Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Татевская философская школа. Иоанн Воротнеци и ГригорТатеваци



2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Татевская философская школа. Иоанн Воротнеци и ГригорТатеваци 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Татевская школа армянской философии, основана в г. Татеве (Сюникская обл.) в 1345 Иоанном Воротнеци. Расцвет Татевской школы относится к последней четверти 14 в. Ее упадок начался со смертью Григора Татеваци и к нач. 20-х гг. 15 в. в результате турецкой оккупации Сюникской обл. Татевская школа прекратила существование. Представители Татевской школы помимо И. Воротнеци и Г. Татеваци - Аракел Сюнеци, Фома Мецопеци и др. занимались философией и богословием, грамматикой и историографией, математикой и естествознанием, музыкой и живописью. Идейные предпосылки возникновения Татевской школы - логика и гносеология Аристотеля, философия Давида Анахта и Анании Ширакаци, философские традиции армянского Возрождения X-XIII вв., а также - движение т.н. униторов - сторонников объединения римской и армянской церквей.

Основной вопрос философии решался Татевской школы идеалистически. В гносеологическом же аспекте природа признавалась первичной по отношению к человеческому сознанию; главный атрибут материальной природы - движение (Григор Татеваци«Книга вопрошений»). Вопрос о возможности познания природы решался Татевской школой положительно. Одна из центральных философских категорий, разрабатываемых Татевской школой, - категория пространства, которое, согласно Воротнеци, «определяется телом, ибо нет тела без пространства, равно как нет и пространства без тела» («Анализ «Категорий»Аристотеля»). Категории причинности, случайности, предопределения и свободы воли рассматривались Татеваци, который в познании причинных связей видел возможность для научного предвидения.

Случайность, по его мнению, связана с необходимостью. Исходя из объективного характера случайного, представители Татевской школы отрицали принцип божественного предопределения. В борьбе с фатализмом Татевская школа не ограничивалась ссылками на объективный характер случайного, противопоставляя фаталистическому детерминизму принцип свободы воли.

Вопросы логики разрабатывал Воротнеци, в работах которого номинализм и материалистические тенденции «Органона» Аристотеля получили свое дальнейшее развитие.

В вопросах логики И. Воротнеци отстаивает прогрессивные стороны учения Аристотеля, выступает поборником номинализма; и важном вопросе о возникновении определения логических категории он воспринял положение Давида Непобедимого о том, что идея определения возникла из практики людских отношений. В логике Воротнеци наибольший интерес представляет анализ проблемы единичного и общего. Он рассматривает отношение этих двух понятий под углом зрения их первичности, равенства и преимущества. Вопрос о первичности он решает, стремясь рассматривать единичное и общее в единстве.

Еще яснее такой подход к проблеме соотношения общего и единичного выступает при рассмотрении вопроса об их равенстве. Воротнеци утверждает, что «так же, как род образует вид и индивидуум, и индивидуум является матерью и родителем, производя вид и род, и [это] - не одно какое-либо отдельное, а всякое отдельное, которое входит в общее... Как отрицая род, мы отрицаем вид и индивидуум, так и отрицая все индивидуумы, отрицаем и вид и род... Как род объемлет собою вид, а вид - индивидуум, так и индивидуум таит в себе вид и род, хотя и не объемлет, а [только] сказывается».

После смерти Иоанна Воротнеци руководство Татевской школой переходит к его ученику - Григору Татеваци, человеку энциклопедической эрудиции, оставившему огромное литературное наследство, преимущественно по вопросам философии и богословия, а также по проблемам естествознания. Татеваци так же, как его предшественник, пытается отделить философию от богословии, придать ей независимый и самостоятельный характер.

Вместе со своим учителем Иоанном Воротнеци Григор Татеваци представляет Прогрессивное крыло татевской школы философии. Ему принадлежат: «Книга вопрошений», «Краткий анализ учения Давида Непобедимого», «Комментарии к «Введению Порфирия», «Краткий анализ «Добродетели» Аристотеля» и другие философские труды, а также богословские произведения.

Началом всего сущего Григор Татеваци считал бога. Материальный субстрат созданногосостоит из четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля) и эти элементы, согласно Г. Татеваци, не умирают и не уничтожаются, уничтожение одних вещей есть возникновение других, элементы вечны благодаря этому круговороту. Разграничивая сферы знания и веры, Татеваци придерживался теории двойственной истины. В теории познания Татеваци проявились материалистические тенденции. Он не признавал врожденных знаний и добродетелей: «Душа разумного человека подобна неисписанной доске, вымытому пергаменту: что напишешь на ней, то она и воспримет»; знания приобретаются человеком посредством жизненного опыта и образования. Высшей ступенью познания является разум, который, опираясь на результаты, добытые органами чувств, познает сущность вещи. Вопрос о природе универсалий Григор Татеваци решал с позиций номинализма. Критикуя средневековый реализм, он утверждал, что «индивид является предпочтительным, истинным и первичным сущим». Он обвинял неоплатоника Порфирия в том, что тот извратил аристотелевское положение о соотношении первичной и вторичной сущностей. Единичное, согласно Татеваци, как «истинное бытие» является основой образования «вторичного и бестелесного сущего» в мышлении человека, «ибо род и вид образуются вследствие собирания индивидов, а при упразднении индивидов они упраздняются».

В трактовке души Татевацикритиковал Платона, считая его «заблуждающимся философом». Согласно Григору Татеваци, душа бессмертна, но не предшествует телу. И тело, и душа возникают одновременно из семенной жидкости. Разумная душа, в отличие от растительной и животной, имеет нематериальную природу, однако она беспомощна без тела. Татеваци высказал догадку о роли прямой походки для деятельности разума.

Григор Татеваци уподоблял общество организму, в котором каждый член выполняет строго определенную функцию. Общественная гармония зависит от правильного взаимодействия всех ее членов. Причиной нарушения этой гармонии Татеваци считал как еретические движения, так и непомерную жадность господ. Причина утраты Арменией государственности, подчеркивал Татеваци, не в божественном предопределении, а в порочной политике армянских феодалов. Монарх не имеет права и не в состоянии решать вопросы, имеющие общенародное значение; субъектом права и сувереном является народ. Хотя Татеваци понимал под народом совокупность высших сословий, однако в условиях XIV в. выдвигаемая им теория сильно отличалась от средневековой теологической концепций и являлась прогрессивным шагом в истории армянской философии эпохи феодализма. Философия Григора Татеваци способствовала разложению средневековой схоластики.

 



2020-02-04 168 Обсуждений (0)
Татевская философская школа. Иоанн Воротнеци и ГригорТатеваци 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Татевская философская школа. Иоанн Воротнеци и ГригорТатеваци

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)