Дидактика как отрасль современной педагогики.
Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней выделяют направления, связанные: · со спецификой возраста (дошкольная дидактика, дидактика начального образования, и т.д.); · с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины (частные методики, например, методика преподавания математики, развития речи и др.). В современной дидактике обучение и воспитание не противопоставляются. Подчеркивается их единство по многим показателям. Воспитание и обучение «родственны» по способам своего осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной категории детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия – общения. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает. При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя: наличие специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявлющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в т.ч. и технических) образования, компенсации и коррекции; адекватную среду жизнедеятельности; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. Таким образом, обучение представляет собой специально организованную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом обучения является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Образование во многом определя ет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Определение тифлодидактики. Специальная дидактика – теория образования и обучения лиц с отклонениями в психофизическом развитии, определяющая задачи, принципы, содержание, методы, организацию педагогического процесса. Составной частью специальной дидактики является тифлодидактика, которая определяет теоретические основы образования и обучения слепых и слабовидящих. Принципы специальной дидактики. Принципы специальной дидактики – это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями. Тифлодидактика базируется на общедидактических принципах, но реализация их в условиях специального образования имеет свои особенности. Научность обучения Осуществление этого принципа обеспечивает овладение учащимися подлинными научными знаниями, способствует формированию мировоззрения учащихся. Перед школами для слепых и слабовидящих детей стоит задача вооружить учащихся основами современных знаний, показав их в историческом развитии, ознакомить с научной методологией, выработать устойчивую потребность и сформировать навыки самостоятельного приобретения научных знаний. Он осуществляется со строгим учетом особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, которые проявляются во фрагментарности, вербализме, снижении темпа и качества усвоения знаний. Однако слепые и слабовидящие дети располагают большими возможностями, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память. Принцип систематичности и последовательности в обуче нии. Согласно этому принципу изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся. Подчеркивая значение системы знаний, К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями»1. Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали научными знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке. При этом учитываются важнейшие дидактические правила - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от легкого к трудному.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |