Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственное воспитание



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Нравственное воспитание 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок по­степенно овладевает принятыми в обществе людей нор­мами и правилами поведения и взаимоотношений, присва­ивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, спосо­бы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств.

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нрав­ственных чувств, нравственных привычек и норм, практи­ки поведения.

вторая группа задач нравственного воспитания от­ражает потребности общества в людях, обладающих конк­ретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе­мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание ока зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас­та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Средства нравственного воспитания: художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы), природа, собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность, общение).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравствен­ного воспитания:

- организация практическо­го опыта общественного поведения (метод приучения, по­каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

- формирование у детей нравственных представлений, суждений, оценок (бесе­ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

И к первой, и ко вто­рой группе автор относит метод убеждения, положитель­ный пример, поощрение и наказание.

Условия нравственного воспитания :

- метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он тре­бует логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее под­готовлены условия, средства. Например, воспитатель при­ учает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совме­ стной деятельности детей - организовать «мастерскую по
ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

- методы воспитания следует применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать степень слож­ности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть воз­можные результаты воздействия их на конкретного ребен­ка. Если педагог не уверен в успехе или предвидит слиш­ ком сильную реакцию - от выбранного метода следует от­ казаться;

- применение методов нравственного воспитания требу­ет терпения и терпимости.

 

Физическое воспитание

Одной из сторон развития личности является физичес­кое развитие, которое самым непосредственным образом  связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Физическое воспитание слепых и слабовидящих является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, фор­мирование двигательных умений и навыков, достижение вы­сокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких Детей является коррекция двигательных недостатков, возник­ших в результате нарушения зрения.

При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализа­тора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта.

ЗАДАЧИ

 

Ю. К. Бабанский В.И.Логинова Г.В.Хухлаева и др.
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности. 2. Формирование двигательных навыков и умений. 3. Развитие основных двигательных качеств. 4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене. 5. Воспитание воли, смелости, дисциплинированности. 6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. 7. Привитие организаторских навыков. 1. Охрана и укрепление здоровья. 2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма. 3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости. 1. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. 2. Группа воспитательных задач: - формирование нравственно-физических навыков; - формирование потребности в физическом совершенстве; - воспитание культурно-гигиенических качеств. 3. Группа образовательных задач: - формирование представлений о своем организме, о здоровье; - формирование навыков выполнения основных движений; - формирование представлений о режиме, об активности, об отдыхе.

 

Средствами реализации задач первой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноцен­ное питание, оздоровительные силы природы, рациональ­ный режим жизни, физические упражнения.

Средствами реализации второй группы задач являются де­ятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, про­изведения музыкального и изобразительного искусства). Методы - упражнения, беседа, игра, создание проблем­ных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств. Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества, взаимопомощи.

Третью группу составляют задачи, свя­занные с формированием у ребенка осоз­нанного отношения к своему здоровью.

Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художествен­ные средства.

 

Задачи и содержание физического воспитания слепых и сла­ бовидящих детей в принципе те же, что и у нормальновидящих, однако при этом учитываются особенности их физического раз­вития, обусловленные нарушениями зрения, вторичными откло­нениями в формировании движений и пространственно-ориен­тировочной деятельности.

В связи с этим физическое воспита­ние слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, фор­мирование двигательных качеств. Это достигается путем орга­низации коррекционно-направленных занятий, предусматрива­ющих развитие пространственно-ориентировочной деятельнос­ти, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и рас­слабления мышц.

Все это направлено на коррекционно-компен саторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, качественное выполнение двигательных действий. Фи­зическое воспитание предусматривает преодоление таких недо­статков физического развития у детей, как асимметрия и непро­порциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность и скованность движений. Физические упражнения сочетаются с закаливающими проце­дурами и, как правило, проводятся на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиеничес­ких норм и требований.

Эффективность процесса физического воспитания слепых и слабовидящих детей требует комплексной организации рабо­ ты по коррекции двигательных нарушений, важным условием которой является единство форм учебной и внеклассной рабо­ ты, создание адекватных условий для их физического и ум­ственного развития, формирования двигательной сферы.

В процессе физического воспитания необходим индивидуаль­ ный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также системати­ческий контроль за динамикой физического развития и двига­тельных способностей учащихся, степенью исправления дви­гательных нарушений.

Под влиянием направленного физического воспитания и при­менения системы коррекционных занятий происходит пере­стройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем и, что не менее важно, улучша­ется функциональное состояние зрения у детей.

 

Ермаков, Якунин. Основы тифлопедагогики, с. 159-164; Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

 

Умственное воспитание

 

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитель­ных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обу­чающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологичес­кие факторы: строение мозга, состояние анализаторов, из­менения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, ха­рактеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способ­ности к самостоятельному творческому познанию.

Умственное воспитание - планомерное целенаправлен­ное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разносторон­него развития, для адаптации к окружающей жизни, фор­мирование на этой основе познавательных процессов, уме­ния применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное развитие детей зависит от комплекса социальных и биологи­ческих факторов, среди которых направляющую, обогаща­ющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему.

Одна из основных функций умственного воспита­ ния детей - формирование познаватель­ ной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Для полноценного умственного развития ребенка необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умствен­ ного воспитания детей являются:

- сенсорное воспитание (развитие)

Для развития вос­приятия ребенок должен овладеть общественным сенсор­ным опытом, который включает в себя наиболее рациональ­ные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и воспри­ятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действи­ям обследования предмета, которые в психологии называют­ся перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства. Задача сенсорного воспита­ния - своевременно обучить ребенка этим действиям. Обоб­щенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобще­ния, для развертывания мыслительных процессов. Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольни­ки применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные про­цессы, воображение, формируются эстетические чувства.

В обучении и воспитании слепых и слабовидящих важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых мож­но вычленить действия по выделению, отбору, переработке ин­формации и построению на их основе образа и опорного пред­ставления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности.

Восприятие физичес­ких свойств, пространственных признаков и отношений пред­метов основано на взаимодействии различных анализаторов (зрительного, двигательного, осязательного, кинестетического и др.). Развитие процессов восприятия, а также речи и мышле­ния происходит неразрывно. С их помощью дети абстрагируют и обобщают пространственные признаки и отношения между вос­принимаемыми предметами. Значительные изменения в воспри­ятии предметов и пространства наблюдаются у детей с появле­нием в их словаре специальных слов, обозначающих форму, раз­меры, пропорциональные отношения, пространственное распо­ложение предметов. Планомерное полисенсорное воспитание детей расширяет возможности в познавании ими окружающего мира. Совместное использование частичного зре­ния и осязания дает значительно лучшие результаты при узна­вании предметов. При отсутствии или глубоком нарушении зрения мобилизу­ется деятельность сохранных анализаторов, повышается ост­рота восприятия сохранившихся видов чувствительности. Это­му способствует тренировка, упражнение органов чувств в условиях целенаправленной деятельности.

В учебной, игровой и трудовой деятельности важную роль иг­рает слуховое восприятие, которое необходимо целенаправлен­но развивать. Слепые и слабовидящие широко пользуются слухом в процес­се игровой, учебной и трудовой деятельности, в процессе ориентировки.

Формирование знаний о своих сенсорных возможностях значительно продвигает ребенка в развитии адаптивных способностей при ориентировке в окружающем мире. Достижение определенного уровня коррекционно-компенсаторного развития сенсорной сферы приводит психическое развитие ребенка с нарушением зрения к стабилизации и обеспечивает решение проблемы преодоления трудностей при обучении и воспитании.

- развитие мыслительной деятельности (овладение мыс­лительными операциями, познавательными процессами и способностями)

Положительный результат во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробу­дить у ребенка интерес к умственным за­нятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. Включение детей в учебно-воспитательный процесс предпо­лагает формирование представлений и развитие простран­ственного мышления у слепых и слабовидящих. В про­цессе обучения возникает необходимость развития образов воображения. Говоря о пространственном мышлении, следует отметить, что это внешнее проявление аналитико-синтетической деятельно­сти. Эта деятельность включает в себя мысленное воссоздание облика предметов, местоположения и перемещения их в про­странстве. В развитии указанных психических процессов важ­ную роль играет повышение активности детей, совершенство­вание наглядно-образного и словесно-логического мышления.

 

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Мыслительные операции, познавательные процессы (память, воображение)

- становление речи.

 

Овладение знаниями и умениями предполагает обогащение словарного запаса у детей и понимание ими конкретного зна­чения слов специфического характера. Речь служит средством познания, усвоения и передачи соци­ального опыта, связанного с деятельностью. Слово объединяет в себе функции обозначения, обобщения свойств и качеств объектов реальной действительности. Речь развивается и обогащается в постоянном взаимодействии с ощущениями, восприятиями, представлениями и другими познавательными процессами.

Обогащение словаря, овладение речью расширяет возможности детей в восприятии предметов и про­странства.

 

- воспитание любознательности, познавательных инте­ресов

- формирование системы элементарных знаний о предме­ тах и явлениях окружающей жизни

 

Умственное развитие ребенка происходит в специфических для него видах деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, учеба, и т.п.)

 

Ермаков, Якунин. Основы тифлопедагогики. С. 14-25

Как отвечать на вопросы детей

В свое время А. М. Горький замечал, что умение тол­ ково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и по­ ложительно воздействовать своими ответами на умствен­ ное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопро­ сы ребенка?

- Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрос­лому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано на­чинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важ­нейшее требование к ответам на детские вопросы - уважи­тельное, бережное отношение к ним.

- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме по­ знавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

- На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напро­ тив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит дет­ скую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее тре­бование - краткость и определенность ответа. Следует учи­тывать уровень умственного развития ребенка, обращать­ся к его жизненному опыту.

- Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет по­нятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то ра­зобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н.Н. Поддьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают су­щественное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познаватель­ную активность.

- Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, во­ влекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилия­ми ищите ответ.

- Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не то­ ропитесь с ответом. Помните, что вы должны дать до­ школьнику представление о том, что в мире много источ­ ников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Пред­ ложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанни­ ков группы для обмена мнениями, для коллективного по­ иска ответа.

- Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, со­здайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для это­го можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

 

Трудовое воспитание

 

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» тракту­ется как «целесообразная деятельность человека, направ­ленная на видоизменение и приспособление предметов при­роды для удовлетворения своих потребностей».

Задачи

 

Ю.К. Бабанский В Л. Логинова В.Г. Нечаева
воспитание отношения к труду; воспитание отношения в людям труда; формирование потребности трудиться; подготовка к выбору профессии. формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений и навыков в основных видах труда. формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-трудовых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых.

 

Виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный.

 

В процессе трудового обучения и воспитания у детей выраба­тывается активная жизненная позиция. Для слепых и слабо­видящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд за­нимает важное место в системе учебно-воспитательного процес­са в дошкольных учреждениях и школах для детей с наруше­нием зрения.

Трудовое воспитание дошкольников. В дошкольных учреж­дениях трудовое воспитание направлено на коррекцию недо­статков познавательной деятельности, развитие процессов ком­пенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения.

Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, кото­рое может успешно осуществляться лишь в условиях целенап­равленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает особая необходимость в использовании раз­нообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение на­туральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, техно­логией изготовления изделий (работа с природоведческим ма­териалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей проис­ходит обогащение представлений, развитие речи и мышления формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности.

С помощью специальных упражнений осуществляется развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, корригирование двигательных наруше­ний, обусловленных слепотой и слабовидением.

Трудовое обучение школьников. В связи с совершенствова­нием производства, появлением новых видов труда и повыше­нием уровня требований к квалификации рабочих встают за­дачи по дальнейшему совершенствованию трудового обучения слепых и слабовидящих школьников. Новые подходы к обучению труду слепых и слабовидящих заключаются в обогащении содержания тру­дового обучения элементами общетехнических знаний и умений, осуществлении связи трудового обучения с общим и политехническим образованием, разработке содержания, ме­тодов и условий трудовой подготовки, позволяющих реализо­вать резервные возможности компенсаторного развития сле­пых и слабовидящих.

Трудовое обучение в специальной школе проходит три эта­па, отражающие специфические и возрастные особенности раз­вития слепых и слабовидящих детей.

 

Формы организации труда: поручения (индивидуальные, подгрупповые; кратковременные, длительные; постоянные, одноразовые); дежурства; общий, совместный, коллективный труд.

Средства трудового воспитания: собственная трудовая деятельность детей, ознакомление с трудом взрослых, художественные средства.

 

Ермаков, Якунин. Основы тифлопедагогики. С. 176-186

 



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Нравственное воспитание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственное воспитание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)