Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении.



2020-02-04 281 Обсуждений (0)
Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип, согласно кото­рому в учебной работе с коллективом детей достигается педа­гогическое воздействие на каждого ребенка с учетом особенно­стей его развития с тем, чтобы обеспечить ус­пешное обучение, воспитание и развитие каждого школьника.

Всестороннее изучение учащих­ся - основа правильного педагогического воздействия на каж­дого ребенка.

Подбор детей с нарушением зрения по остроте центрального зрения, состоянию интеллекта и возможностям восприятия учебного материала определяет исходные позиции комплекто­вания школ (классов). В настоящее время имеются школы для слепых детей, для слабовидящих детей, для умственно отста­лых слепых и слабовидящих.

У значительного числа слепых и слабовидящих детей нару­ шение зрения осложнено другими дефектами (нарушение речи, двигательной сферы, снижение слуха и др.) и заболеваниями психоневрологического характера, внутренних органов. Соче­ тание нарушения зрения с другими заболеваниями встречает­ ся у 29,2% учащихся.

Общий индекс здоровья у слепых и слабовидящих детей со­ ставляет 13,2% , у нормальновидящих - 34% . У слепых и сла­ бовидящих индекс пропусков занятий по болезни составляет 15,3% , у нормальновидящих — 6,3% .

В связи с этим особое внимание должно быть уделено глубо­ ко дифференцированному подходу в обучении.

Принцип коррекционно-развивающей направленности обу­ чения.

Для ребенка с нарушением зрения среда выступает важным ус­ловием и источником его развития. Это вытекает из методоло­гических позиций современной дефектологии, рассматриваю­щей отклонения в развитии ребенка как нарушение связей с окружающей его средой. Нормализация нарушенных связей и отноше­ний с окружающим миром предполагает изучение следу­ющих вопросов:

1. В чем проявляются познавательные возможности ребенка и особенности их развития?

Важно знать сенсорные возмож­ности детей в восприятии окружающей действительности, осо­бенности их познавательной деятельности, пути и средства ее развития.

2. Что представляет собой объект внешнего мира, который подлежит изучению?

Точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка зависят от выбора вида пособий и средств наглядности, умения преоб­разовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возмож­ностей слепых, частичновидящих и слабовидящих.

3. Каковы связи, отношения, типы взаимодействия ребенка с окружающим миром?

Это предполагает применение техни­ческих средств обучения (ТСО), расширяющих биологические возможности зрения, замещающих нарушенные функции и повышающих объем получения полезной и достоверной ин­формации о предметах и явлениях окружающей действитель­ности.

 

Тифлопедагогика

Лекция 14. Содержание специального образования детей с нарушением зрения.

План:

  1. Содержание обучения и его коррекционная направленность.
  2. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  3. Профессиональная деятельность и личность педагога.

Литература:

 

  1. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с.
  2. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А Основы тифлопедагогики: Развитие обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. // Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.

 

Содержание обучения и его коррекционная направленность.

В настоящее время возникли тенденции пере­смотра содержания образования детей с нарушением зрения в отношении объёма программного материала по предметам и порядка его изучения в школах данного типа.

Те права и возможности, которые даны в настоящее время школам для сле­пых и слабовидящих детей в отношении самостоятельности решения и выбора объёма и содержания образования по учебным предметам, реализуются не всегда правильно и обосновано. Очень часто резко сокращается время на изу­ чение так называемых «неперспективных» предметов для слепых и слабовидя­ щих школьников. В перечень таких предметов попадают прежде всего химия, астрономия, черчение, частично физика, некоторые разделы биологии, физи­ ческой культуры и трудового обучения. Зачастую изучение этих предметов и разделов переносится полностью на факультативы.

Такой подход ограничит и содержание коррекционной работы примени­ тельно к отдельным предметам, породит узкую направленность в профессио­ нальной ориентации, снизит общий уровень образованности и интеллектуаль­ной подготовленности людей со зрительными недостатками.

Если проследить за изменением содержания образования в специальных школах для детей с нарушением зрения, то следует отметить дифференциацию этой системы. В школь­ ный курс вводятся и выделяются новые предметы, дифференцируются темы и целые программные разделы по традиционным дисциплинам, появляются но­вые коррекционные предметы и т.д.

Переход от жестко дисциплинированной модели к личностно-ориентиррованной, вариативной модели образования дал определенные свободы в отношении формирования содержания общеобразовательного процесса и определения индивидуальных целей жизни личности.

В настоящее время наблюдается обратный процесс – интеграция. Он связан с тем, что число учебных курсов в школе выросло до предельных границ и поэтому введение новых курсов в учебный план требует сокращения существующих дисциплин путем объединения прежних компонентов на основе их содержательной интеграции.

Для того, чтобы содержание образования могло быть успешно реализовано в школах слепых и слабовидящих, необходимо совершенствовать и коррекционный процесс, который поможет детям с нарушением зрения усвоить программный материал по основам наук.

 

Два пути развития процесса образования:

1. Дифференциация и интеграция содержания образования по предметам без их исключения из учебного плана.

2. Накопление опыта коррекционной работы, совершенствование этой деятельности, разработки специальных приемов и способов предметного обучения детей с нарушением зрения.

 

В соответствии с «Законом Российской Федерации об образовании» государственный стандарт является федеральным нормативным документом. Он определяет:

· обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

· максимальный объем учебной нагрузки;

· требования к уровню подготовки выпускника школы.

 

Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели воспитания и учитывает индивидуальные возможности школьников.

Разработка и совершенствование специального стандарта основываются на реализации общих и специальных целей образования лиц с нарушенным зрением. Эти цели определяют выделение специальных (коррекционных) областей, которые могут реализованы в разнообразных предметных программах, учебных планах.

 

Государственный стандарт содержит 3 компонента:

Федеральный

Национально-региональный

Школьный.

 

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране. Он включает ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные предметы общегосударственного и общекультурного значения.

Национально-региональный компонент предусматривает обеспечение особых потребностей и интересов образования народов нашей страны. Здесь учитываются национальные и региональные особенности культуры в области родного языка и литературы, истории, географии и др.

Школьный компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет разрабатывать и реализовывать образовательные программы, учебные планы.

 

На основании «Закона об образовании», «Закона о специальном образовании» РФ и государственного образовательного стандарта разрабатывается базисный учебный план.

Базисный учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом и утверждается Государственной Думой.

Региональный базисный план разрабатывается региональными органами управления на основе федерального базисного учебного плана. Несет нормативную нагрузку на уровне региона и является осново для разраотки учебного плана образовательного учреждения. Утверждается Министерством науки и образования РФ.

 

В структуре данного учебного плана выделяются инвариантная и вариатив­ная части.

Инвариантная часть (ядро) - обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, со­ответствующих общественным идеалам.

Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школь­ников, учитывает их личностные особенности, нарушения в развитии, интере­сы и склонности детей.

Эти две части в учебном плане любого общеобразовательного учреждения представлены тремя основными видами учебных занятий:

- обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего об­разования;

- обязательные занятия по выбору учащихся;

- факультативные занятия.

 

Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатыва­ется на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности и специфику работы данной школы.

В школе для слепых и в школе для слабовидящих детей существуют специальные коррекционные занятия, которые проводятся с целью исправления и преодоления недостатков развития детей, связанных с потерей или частичным нарушением зре­ния.

Кроме того, школам даётся право состав­лять индивидуальные учебные планы при условии соблюдения обязательных требований государственных образовательных стандартов.

На основе образовательного стандарта и базисного учебного планов разра­батываются учебные программы, учебники и учебные пособия.

Учебная программа - это нормированное содержание и план деятельности по изучению предмета с определением объёма основных знаний, умений и навыков. В программе отражаются содержание изучаемого предмета, после­довательность подачи материала с указанием тем и разделов, его разбивка по годам обучения. Существует два вида учебных программ - типовые и рабочие школьные программы.

Типовая учебная программа содержит и включает в себя общий (базис­ный) круг знаний, умений и навыков по предмету. Эта программа носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования и науки РФ.

На основе типовой учебной программы разрабатывается рабочая школь­ ная программа, в которой предусматриваются особенности изучения материала в регионе.

В рабочих школьных программах наиболее полно учитывается своеобра­зие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников в зависи­мости от структурно-функциональных нарушений органа зрения. Здесь возможна замена одних объектов на другие, которые были бы доступны для восприятия с помощью неполноценного зрения и осязания и которые по типовым и квалификационным показателям аналогичны объек­там, заявленным в типовой программе.

 

В настоящее время предусмотрена возможность создания в школах ин­ дивидуальных авторских программ, в которых предусматривается более глу­бокое изучение отдельных тем и разделов курса, разные методические под­ходы, логика и последовательность изложения материала, которые в боль­шей степени отвечают специфике обучения детей с нарушением зрения и типовым особенностям восприятия программного материала. Как прави­ло, авторские программы утверждаются педагогическим советом школы при условии предварительного рецензирования в компетентных и заинте­ресованных организациях.

 

В последнее время широко распространился опыт создания интегрирован­ ных программ, в которых соединены практика и опыт проведения специальных коррекционных занятий в школах для слепых и слабовидящих. Наиболее широ­ко это новшество получило развитие в начальной школе.

Например, соединяет­ ся изучение такого предмета как «Ознакомление с окружающим миром» с занятиями по ориентировке в пространстве или же с занятиями по социально- бытовой ориентировке; трудовое обучение соединяется с изучением окружа­ ющего мира; физкультура - с координацией движений школьников со зритель­ной депривацией и т.д.

Все вышеперечисленные нормативные документы используются для разработки учебников и учебных пособий. На основе учебников для зря­ чих учащихся для школ слепых создаются адаптированные учебники. Они напечатаны рельефно-точечным шрифтом и содержат иллюстративно-гра­ фический материал, выполненный рельефом на плоскости; вносятся оп­ ределенные изменения в методический аппарат учебников и учебных по­собий, который позволяет незрячим лучше ориентироваться в учебном материале.

Для слабовидящих школьников разрабатываются также адаптированные учебники и учебные пособия (по аналогичным образцам для зрячих учащих­ ся). Они печатаются увеличенным, чётким, рубленным, плоским шрифтом. Иллюстративно-графические материалы делаются яркими, цветными, кон­ трастными. Сами изображения увеличиваются, контурно выделяются; слож­ ные рисунки и изображения упрощаются, снижается количество объектов, изображаемых на рисунках, схемах, диаграммах и др. В методический аппа­рат учебников и учебных пособий вводятся указания по использованию не­ полноценного зрения в работе с иллюстративно-графическим и другим учеб­ ным материалом.



2020-02-04 281 Обсуждений (0)
Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)