Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении.
Принцип, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка с учетом особенностей его развития с тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие каждого школьника. Всестороннее изучение учащихся - основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка. Подбор детей с нарушением зрения по остроте центрального зрения, состоянию интеллекта и возможностям восприятия учебного материала определяет исходные позиции комплектования школ (классов). В настоящее время имеются школы для слепых детей, для слабовидящих детей, для умственно отсталых слепых и слабовидящих. У значительного числа слепых и слабовидящих детей нару шение зрения осложнено другими дефектами (нарушение речи, двигательной сферы, снижение слуха и др.) и заболеваниями психоневрологического характера, внутренних органов. Соче тание нарушения зрения с другими заболеваниями встречает ся у 29,2% учащихся. Общий индекс здоровья у слепых и слабовидящих детей со ставляет 13,2% , у нормальновидящих - 34% . У слепых и сла бовидящих индекс пропусков занятий по болезни составляет 15,3% , у нормальновидящих — 6,3% . В связи с этим особое внимание должно быть уделено глубо ко дифференцированному подходу в обучении. Принцип коррекционно-развивающей направленности обу чения. Для ребенка с нарушением зрения среда выступает важным условием и источником его развития. Это вытекает из методологических позиций современной дефектологии, рассматривающей отклонения в развитии ребенка как нарушение связей с окружающей его средой. Нормализация нарушенных связей и отношений с окружающим миром предполагает изучение следующих вопросов: 1. В чем проявляются познавательные возможности ребенка и особенности их развития? Важно знать сенсорные возможности детей в восприятии окружающей действительности, особенности их познавательной деятельности, пути и средства ее развития. 2. Что представляет собой объект внешнего мира, который подлежит изучению? Точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка зависят от выбора вида пособий и средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей слепых, частичновидящих и слабовидящих. 3. Каковы связи, отношения, типы взаимодействия ребенка с окружающим миром? Это предполагает применение технических средств обучения (ТСО), расширяющих биологические возможности зрения, замещающих нарушенные функции и повышающих объем получения полезной и достоверной информации о предметах и явлениях окружающей действительности.
Тифлопедагогика Лекция 14. Содержание специального образования детей с нарушением зрения. План:
Литература:
Содержание обучения и его коррекционная направленность. В настоящее время возникли тенденции пересмотра содержания образования детей с нарушением зрения в отношении объёма программного материала по предметам и порядка его изучения в школах данного типа. Те права и возможности, которые даны в настоящее время школам для слепых и слабовидящих детей в отношении самостоятельности решения и выбора объёма и содержания образования по учебным предметам, реализуются не всегда правильно и обосновано. Очень часто резко сокращается время на изу чение так называемых «неперспективных» предметов для слепых и слабовидя щих школьников. В перечень таких предметов попадают прежде всего химия, астрономия, черчение, частично физика, некоторые разделы биологии, физи ческой культуры и трудового обучения. Зачастую изучение этих предметов и разделов переносится полностью на факультативы. Такой подход ограничит и содержание коррекционной работы примени тельно к отдельным предметам, породит узкую направленность в профессио нальной ориентации, снизит общий уровень образованности и интеллектуальной подготовленности людей со зрительными недостатками. Если проследить за изменением содержания образования в специальных школах для детей с нарушением зрения, то следует отметить дифференциацию этой системы. В школь ный курс вводятся и выделяются новые предметы, дифференцируются темы и целые программные разделы по традиционным дисциплинам, появляются новые коррекционные предметы и т.д. Переход от жестко дисциплинированной модели к личностно-ориентиррованной, вариативной модели образования дал определенные свободы в отношении формирования содержания общеобразовательного процесса и определения индивидуальных целей жизни личности. В настоящее время наблюдается обратный процесс – интеграция. Он связан с тем, что число учебных курсов в школе выросло до предельных границ и поэтому введение новых курсов в учебный план требует сокращения существующих дисциплин путем объединения прежних компонентов на основе их содержательной интеграции. Для того, чтобы содержание образования могло быть успешно реализовано в школах слепых и слабовидящих, необходимо совершенствовать и коррекционный процесс, который поможет детям с нарушением зрения усвоить программный материал по основам наук.
Два пути развития процесса образования: 1. Дифференциация и интеграция содержания образования по предметам без их исключения из учебного плана. 2. Накопление опыта коррекционной работы, совершенствование этой деятельности, разработки специальных приемов и способов предметного обучения детей с нарушением зрения.
В соответствии с «Законом Российской Федерации об образовании» государственный стандарт является федеральным нормативным документом. Он определяет: · обязательный минимум содержания основных образовательных программ; · максимальный объем учебной нагрузки; · требования к уровню подготовки выпускника школы.
Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели воспитания и учитывает индивидуальные возможности школьников. Разработка и совершенствование специального стандарта основываются на реализации общих и специальных целей образования лиц с нарушенным зрением. Эти цели определяют выделение специальных (коррекционных) областей, которые могут реализованы в разнообразных предметных программах, учебных планах.
Государственный стандарт содержит 3 компонента: Федеральный Национально-региональный Школьный.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране. Он включает ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные предметы общегосударственного и общекультурного значения. Национально-региональный компонент предусматривает обеспечение особых потребностей и интересов образования народов нашей страны. Здесь учитываются национальные и региональные особенности культуры в области родного языка и литературы, истории, географии и др. Школьный компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет разрабатывать и реализовывать образовательные программы, учебные планы.
На основании «Закона об образовании», «Закона о специальном образовании» РФ и государственного образовательного стандарта разрабатывается базисный учебный план. Базисный учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом и утверждается Государственной Думой. Региональный базисный план разрабатывается региональными органами управления на основе федерального базисного учебного плана. Несет нормативную нагрузку на уровне региона и является осново для разраотки учебного плана образовательного учреждения. Утверждается Министерством науки и образования РФ.
В структуре данного учебного плана выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть (ядро) - обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам. Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, нарушения в развитии, интересы и склонности детей. Эти две части в учебном плане любого общеобразовательного учреждения представлены тремя основными видами учебных занятий: - обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; - обязательные занятия по выбору учащихся; - факультативные занятия.
Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности и специфику работы данной школы. В школе для слепых и в школе для слабовидящих детей существуют специальные коррекционные занятия, которые проводятся с целью исправления и преодоления недостатков развития детей, связанных с потерей или частичным нарушением зрения. Кроме того, школам даётся право составлять индивидуальные учебные планы при условии соблюдения обязательных требований государственных образовательных стандартов. На основе образовательного стандарта и базисного учебного планов разрабатываются учебные программы, учебники и учебные пособия. Учебная программа - это нормированное содержание и план деятельности по изучению предмета с определением объёма основных знаний, умений и навыков. В программе отражаются содержание изучаемого предмета, последовательность подачи материала с указанием тем и разделов, его разбивка по годам обучения. Существует два вида учебных программ - типовые и рабочие школьные программы. Типовая учебная программа содержит и включает в себя общий (базисный) круг знаний, умений и навыков по предмету. Эта программа носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования и науки РФ. На основе типовой учебной программы разрабатывается рабочая школь ная программа, в которой предусматриваются особенности изучения материала в регионе. В рабочих школьных программах наиболее полно учитывается своеобразие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников в зависимости от структурно-функциональных нарушений органа зрения. Здесь возможна замена одних объектов на другие, которые были бы доступны для восприятия с помощью неполноценного зрения и осязания и которые по типовым и квалификационным показателям аналогичны объектам, заявленным в типовой программе.
В настоящее время предусмотрена возможность создания в школах ин дивидуальных авторских программ, в которых предусматривается более глубокое изучение отдельных тем и разделов курса, разные методические подходы, логика и последовательность изложения материала, которые в большей степени отвечают специфике обучения детей с нарушением зрения и типовым особенностям восприятия программного материала. Как правило, авторские программы утверждаются педагогическим советом школы при условии предварительного рецензирования в компетентных и заинтересованных организациях.
В последнее время широко распространился опыт создания интегрирован ных программ, в которых соединены практика и опыт проведения специальных коррекционных занятий в школах для слепых и слабовидящих. Наиболее широко это новшество получило развитие в начальной школе. Например, соединяет ся изучение такого предмета как «Ознакомление с окружающим миром» с занятиями по ориентировке в пространстве или же с занятиями по социально- бытовой ориентировке; трудовое обучение соединяется с изучением окружа ющего мира; физкультура - с координацией движений школьников со зрительной депривацией и т.д. Все вышеперечисленные нормативные документы используются для разработки учебников и учебных пособий. На основе учебников для зря чих учащихся для школ слепых создаются адаптированные учебники. Они напечатаны рельефно-точечным шрифтом и содержат иллюстративно-гра фический материал, выполненный рельефом на плоскости; вносятся оп ределенные изменения в методический аппарат учебников и учебных пособий, который позволяет незрячим лучше ориентироваться в учебном материале. Для слабовидящих школьников разрабатываются также адаптированные учебники и учебные пособия (по аналогичным образцам для зрячих учащих ся). Они печатаются увеличенным, чётким, рубленным, плоским шрифтом. Иллюстративно-графические материалы делаются яркими, цветными, кон трастными. Сами изображения увеличиваются, контурно выделяются; слож ные рисунки и изображения упрощаются, снижается количество объектов, изображаемых на рисунках, схемах, диаграммах и др. В методический аппарат учебников и учебных пособий вводятся указания по использованию не полноценного зрения в работе с иллюстративно-графическим и другим учеб ным материалом.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |