Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальный и дифференцированный подход.



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Индивидуальный и дифференцированный подход. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сохранение содержания коррекционной работы под управлением
общепедагогических требований затрудняет в практике
разграничение дифференцированной, индивидуальной помощи.
Чтобы эффективность коррекционной работы возрастала,
необходимо совершенствовать ее содержательную сторону, методы
и средства по принципу варьирования их применительно к
своеобразию индивидуальных особенностей ребенка с нарушением
зрения.

Но для того, чтобы увидеть всю картину существующих отклонений, необходимо иметь полное представления о состоянии первичного дефекта, общего состояния здоровья ребенка, так как это является первопричиной их появления.

На основе проведенных в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований можно представить определенным образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:

- нарушение зрения: снижение  остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора,    глазодвигательных функций,
нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.;

- неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность зрительного восприятия;

- обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

- нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем снижение функциональных возможностей организма;

- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах
деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний.

 

В психологическом словаре дается такое определение: «Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка» (с. 135). В Российской педагогической энциклопедии указано, что «Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку» (с. 361).

В то же время дифференцированный подход, по мнению А.А. Кирсанова, - это особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.

Как отмечает Л.И. Плаксина, современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта зрения, но и расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. Среди детей с глазной патологией выделены группы детей слепых, частично видящих, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.

При некоторой общности в характеристике детей с различными нарушениями зрения, характер и глубина зрительного дефекта накладывает специфический отпечаток на психическое развитие детей. Суженная информация об окружающих предметах при слепоте и слабовидении приводит к обеднению предметных представлений, которые могут быть не всегда достоверными, точными, четкими. У детей затруднены процессы сравнения, анализа, категоризации. Сенсорное недоразвитие обуславливает вялое протекание умственной и речевой активности. Дефицит зрительной информации ведет к трудностям ориентировки в пространстве, снижению двигательной активности, нарушению координации движений, осанки.

Снижение остроты зрения, нарушения глазодвигательных функций, монокулярный характер зрения у детей с косоглазием и амблиопией осложняют зрительно-моторную координацию, ориентировку при выполнении предметно-практических действий. Низкий уровень перцептивных действий у детей данной категории сказывается на овладении детьми программного материала по развитию представлений о форме и величине предметов (Л.И. Плаксина).

Выбор методов и приемов, подбор пособий должны осуществляться дифференцированно с учетом возраста детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентации в пространстве, а также с учетом индивидуальных зрительных, осязательных, познавательных возможностей детей, состоянием их здоровья (Б.К. Тупоногов, Е.Н. Подколзина,  Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина).

Среди слепых и слабовидящих встречаются дети со слож­ными формами аномального развития (различными наруше­ниями речи, двигательной сферы, снижением слуха, осязания и др.). Различные по характеру и глубине нарушения речи, двигательной сферы, а также снижение слуха и тактильной чувствительности требуют применения в процессе обучения и воспитания индивидуальных средств коррекции

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками с нарушением зрения с учетом особенностей осязательных и зрительных возможностей каждой категории детей, а также с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ребенка, помогает достигнуть хороших результатов в процессе компенсации зрительной недостаточности, повышает успешность ориентировки в окружающем предметном мире, способствует формированию у дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести специальных способов предметно-практической деятельности и социально-адаптивного поведения.

 

Тифлопедагогика

Лекция 17. Воспитание детей с нарушением зрения.

План:

1. Содержание воспитания детей с нарушением зрения.

2. Физическое воспитание детей с нарушением зрения.

3. Умственное воспитание детей с нарушением зрения.

4. Трудовое воспитание детей с нарушением зрения.

5. Нравственное и эстетическое воспитание детей с нарушением зрения.

Литература:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А Основы тифлопедагогики: Развитие обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – с. 155-164, 166, 176-186.

2. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика. – М., 1975.

3. Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драмматизации. – М.: Издательство «Научная книга», 2000. 168 с.

4. Педагогика. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.

5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., ГороД, 1998.

6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. Методическое пособие. / Под редакцией Л.И.Плаксиной. – М., 1995.

7. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н.Новгород: Изд. Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с., илл.

8. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 128 с. (Серия «Ранняя помощь»).

 

По своим целям и задачам воспитание детей с нарушением зрения совпадает с общими принципами педагогики. Общие за­дачи воспитания сочетаются со специальными задачами, свя­занными с преодолением, коррекцией и компенсацией первич­ных и вторичных отклонений в развитии детей.

Коррекционное воспитание - это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптировать­ся в социальной среде.

Коррекционное развитие- преодоление недостатков психофизического раз­вития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате актив­ного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Коррекционное воспитание обязательно включает в себя процесс форми­рования обобщённых знаний об «объекте отношения» (термин И.Я. Лернера), что позволяет учащимся со зрительными недостатками правильно ориенти­роваться в различных условиях и ситуациях.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивает, что относится и к коррекционным процессам.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравствен­ная и др. саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально трудовой ориентировки.

При дефекте зрения у детей могут сложиться условия для проявления негативных сторон личности, характеризующиеся в снижении активности, самостоятельности, интереса к окружающей действительности и отсутствии жизненной перспективы. Часто у них собственные мотивы деятельности, желания и поступки не соотносятся с общими требованиями и целями, а иногда превалируют над ними. Проблема самосознания в воспитании ребенка с нарушением зрения проступает как коррекционная необходимость знания детьми своих возможностей как негативных (зрительной недостаточности), так и позитивных (компенсаторное значение сохранных анализаторов, речи, мышления и т.д.). Такой подход открывает детям реальные возможности новых путей ориентации в окружающем, познании своих функциональных возможностей.

В связи с этим необходимо привлечение всех компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения для преодоления существующих у них отклонений в развитии личности в специально организованных коррекционных занятиях. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. Прежде всего следует воспитать у них самостоятель­ность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необхо­димо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.

Недооценка проблемы воспитания наблюдалась как общая тенденция образовательной системы. Это обнаруживается при анализе существующих программ воспитания и обучения в детском саду, так как значительная часть содержательного материала посвящается обучению, а задачи воспитания помещаются внутри обучения. При таком преимуществе обучения над воспитанием дети получали информацию об окружающей действительности, но не учились ею пользоваться. Им недостает возможностей практического упражнения в определенных психологических проявлениях личности: коммуникативных, мотивационных и деятельностных.

Только целенаправленное педагогичес­кое воздействие на детей, вовлечение их в различные виды дея­тельности в тесной связи с требованиями жизни способны развивать познавательные возможности, обеспечить овладение знаниями, сформировать умения и навыки, поднять их до уров­ня понимания социальной значимости учебной и трудовой дея­тельности. Все это компенсирует и корригирует недостатки ин­валидного состояния слепых и слабовидящих.

В содержание воспитания детей с нарушением зрения вхо­дит нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, умственное (коррекция познавательных процессов) воспитание, коррекция качеств личности.

 

Закономерности воспитания - это связи между компонен­ тами системы, которые обеспечивают определенный резуль­ тат воспитания. Закономерности отража­ют сущностную характеристику процесса развития. Закономерности конкретизиру­ются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, ме­тодах; методы - в приемах.

закономерности принципы технологии методы и приемы
Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе поддерживать и направ­лять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак­тивности малыша и его возможностями выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив­ность в деятельности направлены на повышение познавательной, эмоциональ­ной, двигательной и другой активности
Потребность ребенка в любви терпи­мость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь   включает обращенность педагога к ребен­ку, ситуации, которые дают малышу возможность почув­ствовать, что его любят, верят в его силы должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят
Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха ува­жение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности»   формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их   про­цесс должен быть организован так, чтобы ребенок сам искал спо­соб исправления своих ошибок и применял его

 



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Индивидуальный и дифференцированный подход. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальный и дифференцированный подход.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)