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)