Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип сознательности в обучении.



2020-02-04 230 Обсуждений (0)
Принцип сознательности в обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дидактический принцип, требующий такого построе­ния учебной работы, которое обеспечивает осознанное усвоение и применение учащимися знаний и умений, понимание ими необходимости учения и значимости изучаемого материала.

Этот принцип неразрывно связан с активностью, инициатив­ностью и самостоятельностью учащихся. Главными чертами со­знательного учения являются: понимание учащимися пользы образования; ясное восприятие учебного материала; использо­вание в учении личного опыта и наблюдений.

Перед тем как осуществить какую-либо цель, ребенок мысленно должен пред­ставить себе основные моменты предстоящих действий и воз­можный их итог. Сознательное усвоение знаний начинается с правильного понимания фактического материала, а это пред­полагает развитие мыслительной деятельности у детей, с по­мощью которой формируются научные понятия, познаются за­кономерности, вытекающие из анализа фактов. Сознательное и активное отношение к учению в значительной мере обуслов­лено осуществлением других дидактических принципов, в осо­бенности доступности в обучении и связи теории с практикой.

Реализация принципа сознательности в обучении в специаль­ ных школах сопряжена с известными трудностями, которые оп­ ределяются особенностями психического развития и состояния эмоционально-волевой сферы детей. Сознательному усвоению учебного материала слепыми и слабовидящими значительно препятствует недостаточное взаимодействие наглядно-образ­ных и словесно-логических компонентов мышления, обуслов­ленное нарушением зрительного восприятия внешнего мира, бедными, нерасчлененными и мало дифференцированными представлениями. Часто проявляется расхождение между вос­приятием предмета и отражающим его сущность словом.

Формализм в знаниях слепых и слабовидящих - один из се­ рьезных недостатков в обучении. Он порождается абстрактно стью преподавания, оторванностью от жизни, недостаточным использованием наглядных, оптических и технических средств. Формальный характер знаний учащихся, непонима­ние ими сущности изучаемого материала и неумение практи­чески использовать его ведут к потере интереса к учению.

Принцип наглядности.

Дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосред­ственно воспринятых учащимися.

Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я.А. Коменский. Он впервые сформулировал «золотое прави­ ло», по которому при обучении надо предоставить «видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обоня­ нием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - пу­тем осязания». Наглядность в обучении способствует тому, что у учащихся благодаря восприятию предметов и явлений окружающего мира формируются представления, понятия, разви­ваются мышление и речь.

Правильное применение принципа наглядности имеет важное значение для обучения слепых и слабовидящих детей. Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувствен­ную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. В этой связи применяются не только обычные средства наглядности, но и специальные. Для слепых применяются наглядные пособия, ко­торые ученики могут познавать главным образом с помощью осязания. К ним относятся природные объекты, чучела, муля­ жи, макеты, рельефные глобусы, карты, рисунки, чертежи и схемы. Наглядные пособия помогают слепым составить пред­ставление о живых и неживых объектах внешнего мира. Важ­ную роль в обучении слепых имеют приборы и приспособления, преобразующие оптические сигналы в звуковые и тактильные (звукооптический щип, фотоэлектрический сигнализатор и др.). С их помощью слепые могут определить уровень жидкости в со­суде, удостовериться в наличии химической реакции, провести измерение величины тока, напряжения, сопротивления в элек­трической цепи.

Слабовидящие воспринимают наглядные пособия зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и других качествах этих посо­бий, отвечающих требованиям охраны зрения. Так, например, рисунки, географические и исторические карты для слабови­ дящих детей должны иметь ограниченное количество условных обозначений, линий, знаков. Хорошо воспринимаются слабо­ видящими яркие, контрастные, цветонасыщенные изображе­ния невысокой композиционной сложности.

Для частичновидящих используются средства наглядности, доступные для бисенсорного восприятия (использование ося­зания и остаточного зрения). Отметим, что остаточное зрение у детей характеризуется неравнозначностью нарушений различ­ных функций, лабильностью, тенденцией к наступлению быс­ трого утомления, что требует индивидуального подхода в под­ боре средств наглядности. Применение специальных, правиль­ но подобранных средств наглядности ведет к снижению зрительного утомления и поддержанию общей работоспособно­ сти.



2020-02-04 230 Обсуждений (0)
Принцип сознательности в обучении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип сознательности в обучении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)