Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Офтальмо-гигиенические основы коррекционной работы.



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Офтальмо-гигиенические основы коррекционной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

См. лекции «Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения»

 

 

Тифлопедагогика

Лекция 19. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения.

 

План:

1. Взаимосвязь медицинской и педагогической коррекции.

2. Технологии подготовки к занятиям на специальной лечебно-диагностической аппаратуре.

Литература:

1. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994. – 33 с.

2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., ГороД, 1998.

3. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. –М.: ГороД, 1998. – 56 с.

 

Взаимосвязь медицинской и педагогической коррекции.

 

 

Принципы МК и ППК основываются на общих принципах коррекционной работы: превентивности, пропедевтике, трансформированного взаимодействия во влиянии на дефект и вторичные отклонения, дифференциации медицинской и психолого-педагогической коррекции, единстве и соучастии врачей и педагогов в формировании позитивных отношений детей к процессу лечения и психолого-педагогическим мероприятиям.

В разработке содержания общеразвивающих и коррекционных  занятий большое внимание уделяется коррекции, упражнению и активизации зрения.

В то же время во всех видах детской деятельности предусматривается учет зрительных нагрузок, индивидуальные дифференцированные подходы к проведению отдельных занятий с детьми сообразно этапам восстановительного лечения зрения и общего состояния здоровья.

Это особенно прослеживается в условиях необходимого взаимодействия МК и ППК, когда возникает необходимость выстраивать модель коррекционной помощи индивидуально для каждого ребенка, так как и степень выраженности дефекта, и время его появления, а также социальные условия, в разной степени проявляются в становлении психики каждого ребенка. Поэтому офтальмо-гигиенические условия психолого-педагогической коррекции являются чаще всего сугубо индивидуальными и специфическими.

 

В практику широко вошли игры, направленные на

· повышение остроты зрения,

· развитие фузии,

· фиксации,

· упражнения для глазодвигательных функций.

В практике образовательных учреждений внедрен подход «Играя, лечимся». В содержании программ коррекционной работы во многие разделы воходят задачи коррекции зрительных функций и зрительного восприятия.

Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом.

Одним из наиболее важных преимуществ лечения глазных болезней в детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребенка к лечению. Лишь в том случае, когда ребенок занимается с желанием и интересом, лечение может быть успешным. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат восстановления зрения.

Педагоги становятся участниками возвращения детям полноты зрительных функций, для этого они должны

знать особенности патологии органа зрения,

знать принципы воздействия на орган зрения при этой патологии,

понимать зрительные возможности ребенка,

систематически консультироваться с врачом-офтальмологом,

поддерживать в ребенке интерес к лечению, убеждая его в наличии положительного результата.

Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку. При этом:

учитываются разрешающие возможности зрения,

требования восстановительного лечения,

пособия и материалы, предлагаемые детям должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка.

В ходе занятий и игр

происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы,

идет формирование бинокулярной фиксации,

упражняются глазодвигательные функции.

Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты в повышении возможностей зрительных функций.

 

Технологии подготовки к занятиям на специальной лечебно-диагностической аппаратуре

 

Большое внимание педагоги уделяют подготовительным упражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сестрами, особенно перед началом лечения на медицинских аппаратах.

ПЛЕОПТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций.

1. Для усиления стимуляции – подготовка к амблиотренеру и локализатору:

· Применяются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлекающими детей своей занимательностью. Такие игры увлекают детей и приносят в лечебный процесс элементы непроизвольного интереса ребенка, что усиливает лечебный эффект. При этом глаз упражняется в выделении цветовой насыщенности, с тем, чтобы усилить цветоразличительные способности зрения.

· Маленьким детям для обводки даются простые крупные предметы (шар, яблоко, флажок и т.д.), детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии, у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещенный экран.

2. Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия – подготовка к синоптофору и таблице для проверки зрения:

выделение формы, цвета, величины,  пространственного положения предметов,

 В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.

Используются следующие дидактические игры: «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое».

3. В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например: «Собери башенку», «Собери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку».

Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: «Кто скорее нанизает шары», «Наряди куклу в бусы» и др.

4. Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонарем: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажегся», «Сколько лампочек горит на панели?», «Проследи за огоньками» (с какого цвета началось включение и каким закончилось). На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?» и т.д.

5. Упражнения, способствующие развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации:

- воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета;

- обучение чтению детьми плоских и объемных изображений осуществляется с помощью зрения и подключением осязательного восприятия. Дети анализируют рисунок, сравнивают изображения, выделяют сходные и отличительные признаки.

- шнуровку можно внести в одежду кукол (на ботинках, сапожках куклы, на жилете, пальто, платье).

6. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, пирамидки, разрезное лото и др.), заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания.

7. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям, и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питается это животное. Коза любит капусту, заяц - морковку и т.д. Содержание таких картинок может быть разнообразным.

 

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии, предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, так как у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Им трудно работать с очень мелким материалом. Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.

 

На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяется формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети затем смогли отобразить в своих рисунках. Психофизические методы восстановления зрения (светостимуляция, представление изображений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педагогическими методиками.

Хорошо использовать в этот период лечения рассматривание цветных слайдов и диафильмов. Дети могут рассматривать изображения предметов, животных, птиц, сюжетных картинок из сказок и т.д. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках.

Детям можно предложить игру «Кто с какой игрушкой играет». Даются вырезанные фигурки детей в движении (прыжки, бег, ходьба и др.) и предметы, с которыми эти дети совершают определенные действия (девочка со скакалкой, с мячиком, мальчик едет на самокате, играет с юлой, едет на лошадке и др.). Детям нужно рассмотреть, а затем определить. Для какого движения характерна данная поза, найти игрушку, с которой играет ребенок.

В задании «Выложи такой же рисунок» (на фланелеграфе) дается образец рисунка в нескольких планах (1-3 плана). Дети должны на фланелеграфе воспроизвести из вырезанных изображений рисунок. Дидактическая игра «Нанизай на каждый шнурок шарик соответствующего цвета». Даются шнурки разного цвета и цветные шары. Дети нанизывают каждый цветной шар на шнурки соответствующего цвета.

В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перегрузка, и пособия, и материалы делаются более крупного размера.

Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. Например, если на занятиях по математике формируется понятие широкое-узкое, длинное-короткое, можно предложить детям в зависимости от величины объекта (машина, гусеница, ослик) нарисовать дорожки соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с этим заданием, предлагается выбрать из набора лент ленты разной ширины и соответствующего размера. В таких заданиях активно упражняется зрение. А это способствует лечебно-оздоровительному процессу.

ОРТОПТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое.

Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений. Дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В игре «Подбери пару» дети должны подобрать два изображения, например, животных в разных позах и рассказать, чем эти изображения отличаются.

В упражнениях на обучение детей чтению графических изображений можно предложить заполнить контурное изображение сюжетной картинки цветным, вырезанным по контуру изображением (картинкой).

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик», «Попади шариком в цель», «Кто скорее наберет определенное количество палочек соответствующего цвета», «Проследи за движением флажка (ленты, фонарика, султанчика)», «Набрось кольцо», «Каждую игрушку в свою коробку».



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Офтальмо-гигиенические основы коррекционной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Офтальмо-гигиенические основы коррекционной работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)