Индивидуальный и дифференцированный подход.
Сохранение содержания коррекционной работы под управлением Но для того, чтобы увидеть всю картину существующих отклонений, необходимо иметь полное представления о состоянии первичного дефекта, общего состояния здоровья ребенка, так как это является первопричиной их появления. На основе проведенных в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований можно представить определенным образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения: - нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, - неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность зрительного восприятия; - обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов; - нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем снижение функциональных возможностей организма; - нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах
В психологическом словаре дается такое определение: «Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка» (с. 135). В Российской педагогической энциклопедии указано, что «Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку» (с. 361). В то же время дифференцированный подход, по мнению А.А. Кирсанова, - это особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам. Как отмечает Л.И. Плаксина, современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта зрения, но и расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. Среди детей с глазной патологией выделены группы детей слепых, частично видящих, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией. При некоторой общности в характеристике детей с различными нарушениями зрения, характер и глубина зрительного дефекта накладывает специфический отпечаток на психическое развитие детей. Суженная информация об окружающих предметах при слепоте и слабовидении приводит к обеднению предметных представлений, которые могут быть не всегда достоверными, точными, четкими. У детей затруднены процессы сравнения, анализа, категоризации. Сенсорное недоразвитие обуславливает вялое протекание умственной и речевой активности. Дефицит зрительной информации ведет к трудностям ориентировки в пространстве, снижению двигательной активности, нарушению координации движений, осанки. Снижение остроты зрения, нарушения глазодвигательных функций, монокулярный характер зрения у детей с косоглазием и амблиопией осложняют зрительно-моторную координацию, ориентировку при выполнении предметно-практических действий. Низкий уровень перцептивных действий у детей данной категории сказывается на овладении детьми программного материала по развитию представлений о форме и величине предметов (Л.И. Плаксина). Выбор методов и приемов, подбор пособий должны осуществляться дифференцированно с учетом возраста детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентации в пространстве, а также с учетом индивидуальных зрительных, осязательных, познавательных возможностей детей, состоянием их здоровья (Б.К. Тупоногов, Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина). Среди слепых и слабовидящих встречаются дети со сложными формами аномального развития (различными нарушениями речи, двигательной сферы, снижением слуха, осязания и др.). Различные по характеру и глубине нарушения речи, двигательной сферы, а также снижение слуха и тактильной чувствительности требуют применения в процессе обучения и воспитания индивидуальных средств коррекции Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками с нарушением зрения с учетом особенностей осязательных и зрительных возможностей каждой категории детей, а также с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ребенка, помогает достигнуть хороших результатов в процессе компенсации зрительной недостаточности, повышает успешность ориентировки в окружающем предметном мире, способствует формированию у дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести специальных способов предметно-практической деятельности и социально-адаптивного поведения.
Тифлопедагогика Лекция 17. Воспитание детей с нарушением зрения. План: 1. Содержание воспитания детей с нарушением зрения. 2. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 3. Умственное воспитание детей с нарушением зрения. 4. Трудовое воспитание детей с нарушением зрения. 5. Нравственное и эстетическое воспитание детей с нарушением зрения. Литература: 1. Ермаков В.П., Якунин Г.А Основы тифлопедагогики: Развитие обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – с. 155-164, 166, 176-186. 2. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика. – М., 1975. 3. Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драмматизации. – М.: Издательство «Научная книга», 2000. 168 с. 4. Педагогика. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. 5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., ГороД, 1998. 6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. Методическое пособие. / Под редакцией Л.И.Плаксиной. – М., 1995. 7. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н.Новгород: Изд. Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с., илл. 8. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 128 с. (Серия «Ранняя помощь»).
По своим целям и задачам воспитание детей с нарушением зрения совпадает с общими принципами педагогики. Общие задачи воспитания сочетаются со специальными задачами, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонений в развитии детей. Коррекционное воспитание - это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционное развитие- преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Коррекционное воспитание обязательно включает в себя процесс формирования обобщённых знаний об «объекте отношения» (термин И.Я. Лернера), что позволяет учащимся со зрительными недостатками правильно ориентироваться в различных условиях и ситуациях. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивает, что относится и к коррекционным процессам. В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная и др. саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально трудовой ориентировки. При дефекте зрения у детей могут сложиться условия для проявления негативных сторон личности, характеризующиеся в снижении активности, самостоятельности, интереса к окружающей действительности и отсутствии жизненной перспективы. Часто у них собственные мотивы деятельности, желания и поступки не соотносятся с общими требованиями и целями, а иногда превалируют над ними. Проблема самосознания в воспитании ребенка с нарушением зрения проступает как коррекционная необходимость знания детьми своих возможностей как негативных (зрительной недостаточности), так и позитивных (компенсаторное значение сохранных анализаторов, речи, мышления и т.д.). Такой подход открывает детям реальные возможности новых путей ориентации в окружающем, познании своих функциональных возможностей. В связи с этим необходимо привлечение всех компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения для преодоления существующих у них отклонений в развитии личности в специально организованных коррекционных занятиях. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. Прежде всего следует воспитать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка. Недооценка проблемы воспитания наблюдалась как общая тенденция образовательной системы. Это обнаруживается при анализе существующих программ воспитания и обучения в детском саду, так как значительная часть содержательного материала посвящается обучению, а задачи воспитания помещаются внутри обучения. При таком преимуществе обучения над воспитанием дети получали информацию об окружающей действительности, но не учились ею пользоваться. Им недостает возможностей практического упражнения в определенных психологических проявлениях личности: коммуникативных, мотивационных и деятельностных. Только целенаправленное педагогическое воздействие на детей, вовлечение их в различные виды деятельности в тесной связи с требованиями жизни способны развивать познавательные возможности, обеспечить овладение знаниями, сформировать умения и навыки, поднять их до уровня понимания социальной значимости учебной и трудовой деятельности. Все это компенсирует и корригирует недостатки инвалидного состояния слепых и слабовидящих. В содержание воспитания детей с нарушением зрения входит нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, умственное (коррекция познавательных процессов) воспитание, коррекция качеств личности.
Закономерности воспитания - это связи между компонен тами системы, которые обеспечивают определенный резуль тат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития. Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |