Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «коррекционная работа».



2020-02-04 1105 Обсуждений (0)
Понятие «коррекционная работа». 0.00 из 5.00 0 оценок




Тифлопедагогика

Лекция 11. Место коррекции в общеобразовательном процессе.

План:

1. Понятие «коррекционная работа». 

2. Интегративные взаимосвязи коррекционной работы.

Литература:

1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., ГороД, 1998.

2. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с.

3. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с.

Понятие «коррекционная работа».

 

Термин «коррекция» раскрывается как исправление каких-либо недостатков.

В исследованиях В.П. Гудониса обращается внимание на важность учета двух, определяющих успех интеграции детей с нарушением зрения, факторов:

- потребность в медицинской помощи;

- необходимость психолого-педагогической коррекции.

Для интеграции в общество ребенку необходима специальная коррекционно-педагогическая помощь. Без специальной коррекционной работы по формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений путь интеграции детей с проблемами в развитии остается проблематичным.

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного м физического развития (1989), в исследованиях ведущих тифлологов страны коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

В настоящее время в дефектологической науке понятие коррекционно-воспитательной работы рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Понимание коррекционной работы как системы позволяет раскрыть ее содержание, структуру, формы проявления, функциональное назначение и дать анализ всех составляющих ее элементов.

Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям воспитания и обучения. (Л.Г. Викторова).

Цель коррекционной работы – преодоление нарушений (доразвитие) психических и физических функций аномального ребёнка в процессе об­щего его образования, подготовки к жизни и труду.

Па наш взгляд наиболее полное определение понятию «образование» дал B.C. Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование - это общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествую­щими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становлении личности. В этом процессе, характеризующимся содержанием, формами и ме-тодами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие» (1989, 47).

Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение уча­щимися опыта, а воспитание и развитие осуществляется опосредовано.

Чтобы полу­чим, оптимальный результат в виде полной пли частичной конпенсации дефекта, знания должны быть включены в процесс коррекционного воспитания и развития. Т.Е. коррекционно-педагогическая работа, также как и общее образование – триедина и состоит из:

  1. коррекционного обучения;
  2. коррекционного воспитания;
  3. коррекционного развития.

Коррекционное обучение - сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физическою развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание - это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптировать­ся в социальной среде.

Коррекционное развитие- преодоление недостатков психофизического раз­вития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате актив­ного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

 

Всякое специальное обучение начинается путем объяснения и показа определённого материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый мaтeриал включается учащимися в имеющийся у них арсенал представлений и зна­ний Сюда же относятся знания о способах деятельности и её корригирования. Далее осуществляется руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих в процессе усвоения способов применения знаний. Это усво­ение доводится до уровня умений и навыков при помощи специального обо­рудования, тпфлоприборов, модифицированных средств наглядности и ориги-нальных способов восприятия учебною материала. Работа с детьми, имеющи­ми зрительные нарушения, ведётся по образцу (эталону) с определённой пос­ледовательностью, этапностью и темповой нагрузкой.

Коррекционное воспитание обязательно включает в себя процесс форми­рования обобщённых знаний об «объекте отношения» (термин И.Я. Лернера), что позволяет учащимся со зрительными недостатками правильно ориенти­роваться в различных условиях и ситуациях.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивает, что относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем, коррекция разви­ тия не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения пересматриваются психические и физические функции, формиру­ются механизмы компенсации дефекта, им придается новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравствен­ная и др. саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально трудовой ориентировки.

Схема, иллюстрирующая соотношение феноменов обучения, воспитания и развития.

Положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» являетмя общеметодологическим при подходе к обучению и воспитанию ребенка с патологией зрения. Необходимо иметь достаточно полное представление о том, чем владеет ребенок и каковы перспективы его ближайшего развития.

 

Среда выступает для коррекционно-педагогического процесса не компонентным элементом, а сферой окружения, куда он входит как внутренняя составная часть. Прежде всего она обуславливает общественные цели специального образования: разностороннее развитие учащихся, социально-трудовая реабилитация, компенсация дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

 

Схема, характеризующая соотношение систем и элементов общего и специального образования

 



2020-02-04 1105 Обсуждений (0)
Понятие «коррекционная работа». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «коррекционная работа».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1105)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)