Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебно-познавательная деятельность человека с особыми об­разовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нор­мально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо при­менение специфических приемов и средств обучения и воспитания.

 Средства обучения должны соответствовать принципам специ­ального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обу­ чение максимально доступным и посильным для учащихся, учи­тывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систе­матической работы по самостоятельному приобретению знаний; предоставляет возможность для учета индивидуальных особенно­стей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индиви­дуальной работы, дифференцированного подхода к обучению; со­действует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельност-ную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспе'^зает коррекционно-компенсирующую направленность обуче­ния; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для с0циальной адаптации; ведет не только к усвоению знаний и фор­мированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности.

Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания ма­териала, наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные откло­нения в развитии.

Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми.

Поэтому к речи педагога, работающего в системе специально­го образования, в силу специфики контингента обучаемых предъ­являются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчет­ливо, естественно. Педагог специальных образовательных учреж­дений должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импро­визации, находить и использовать ситуации, способствующие ак­тивизации речевой деятельности учащихся, обладать бездефект­ным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

 

Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции откло­нений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченны­ми возможностями, а также давали бы положительный и доста­точно быстрый эффект.

Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции.

Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: пси­хофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникатив­ную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практиче­ ской художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, кото­рые используются в артпедагогике и в арттерапии.

Широкое распространение в системе специального образова­ния получило использование музыкальных средств воспитания.

Изобразительные средства выступают не только как богатей­ший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечат­лений, эмоций, своего внутреннего мира.

Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства раз­вивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кру­гозор и речевой запас.

Художественно-речевая деятельность помогает детям с откло­нениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, пре­одолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.

Театрализованно-игровая деятельность. Основной язык теат­рального искусства - действие, основные признаки - диалог и иг­ра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для млад­ших школьников, и для подростков - ведущая деятельность.

Это разнообразная печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, при этом особая роль принадлежит учебникам.

пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;

средства актуализации знаний и личного опыта;

средства активизации познавательной деятельности и мотива­ции учения;

средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями недостатков развития;

средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;

задания, упражнения для развития навыков предметно-прак­тической деятельности;

упражнения, направленные на формирование и развитие ком­пенсаторных механизмов средствами данного учебного предмета у учащихся с теми или иными отклонениями в развитии.

Должны быть также учтены:

особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей с отклонениями в развитии;

возможность дифференцированного и индивидуального под­хода к обучению с применением учебника;

Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учите­лем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции. Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются: во-первых, стремление к возможно боль­шей естественности, натуральности предлагаемых для ознакомле­ния и исследования объектов и предметов; во-вторых, наглядно-действенный характер знакомства и исследования предъявляемых предметов, объектов (ребенок по возможности должен получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов, включая осязание, обоняние и вкус); в-третьих, воспринимаемые чувственно-наглядные образы, при­знаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове.

Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидакти­ ческий материал. Это средство обучения предназначено для прак­тической деятельности ребенка с расчетом на максимально воз­можную степень самостоятельности. Его использование позволя­ет детям легче усваивать учебный материал, он может быть по­добран в наиболее полном соответствии с индивидуальными осо­бенностями и возможностями каждого ребенка.

Дидактический материал, используемый в коррекционно-обра-зовательном процессе, бывает предметным, изобразительным и словесным.

Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обучения становится все более отвлеченным, абстрактным, представляя собой в конце концов «материализованные абстрак­ции», т. е. воплощенные в предметном материале наиболее общие, сущностные характеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действий и операций с ними. Применение предметного дидактического материала вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный на­строй, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирование необходи необходи­мых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания.

Изобразительный дидактический материал (рисунки, серии кар­тинок, схемы, чертежи, предметные карты) является более абст­рактным по отношению к предметному. Его применение способ­ствует развитию наблюдательности и внимания, умению сравни­вать, анализировать, выстраивать логическую последовательность. Нередко изобразительный дидактический материал используется в целях формирования навыков установления определенной по-

следовательности тех или иных практических или речевых дейст­вий и др.

Словесный дидактический материал - это раздаточные карточ­ки с заданиями, упражнениями, примерами, задачами, поручения­ми. Этот вид дидактического материала используется тогда, когда ребенок с отклонением в развитии начинает овладевать чтением и письмом. Словесный дидактический материал развивает само­стоятельность, обеспечивает выбор оптимального уровня слож­ности задания и темпа его выполнения, позволяет рационально организовать индивидуальную самостоятельную работу. Этот вид дидактического материала способствует развитию речи детей.

Для устранения возможных не­точностей восприятия и предупреждения произносительных оши­бок довольно часто в практике специального обучения использу­ются средства словесной наглядности. К средствам словесной на­глядности следует отнести: записи, производимые на доске; йоти­рованное письмо (указание орфоэпически правильного произно­шения); словарь, схемы речевых высказываний, размещенные на наборном полотне или фланелеграфе.

Для развития мыслительных операций учащихся, создания пред­ставлений об объектах и явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изу­ченного учебного материала особую значимость приобретает ис­пользование такого средства наглядности, как моделирование. Под моделированием понимается система действий по построению, пре­образованию и использованию наглядно воспринимаемой систе­мы (модели).

Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и компенса­ции недостатков развития детей.



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)