Понятие «коррекционная работа».
Тифлопедагогика Лекция 11. Место коррекции в общеобразовательном процессе. План: 1. Понятие «коррекционная работа». 2. Интегративные взаимосвязи коррекционной работы. Литература: 1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., ГороД, 1998. 2. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с. 3. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с. Понятие «коррекционная работа».
Термин «коррекция» раскрывается как исправление каких-либо недостатков. В исследованиях В.П. Гудониса обращается внимание на важность учета двух, определяющих успех интеграции детей с нарушением зрения, факторов: - потребность в медицинской помощи; - необходимость психолого-педагогической коррекции. Для интеграции в общество ребенку необходима специальная коррекционно-педагогическая помощь. Без специальной коррекционной работы по формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений путь интеграции детей с проблемами в развитии остается проблематичным. В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного м физического развития (1989), в исследованиях ведущих тифлологов страны коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей. В настоящее время в дефектологической науке понятие коррекционно-воспитательной работы рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Понимание коррекционной работы как системы позволяет раскрыть ее содержание, структуру, формы проявления, функциональное назначение и дать анализ всех составляющих ее элементов. Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям воспитания и обучения. (Л.Г. Викторова). Цель коррекционной работы – преодоление нарушений (доразвитие) психических и физических функций аномального ребёнка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду. Па наш взгляд наиболее полное определение понятию «образование» дал B.C. Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование - это общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становлении личности. В этом процессе, характеризующимся содержанием, формами и ме-тодами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие» (1989, 47). Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляется опосредовано. Чтобы получим, оптимальный результат в виде полной пли частичной конпенсации дефекта, знания должны быть включены в процесс коррекционного воспитания и развития. Т.Е. коррекционно-педагогическая работа, также как и общее образование – триедина и состоит из:
Коррекционное обучение - сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физическою развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний. Коррекционное воспитание - это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционное развитие- преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Всякое специальное обучение начинается путем объяснения и показа определённого материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый мaтeриал включается учащимися в имеющийся у них арсенал представлений и знаний Сюда же относятся знания о способах деятельности и её корригирования. Далее осуществляется руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих в процессе усвоения способов применения знаний. Это усвоение доводится до уровня умений и навыков при помощи специального оборудования, тпфлоприборов, модифицированных средств наглядности и ориги-нальных способов восприятия учебною материала. Работа с детьми, имеющими зрительные нарушения, ведётся по образцу (эталону) с определённой последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой. Коррекционное воспитание обязательно включает в себя процесс формирования обобщённых знаний об «объекте отношения» (термин И.Я. Лернера), что позволяет учащимся со зрительными недостатками правильно ориентироваться в различных условиях и ситуациях. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивает, что относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем, коррекция разви тия не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения пересматриваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придается новый характер. В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная и др. саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально трудовой ориентировки. Схема, иллюстрирующая соотношение феноменов обучения, воспитания и развития. Положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» являетмя общеметодологическим при подходе к обучению и воспитанию ребенка с патологией зрения. Необходимо иметь достаточно полное представление о том, чем владеет ребенок и каковы перспективы его ближайшего развития.
Среда выступает для коррекционно-педагогического процесса не компонентным элементом, а сферой окружения, куда он входит как внутренняя составная часть. Прежде всего она обуславливает общественные цели специального образования: разностороннее развитие учащихся, социально-трудовая реабилитация, компенсация дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.
Схема, характеризующая соотношение систем и элементов общего и специального образования
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1105)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |