Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дидактика как отрасль современной педагогики.



2020-02-04 361 Обсуждений (0)
Дидактика как отрасль современной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней выделяют направления, связанные:

· со спецификой возраста (дошкольная дидактика, дидактика начального образования, и т.д.);

· с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины (частные методики, например, методика преподавания математики, развития речи и др.).

В современной дидактике обучение и воспитание не противопоставляются. Подчеркивается их единство по многим показателям. Воспитание и обучение «родственны» по способам своего осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной категории детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия – общения. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает. При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика.

Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:

наличие специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявлющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в т.ч. и технических) образования, компенсации и коррекции;

адекватную среду жизнедеятельности;

проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;

предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Таким образом, обучение представляет собой специально организованную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом обучения является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения.

Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей.

Образование во многом определя­ ет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значе­ние образования как важной преобразующей силы общества.

Определение тифлодидактики.

Специальная дидактика – теория образования и обучения лиц с отклонениями в психофизическом развитии, определяющая задачи, принципы, содержание, методы, организацию педагогического процесса.

Составной частью специальной дидактики является тифлодидактика, которая определяет теоретические основы образования и обучения слепых и слабовидящих.

Принципы специальной дидактики.

Принципы специальной дидактики – это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.

Тифлодидактика базируется на общедидактических принципах, но реализация их в условиях специального образования имеет свои особенности.

Научность обучения

Осуществление этого принципа обеспечивает овладение учащимися подлинными научными знаниями, способствует формированию мировоззрения учащихся.

Перед школами для слепых и слабовидящих детей стоит задача вооружить учащихся осно­вами современных знаний, показав их в историческом разви­тии, ознакомить с научной методологией, выработать устойчи­вую потребность и сформировать навыки самостоятельного приобретения научных знаний.

Он осуществля­ется со строгим учетом особенностей познавательной деятель­ности слепых и слабовидящих детей, которые проявляются во фрагментарности, вербализме, снижении темпа и качества ус­воения знаний. Однако слепые и слабовидящие дети распола­гают большими возможностями, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память.

Принцип систематичности и последовательности в обуче­ нии.

Согласно этому принципу изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным и индивидуальным психологическим особеннос­тям учащихся.

Подчеркивая значение системы знаний, К.Д. Ушинский пи­сал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими зна­ниями»1. Систематичность в обучении требует, чтобы учащие­ся овладевали научными знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке. При этом учитываются важней­шие дидактические правила - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далеко­му, от легкого к трудному.



2020-02-04 361 Обсуждений (0)
Дидактика как отрасль современной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дидактика как отрасль современной педагогики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)